Бюджетный процесс его участники и основные стадии. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – понятие, стадии, участники и этапы

Бюджетный процесс его участники и основные стадии. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс (БП) осуществляется по четко регламентированным правилам по причине его важности, значимости как экономического инструментария. Существуют разнее этапы, стадии и участники процесса.

Основные направления

Бюджет необходим для планирования средств внутри страны на перспективу. Составной частью является регулирование — это частичное перераспределение денежных ресурсов между бюджетами разных уровней. Продолжительность (период) БП составляет 3,5 года.

Федеральный бюджет (ФБ) рассматривает Госдума в трех чтениях. Первое включает основные параметры: прогнозируемые доходы будущего года, нормативы распределения доходов между всеми уровнями бюджетной системы, общие расходы, максимальный предел внешнего и внутреннего долга, норматив резервных средств, дефицитное или профицитное состояние БП.

В соответствии с Бюджетным кодексом в первом чтении запрещено увеличивать доходы без разрешения Правительства. Во втором чтении рассматриваются администраторы доходов, образование источников финансовых вливаний, ассигнования, экспортные кредиты, программа заимствования. В третьем чтении утверждаются расходные статьи.

После принятия бюджета Госдумой в течение пяти дней документ передается на рассмотрение Совету Федерации, который отклоняет или одобряет его. После утверждения документ передается президенту для подписания и представления средствам массовой информации.

Основные участники бюджетного процесса:

  • Глава государства.
  • Высшее руководящее лицо субъекта РФ.
  • Муниципальный глава.
  • Законодательные, исполнительные органы госвласти и органы МСУ.
  • Центробанк.
  • Органы финансового надзора, управления внебюджетными фондами.
  • Распорядители средств, доходов, расходов, источников финансирования.

Полномочия участников оформлены законодательно в ст. 164 БК РФ. Для БП значимо понятие финансового года. Он может совпадать с календарным (с 01.01. — 31.12.), но в основном дата сдвинута на 01.03 или 01.04.

Стадии и этапы

Стадии бюджетного процесса включают подготовительный этап обоснования доходной и расходной части, принятие нормативно-правовой базы на будущий год, распределение средств и исполнение бюджета страны. За использованием, расходованием средств осуществляется контрольно-надзорная функция.

Этапы бюджетного процесса:

  • Составление проекта.
  • Рассмотрение.
  • Утверждение.
  • Исполнение.

Деятельность госорганов с момента составления до утверждения отчета длится 3,5 г. Этот период называется бюджетным циклом. В основе организации лежат принципы бюджетного процесса.

На начальной фазе закладывается объем ассигнований, налоговая, финансово-кредитная политика на будущий период, главные направления покрытия недостаточности средств, распределение расходной части.

Разработку проекта ФБ, его схему составления осуществляет Минфин.

В его компетенции — особенность составления проекта российского бюджета, его представление Правительству, участие в разработке, составление сводной бюджетной росписи, формирование прогноза средств, разработка заимствований, управление госдолгом.

За шесть месяцев до законодательного утверждения сущности бюджета его рассматривают правительство, банковские, кредитно-финансовые структуры, местные органы, муниципалитет. Интересы всех уровней власти согласуются в таблицах по доходной и расходной части.

Исполнение бюджета — это сложный этап, в котором задействованы разные органы власти. Госбюджет самостоятельно не расходует средства, а только распределяет их между установленными получателями.

При распределении денег определяют, кому и сколько необходимо. Формируется бюджетная роспись и классификация. Каждая стадия имеет свое предназначение, все они должны быть соблюдены и реализованы в намеченные сроки.

Средства бюджета являются особо важными, поэтому хранятся на специальных казначейских счетах. Главными задачами казначейства являются: учет налогов, сборов, платежей, поступающих в госказну, распределение доходов между разными бюджетами, учет льгот, отсрочек налогоплательщиков, взаиморасчеты внутри страны, управление доходами, расходами и их целевое использование.

Изменения и финансовый контроль

Бюджетный процесс базируется на принципах, позволяющих действенно использовать средства страны. Контроль лежит на органах государственной власти и мониторинга.

Перспективы, реформирование

Преемственность бюджета состоит в связи и зависимости бюджетных периодов, наслоении одного на другой. Бюджет на будущий год является основной частью создаваемого и созданного на год вперед главного документа страны. Это обеспечивает планирование распределения выделяемых средств, а также позволяет вносить поправки согласно целям политики и условиям их достижения.

Проекты ФБ, внебюджетных фондов составляются и утверждаются на 3 года — текущий и плановый год. Несмотря на мероприятия по улучшению БП, в нем сохранялся основной изъян — отсутствие обеспечения действенности расходования бюджетных средств.

Основная цель реформы БП — создание условий для наиболее эффективного управления госфинансами согласно государственной политике. Основополагающей задачей является смещение акцентов БП от управления затратами на управление результатами через повышение ответственности, расширение самостоятельности участников БП и администраторов средств казны.

По новым правилам бюджет должен создаваться исходя из целей и предполагаемых итогов политики. Выделяемые средства из бюджета четко привязаны к функциям, при их планировании основное внимание уделяется итогам бюджетных программ.

Принципы реформы:

  • Пересмотр классификации и ведения учета.
  • Улучшение финансового планирования.
  • Расширение сферы использования программно-целевых методов.
  • Порядок формирования бюджета, отчетности, контроля.

Устанавливаются длительные переходящие ограничения финансирования с ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного плана, вырабатывается общая сумма ассигнований на выполнение некоторых функций и программ.

В приоритете — внутренний контроль, мониторинг, анализ, аудит финансов и результатов. Предусмотрено приближение бюджетной классификации к международным параметрам стандартов, введение совместного плана счетов, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат.

Государственный надзор

Финансовый контроль исполняется законодательными, исполнительными, местными органами власти. Главными формами контроля являются: предварительный, текущий, последующий. Предварительные меры осуществляются на стадии обсуждения, утверждения проектов. Текущий контроль происходит в ходе парламентских слушаний, а последующий — на стадии рассмотрения и утверждения отчетов.

Для осуществления надзорных функций органы вправе получать сопроводительные материалы при утверждении ФБ, оперативные данные об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль местных органов, исполнительной власти, осуществляется Минфином, казначейством, органами субъектов страны.

Контролирующие, компетентные органы руководствуются Бюджетным кодексом, законами, другими актами бюджетного законодательства.

Федеральное казначейство контролирует ведение финансовых операций с бюджетными средствами внутри страны. В компетенции Минфина заключается финансовый контроль, проверки, ревизия кредитов, ссуд и капиталовложений.

Министр финансов вправе запретить распорядителям средств вносить поправки в целевое назначение ассигнований, лимитирование обязательств, назначить уполномоченных по бюджету при определении фактов нецелевого применения средств, запретить исполнение расходов. Основные распорядители ассигнований осуществляют надзор за использованием средств получателями по целевому обеспечению и возврату.

Счетная палата (СП) в качестве контрольной функции распространяет действия на все госорганы, учреждения, а также на федеральные внебюджетные фонды.

Этот орган контролирует органы местного самоуправления, банки, страховые фирмы и другие организации.

Полномочия СП заключаются в контроле получения, перечисления, использования средств бюджета, собственности, а также контроле предоставления льгот.

Кассовое исполнение ФБ предусматривает участие в процессе бюджетирования Банка России с целью обеспечения платежей и расчетных операций, связанных с кассовым осуществлением ФБ.

Банк исполняет обслуживание счетов всех уровней системы РФ посредством проведения расчетов по поручению компетентных органов и внебюджетных фондов страны. Банк России не может предоставить заемные средства для финансирования дефицитов госбюджета.

В его функции входит хранение бюджетных и внебюджетных средств.

В условиях неплатежеспособности и риска банкротства некоторых субъектов РФ и муниципалитетов создается временная администрация. Это исполнительный орган, помогающий восстановить платежеспособность субъекта, оказывая содействие органам власти в осуществлении бюджетных полномочий.

Бюджетный процесс подразумевает установленный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения субъектов. Разработка бюджетирования любого уровня представляет собой сложную процедуру, включающую составление, корректировку, утверждение, исполнение, а также контроль.

Источник: https://nauka.club/politologiya/byudzhetnyy-protsess.html

Участники бюджетного процесса и их полномочия: регламент и функции

Бюджетный процесс его участники и основные стадии. Бюджетный процесс

Участники бюджетного процесса и их полномочия должны быть понятны простым гражданам страны.

Налогоплательщики хотят быть спокойны за то, что их деньги пойдут на решение важных проблем в стране, поэтому так важно сделать бюджетный процесс прозрачным.

Технология расчета должна быть настолько отработанной, чтобы бюджет на следующий год формировался в положенный срок и был финансово эффективным.

Участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс и его участники

Все стадии бюджетного процесса, его участники, принципы формирования, а также статьи доходов и расходов и прочие вопросы связанные с финансами страны регламентированы в Бюджетным Кодексом РФ. Статья №152 этого Кодекса полностью посвящена определению участников бюджетного процесса и их правам, обязанностям, сферам влияния и уровню ответственности.

Схема взаимодействия участников бюджетного процесса

Главным среди участников является Президент РФ. Помимо него к списку участников относятся все должностные лица, сфера работы которых, так или иначе, причастна к бюджету. Например:

  • главы субъектов страны и муниципалитетов;
  • вся законодательная и вся исполнительная власть;
  • ЦБ РФ;
  • государственные органы финансового контроля;
  • ответственные лица за управление внебюджетными фондами;
  • распределители средств из бюджета;
  • администраторы;
  • получатели.

Администрирование в бюджете играет важную роль. Контроль над доходами и финансированию дефицита бюджета осуществляют структуры-администраторы. Они существуют на федеральном и региональных уровнях.

Важно! Все ответственные лица, принимающие участие в главном процессе любого государства, должны действовать исключительно в рамках закона, осуществлять свою работу прозрачно для налогоплательщиков, своевременно выявлять нарушения и неточности в исполнении бюджета, выносить на рассмотрение новые законы и поправки в закон, способствующие улучшению финансовой политики России.

Исполнительная власть и ее полномочия

Исполнительные органы занимаются сбором необходимой информации, составляют проект и передают его на утверждение государственной Думе. Для этого необходимо тщательно провести сбор материалов, подготовить документы и произвести расчеты. Проект должен быть передан законодательной власти вместе со всеми сопутствующими документами.

Структура исполнительной власти

В обязанности исполнительных органов входит также предоставление межбюджетных трансфертов. Иначе говоря, составляют план и контролируют передачу средств внутри бюджета.

Это позволяет решать нехватку денежных средств в менее обеспеченных регионах, положительно сказывается на решении социальных проблем, работает в качестве стимула для глав муниципальных образований, чтобы те решали вопрос со стимуляцией налогового потенциала на своей территории.

К трансфертам можно отнести также дотации, субсидии, субвенции и кредитные линии, выделенные из бюджетного фонда, в том числе и в адрес внебюджетных фондов (глава 16 БК РФ).

Справка. Контроль над государственным долгом также входит в круг обязанностей исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти должны контролировать предоставление отчетности за использование государственных средств, составлять общий отчет об исполнении бюджета, проверяя его целевое направление и расхождение с утвержденным документом.

Законодательная власть и ее полномочия

Именно законодательный орган в российской системе иерархии управления бюджетом несет ответственность за рассмотрение, формирование и утверждение отдельных бюджетных фондов. Каждый фонд утверждается путем ания.

Перед тем, как приступить к анию, необходимо обсудить важность этого направления бюджета, его актуальность и своевременность. Законодательные органы берут на себя ответственность за контроль над принятым бюджетом.

Они же отвечают и за осуществление финансового контроля, а также за назначение ответственных лиц по данному вопросу.

Структура законодательной власти

Для того, чтобы принять закон о бюджете и утвердить актуальный проект бюджета на следующий год, законодательные органы должны своевременно в полном объеме получить всю необходимую информацию от исполнительной власти, субъектов РФ, ЦБРФ и др. (глава 153 БК РФ).

Органы финансового контроля и их роль

Под определение органов финансового контроля подходят следующие организации (345-ФЗ от 03.07.2016 г.):

  1. Счетная палата РФ. Как беспрерывно действующий государственный орган, она отвечает за контроль над внешней и внутренней задолженностью Росси, участвует в распределении кредитных ресурсов, проводит экспертизы связанные с финансовой сферой на гос. уровне и дает заключения по поводу выявленных нарушений в экономической деятельности страны.
  2. Должностные лица региональной и муниципальной власти по осуществлению финансового контроля. Каждое должностное лицо на доверенном ему территории, обязан контролировать все хозяйственные и финансовые процессы, контролировать целевой расход вверенных ему ресурсов и своевременно предоставлять отчет о реальном положении дел в вышестоящие инстанции.
  3. Контрольно-счетные органы регионального значения. Осуществлять тщательный контроль над самыми маленькими территориальными образованиями на российских землях помогает сеть контрольно-расчетных органов.
  4. Федеральное казначейство (ФК). Именно здесь происходят все основные рассчетно-кассовые операции и управление всеми финансовыми потоками российского бюджета.

В обязанности этой структуры входит не только проверка целевого использования бюджета, но и эффективности, экономичности и результата от траты государственных средств.

Проекты законов, направленные на бюджетирование и финансовую политику государства в первую очередь читают и редактируют представители органов фин. контроля.

Они же занимаются экспертизой финансовых программ различного направления.

Схема финансового контроля

Справка. Бюджетное законодательство далеко от совершенства. Ежегодно в него вносятся поправки, выносятся на одобрение новые законы, проводятся аудиты и выявляются отклонения от изначально утвержденного проекта бюджета.

Все это также часть работы ответственных за финансовый контроль людей.

Для того, чтобы исправлять те ошибки, которые допускаются при составлении и исполнении бюджета, необходимо тщательно мониторить и анализировать все процессы, связанные с движением государственных средств.

ФК имеет право требовать от представителей муниципальных образований и субъектов РФ полного отчета о трате бюджетных средств и об исполнении местных бюджетов.

Чтобы составить правильную и полную картину о том, как улучшить бюджетирование в стране, важно собирать информацию с каждого региона, анализировать ее и вносить изменения, способные улучшить социальное и финансовое положение каждого субъекта.

Роль Центрального Банка России

ЦБ РФ является важным участником финансовой политики страны. Совместно с правительством, он разрабатывает и составляет схему основных денежных потоков. Далее схема отправляется для одобрения или опровержение на ание в Госдуму (статья 155 БК РФ).

Здание ЦБ РФ

Главный банк страны отвечает за проведение всех операций по счетам бюджетов, контроль над остатками по счетам и прочие операции необходимые для финансового контроля.

Исключение составляют те счета, обслуживание которых доверяется коммерческим организациям по решению Федерального Казначейства (п. 4 ст. 156 БК РФ).

Практика привлечения кредитных организаций в качестве агентов ЦБ РФ осуществляется на основании ФЗ No 63 с 2007 года. Пакет государственных ценных бумаг также находится под контролем Центробанка.

Распорядитель

Ответственное лицо или орган, назначенный распорядителем, должен обеспечить целевой расход бюджета, оправдать его трату показав результативность. В его руках находится лимит выделенных средств и ассигнований.

У распорядителя федерального бюджета в подчинении находятся распорядители регионального масштаба, а в подотчетности — получатели денежных средств (главы муниципалитетов, губернаторы областей, различные фонды и прочее).

Определение главного распорядителя

Распорядитель обязан контролировать расходную часть бюджета, не выходя за рамки доверенных ему ассигнований и лимита. Перед каждой растратой, ему необходимо согласовать целесообразность расходного обязательства.

Планирование трат также входит в его обязанности, важно не выйти за установленные финансовые рамки.

Если траты необходимы и оправдывают себя, то распорядитель имеет право вносить вопрос об изменении лимита вверенного ему, на рассмотрение законодательного правительства.

Структура местной администрации

Сметы, полученные от казенных образований, муниципалитетов и регионов, распорядитель вправе откорректировать или утвердить.

В его полномочия входит выделение средств по этим сметам, а затем требование отчета об их целевом использовании.

Он отвечает за вверенные ему бюджетные средства и обязан отчитываться в документальной форме за все траты, движения денежных средств, финансирования и прочие вложений денег в различные фонды и мероприятия.

Справка. Распорядитель принимает непосредственное участие в формировании бюджета на стадии его планирования.

Главный администратор доходов

Доходя являются неотъемлемой и одной из главных частей любого бюджета. Для того, чтобы контролировать своевременное поступление денежных средств на нужные счета, полноту поступлений, своевременность, а также взыскивать задолженность и начислять штрафы и неустойки нужно отдельное ответственное лицо, которым и является контролер.

Определение главного администратора доходов

Помимо перечисленных обязанностей, контролер может принимать на себя ответственность за возврат излишне или ошибочно уплаченных денежных средств. Он контролирует своевременное оповещение о задолженности за оказание государственных услуг юридическим или физическим лицам.

Справка. Контролер имеет возможность единолично признать задолженность или ее часть безнадежной. Администратор доходов составляет отчет и план поступления доходов, который передает главному распорядителю для проверки.

Источники доходов бюджета

Администрирование источников финансирования

Лицо, ответственное за финансирование дефицита бюджета обязан сформировать список подотчетных ему ведомств и их администраторов.

В его обязанности включено составление плана по финансированию, прогноза дефицита бюджета, график выплат по финансированию.

Он контролирует поступление средств в фонды от источников финансирования, полноту и своевременность перечислений. В его полномочиях составлять ассигнования, предварительно обосновав их необходимость.

Выдержка из статьи 160 БК РФ

В распоряжении администратора находятся выделенные ассигнования, использовать которые он может с целью финансирования дефицита бюджета, перечисляя подотчетным ему администраторам. Все трат и перечисления должны носить адресный и целевой характер. Отчетность и сопутствующую документацию администратор должен регулярно предоставлять главному распорядителю.

Получатели бюджетных средств

Для того, чтобы стать получателем средств из бюджета, глава муниципалитета или владелец государственного фонда составляет смету и предоставляет ее на рассмотрение главному распорядителю. После обсуждения возможных изменений и корректировки сметы, распорядитель дает согласие на выплату финансирования под утвержденную смету.

Как производится бюджетная отчетность, кто является получателями бюджетных средств? Подробнее об этом вы можете узнать, прочитав  статью на нашем сайте.

Определение получателя бюджетных средств

Важно! Полученные средства должны использоваться только в рамках утвержденной сметы. Финансирование должно быть оправдано хорошей результативностью, что должно быть подтверждено отчетом, подготовленным для распорядителя по итогам исполнения сметы.

Пошаговый цикл бюджетного процесса

Схема бюджетного процесса

Шаг 1. Составление или проектирование бюджета исполнительной властью.

Шаг 2. Рассмотрение проекта законодательной властью.

Шаг 3. Утверждение проекта законодательной властью.

Шаг 4. Исполнение утвержденного годового бюджета всеми участниками процесса.

Шаг 5. Сбор информации для составления отчета о тратах бюджетных средств и пополнении бюджета в течение года. Сопоставление полученного результата с изначально утвержденным бюджетом. Задействованы все участники.

Шаг 6. Утверждение отчета на законодательном уровне.

Из чего состоит бюджет?

Таблица.

Составные части бюджета страны

Доходная частьРасходная часть
налогисодержание государственного аппарата
обслуживание государственного долга (внешнего и внутреннего)
финансирование развития научной деятельности
финансирование медицины
займывыделение финансов на развитие культуры и образования
расходы на социальные нужды
военное финансирование
выделение средств на отдельные хозяйственные отрасли
субсидирование и кредитование других стран

Если при составлении бюджета получается, что статья доходов значительно превышает по итоговой сумме статью расходов, то такой бюджет называется профицитным.

Отрицательное сальдо указывает на дефицит бюджета. Бюджетирование проводится ежегодно, утвержденный финансовый план государства действует один год.

Каждый новый год вступает в силу новый бюджет государства.

— Доходы и расходы бюджета страны

Источник: https://yr-expert.com/uchastniki-byudzhetnogo-proczessa-reglament-i-funktsii/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: