Аксиология – Энциклопедия – Фонд знаний «Ломоносов. Что такое аксиология

Аксиология – учение о ценностях

Аксиология - Энциклопедия - Фонд знаний «Ломоносов. Что такое аксиология

Аксиология – это теория ценности, как особенная наука в философии появилась в России в конце 19 века. Человечество всегда волновала система ценностей, ее место в отношениях между людьми. В каждой социальной группе были свои понятия о добре, зле и истине, это отразилось в трудах многих ученых.

Что такое аксиология?

Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:

  • темы, сопряженные с естеством ценностей;
  • место ценностей в обществе;
  • их связь в структуре и – с восприятием человека.

Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза.

Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота.

В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.

Что такое аксиология в философии?

Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:

  1. Средневековье. ценность – вера в Бога.
  2. 19-20 века – красота и гармония.

И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.

Что такое аксиология культуры?

В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:

  • осуществление ценностных целей;
  • мир вещей через восприятие человека;
  • идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.

Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп.

Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех.

Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.

Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:

  • выяснить критерии, более значимые для человека;
  • отличить ценность от повседневности в понимании личности.

Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:

  1. В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
  2. В педагогике – привитие нравственных ценностей.
  3. В культуре – формирование принятых норм.

Аксиологический подход в психологии

Аксиологический подход в психологии часто используется для переоценки ценностей людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Нередко на первом месте такие личности ставят ошибочные стереотипы, и чтобы человек правильно осознал личностные и общественные ценности, психологи опираются на аксиологический метод:

  • ценности анализируются, как средства преодоления жизненных препятствий;
  • определяют нацеленность действий личности;
  • фиксируют стремления индивидуума к лучшей жизни.

Аксиологический подход в педагогике

Аксиологический подход в воспитании формирует индивидуальность, которая бережет национальное наследие, выстраивает линию своего поведения, с учетом моральных норм и идеалов. Чтобы воспитать настоящего гражданина, который понимает и умеет ценить свое наследие, педагоги:

  • ставят в пример выдающихся личностей на уроках истории и литературы;
  • организовывают киносеансы полезных для патриотического воспитания фильмов;
  • проводят фольклорные фестивали;
  • изучают в экскурсиях и походах историю своего края;
  • стимулируют школьников составлять родословную семьи.

Аксиологический подход к культуре

Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:

  1. Вера или Бог.
  2. Добро.
  3. Красота.
  4. Истина.

Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:

  1. Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
  2. Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
  3. Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.
Законы диалектики – просто и понятно Законы диалектики являются результатом стремлений философов, социологов и историков понять принципы существования и развития природы и общества. Сформулированные ими правила универсальны и подходят для применения в различных жизненных сферах. Амбидекстр – плюсы и минусы амбидекстрии Амбидекстр – человек с уникальной способностью совершать действия и одинаково успешно манипулировать как правой, так и левой рукой. Врожденная амбидекстрия наблюдается всего у 1% людей на всем земном шаре и среди них много гениальных личностей.
Реминисценция как феномен психики человека Реминисценция – психический феномен, механизмы которого до конца не изучены. Характеризуется внезапным воспоминанием давнего события, явления или предмета, иногда – это смутное узнавание, о котором, как о таинстве, упоминал древний философ Платон. Эскапизм – что это и как от него избавиться? Эскапизм – психологическое состояние, способное заменить реальную жизнь. В попытке скрыться от суровых серых дней эскаписты живут в своем мире и смотрят на окружающих сквозь «розовые очки», избавиться от которых самостоятельно не всегда удается.

Источник: https://womanadvice.ru/aksiologiya-uchenie-o-cennostyah

Что такое аксиология

Аксиология - Энциклопедия - Фонд знаний «Ломоносов. Что такое аксиология

Термин «аксиология» сочетает в себе два греческих понятия – «ценность» и «учение», поэтому дословно его можно обозначить как “наука о ценностях”.

Аксиология является разделом философии, освещающим различные взгляды на ценности. Она содержит в себе вопросы о природе различных ценностей, их взаимосвязи и месте в мире, социуме, культурной среде и жизни отдельного человека.

Первым о ценностной теории задумался Сократ. Она стала ключевой частью всей его философии. В частности, Сократ постоянно задавался вопросом «что такое благо».

И в итоге смог прийти к выводу, что благо представляется как ценность, реализованная человеком. Такая ценность становится полезной для человека.

Соответственно, между ценностью и полезностью можно проследить тесную взаимосвязь.

Тема ценности прослеживается и в философских направлениях средневековья и античности. Там она был включен в теорию бытия. Так, основной ценностью считали полноту бытия человека, сочетающую в себе достижение идеального состояния, как в этическом, так и в эстетическом плане.

В учении Платона прослеживается тема Блага, которое ещё называют Единым. Платон отождествляет его с Красотой, Добром, Бытием. И подобной концепции следует вся платоновская философская ветвь.

Аксиология в философской науке появляется при расщеплении бытия на реальность и ценность. Последняя при этом выступает как возможность воплощения чего-либо в жизнь. Задачей аксиологии в данном случае является демонстрация возможностей человеческого ума в рамках реальности.

Натуралистический психологизм

Суть теории в том, что абсолютно все ценности берут начало в потребностях человека – физиологических и психоэмоциональных, и могут быть обозначены как конкретные факты. Приверженцами такой теории являются Пери, Мейнонг, Льюис, Дьюи и Тугаринов.

Трансцендентализм

Эта теория была разработана в Бадене школой неокантианства. Здесь ценность представляется идеальным бытием. Причем, идеально оно не с точки зрения практического опыта, а в соотношении с трансцендентным сознанием. Эти совершенные ценности независимы от человеческого желания, стремления и потребностей.

Однако ценностям необходимо иметь какую-либо связь с реальной жизнью. И здесь просматривается два пути – идеализировать сознание человека либо создать идею существования некоего сверхчеловеческого сознания, на которое могли бы опираться идеальные ценности.

Персоналистический онтологизм

Именно на идее существования такого сверхчеловеческого сознания, а точнее сущности, именуемой «логосом», и строится данная теория. Онтологизм – учение о начале, из которого произошло всё сущее, оно предполагает, что человеческое познание возможно лишь через интуитивное понимание Бога.

Авторство идеи персоналистического онтологизма принадлежит Шелеру. Он считал, что Богу присущи вневременные ценностные черты. И они имеют искажённое, неидеальное отражение в человеческой личности.

Выделяются разные типы личности. Каждый из них определяется свойственной только ему иерархией ценностей. Именно на них и базируется онтологическая основа человеческой личности.

Николай Гартман, будучи основоположником критической онтологии, поставил вопрос о том, чтобы исключить религиозную составляющую в теории аксиологии и освободить ценности от идеи существования сверхчеловеческого существа.

Культурно-исторический релятивизм

Этой теории придерживался Дильтей. Он считал, что могут существовать множественные типы ценностных систем. Они все равноправны. Каждый из них существует в рамках конкретного культурно-исторического контекста.

Социологизм

Данную теорию развивал немецкий философ, историк и социолог Макс Вебер. Он основывался на взглядах неокантианцев о том, что ценность – это норма, которая выступает в качестве значимости для каждой конкретной личности.  Именно это представление он использовал, когда интерпретировал термин «социального действия».

Суть его состоит в том, что каждый человек должен терпеливо принимать действия окружающих, не вмешиваться и соотносить свои действия с ними.

Позднее теорию ценности рассматривает школа структурно-функционального познания. Возглавлял эту школу американский социолог, один из основоположников теоретической социологии Толкотт Парсонс.

Школа Парсонса присваивает ценности более обобщённое методологическое значение.

Ценность используется как инструмент для познания и описания разнообразных общественных отношений. Так, социальная группа любой величины всегда имеет в своей основе некие ценности, разделяемые всеми её участниками.

Особенную остроту проблема в области ценностей имеет в тех обществах, где не ценятся идеологические установки и отсутствует уважение к культурным традициям.

Источник: https://portalinform.ru/chto-takoe-aksiologiya/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: