Что такое автономия

Содержание
  1. Что такое автономия в составе государства. Что такое автономия – Права граждан
  2. Возникновение понятия и его значение
  3. Принцип автономности при формировании государства
  4. Типы автономий
  5. Метод межнационального сотрудничества
  6. Особенности отечественного государственного устройства в свете последних событий
  7. Юридическое проявление термина
  8. Подводя итоги
  9. Значение слова АВТОНОМИЯ. Что такое АВТОНОМИЯ?
  10. Предложения со словом «автономия»
  11. Цитаты из русской классики со словом «автономия»
  12. Понятия со словом «автономия»
  13. Что такое Автономия
  14. Значение слова Автономия по Ожегову:
  15. Автономия в Энциклопедическом словаре:
  16. Значение слова Автономия по Бизнес словарю:
  17. Значение слова Автономия по словарю синонимов:
  18. Значение слова Автономия по словарю Ушакова:
  19. Значение слова Автономия по словарю Брокгауза и Ефрона:
  20. Определение слова «Автономия» по БСЭ:
  21. Автономия
  22. I
  23. II
  24. III
  25. VI
  26. V
  27. VII
  28. Что такое автономия? Порядок и уровень автономии

Что такое автономия в составе государства. Что такое автономия – Права граждан

Что такое автономия

Современный мир представляет собой множество государств, большая часть которых – многонациональные, поэтому возникает вопрос о такой совместной организации жизни людей, которая бы устраивала всех или хотя бы большинство. Многие страны при устройстве властных полномочий и органов допускают определенную самостоятельность территорий, входящих в их состав. Вот что такое автономия в самом упрощенном понимании.

Возникновение понятия и его значение

Это слово греческого происхождения. Почему именно там оно появилось? Для этого достаточно вспомнить историю Древней Греции. В то время она не представляла собой одно государство, а была соткана из многочисленных городов-государств и союзов между ними.

Чтобы эффективно функционировать, этим образованиям приходилось считаться с тенденциями центра, господствующими во многих полисах. Неоценимую помощь могла оказать такая система совместного существования, которая бы позволила сочетать интересы различных по размеру и влиянию городов-государств.

И греки ввели понятие автономии. Слово состоит из двух компонентов: “autos” (“сам”, “самостоятельно”) и “nomos” (“закон”).

Таким образом, даже самые незначительные полисы древней Греции стали обладать определенной долей самостоятельности в решении тех или иных вопросов, что позволяло в известной мере сохранять политическое равновесие. Вот что такое автономия в древнегреческом понимании.

Принцип автономности при формировании государства

В настоящее время этот способ также применяется очень широко, при этом все зависит от традиций, законодательной базы и способа организации государственной власти.

Тем не менее в любой стране, применяющей автономию, такое устройство прежде всего означает некую самостоятельность частей единого государства.

Степень этого суверенитета в каждом случае определяется индивидуально и опирается на конституцию страны.

Формирование и уровень автономных единиц чаще всего продиктованы национальным составом страны. Используя этот метод, государство гарантирует необходимый уровень национально-этнических потребностей народов.

Кроме того, это способ соблюсти право наций на самоопределение без трагических последствий для единства страны. По этому принципу построена система власти и управления в Российской Федерации.

Все субъекты РФ обладают автономными правами.

Типы автономий

В политической науке существует множество трактовок того, что такое автономия. Определение можно раскрыть следующим образом: это самоуправление и самостоятельность частей единого государства. Общепринятым является деление на территориальную и национально-культурную автономии. В нашей стране представлены оба этих вида.

Первый означает создание самоуправляемых субъектов в рамках определенных границ, в пределах которых проживают представители каких-либо этнических групп (Татарстан, Якутия и т. д.).

Все они обладают фактическими признаками государства, а значит, имеют свою территорию, флаг, герб, гимн, органы власти, официальный язык или языки, законодательство.

Национально-культурная автономия является экстерриториальным понятием.

Это означает, что национальные группы рассеяны по многим субъектам страны, и для удовлетворения этнических потребностей они могут создаваться в любом уголке государства.

В основе этого понятия лежит национальный союз и сохранение языка, традиций и прочих атрибутов народной культуры. Вот что такое культурно-национальная автономия в пределах РФ.

Метод межнационального сотрудничества

В современное время в Российской Федерации насчитывается порядка девяти федеральных, около ста региональных и более двухсот местных национально-культурных автономий.

В США и некоторых европейских странах эта форма выражена в несколько ином плане: там создаются национальные муниципалитеты, которые призваны решать все необходимые вопросы, связанные с развитием этноса.

Однако в США отсутствует территориальная автономия, все вопросы решаются местными национальными общинами, которым власть предоставляет определенные полномочия. Нью-Йорк делится на множество национальных кварталов, которым мэрия предоставила право самоуправления.

Таким образом, автономия может существовать даже в рамках одного города. Тем не менее это позволяет в известной мере нивелировать националистические настроения среди населения.

Особенности отечественного государственного устройства в свете последних событий

Совсем недавно в состав России вошел Крым. Так что такое крымская автономия? Уникальность ситуации заключается в том, что полуостров первоначально входил в состав РСФСР на правах самоуправляющейся единицы, в 1954 он был передан Украинской Советской Социалистической Республике, которая, в свою очередь, входила в состав СССР.

Конституция последнего была построена на принципах федерализма. Хоть и формально, но законодательная база имелась. После распада Советского Союза Крым вошел в состав единой Украины, которая была построена по унитарному принципу, однако полуостров сохранил свою самостоятельность.

Между Киевом и Севастополем назревали серьезные противоречия, которые достигли апогея в 1996 году.

Верховная рада Украины отменила конституцию Крыма, Верховный Совет был лишен всех полномочий, однако киевское правительство было вынуждено считаться с населением полуострова.

Поэтому в 1998 году был принят новый Основной закон Крыма, значительно сужавший самостоятельность этого образования, но статус автономии был сохранен.

В 2014 году путем референдума Крым был включен в состав РФ, он получил автономное управление в лице Верховного Совета и его председателя, кроме того, в самостоятельную единицу был выделен город Севастополь, получив статус города федерального значения. Вот что такое автономия Крыма.

Юридическое проявление термина

Понятие «автономия» используется не только в политической и административной плоскости, оно распространено и в юриспруденции. Подробнее разберемся, что такое автономия воли сторон.

Лица либо организации, заключающие договор, автоматически становятся субъектами международного права.

В самом общем виде это значит, что стороны по взаимному согласованию вправе выбирать законодательство страны, при помощи которого они собираются регулировать возникающие между ними правоотношения.

В основном этот принцип применяется в сфере международного предпринимательского права. Соглашение должно быть выражено непосредственно или же следовать из логики заключенного контракта. Если по каким-либо причинам оно отсутствует, то применяется правовая система той страны, к которой договор имеет наибольшее отношение.

Подводя итоги

Разнообразие применения этого принципа в реальной жизни позволяет значительно снизить напряженность как в межнациональных, так и в межгосударственных отношениях, а применение его в сфере международного права способствует оживлению экономических и, как следствие, политических связей между разнородными интересами всей массы социальных групп и государственных образований. Вот что такое автономия в полном противоречий современном мире.

Источник: https://.ru/article/145330/chto-takoe-avtonomiya-poryadok-i-uroven-avtonomii

Значение слова АВТОНОМИЯ. Что такое АВТОНОМИЯ?

  • АВТОНО́МИЯ, -и, ж. Право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства и управления; самоуправление. Демократическое государство должно признавать автономию разных областей, особенно областей и округов с разным национальным составом населения. Ленин, К вопросу о национальной политике. [Греч. α’υτονομία]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Автоно́мия (греч. αὐτονομία — «самозаконие») — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.

Источник: Википедия

  • АВТОНО'МИЯ, и, ж. [греч. autonomia] (книжн.). 1. Самоуправление; право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2.Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев.-Кавказского края.3. Независимость от извне данных норм, самоопределение, противоп. гетерономия (филос.).А. воли.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. собственная закономерность, определяемость какого-либо явления его внутренними законами2. этнолог. право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова дамп(существительное):

Все ассоциации к слову АВТОНОМИЯ

Предложения со словом «автономия»

  • Вновь была подтверждена полная автономия от этических ценностей.
  • Этому способствует более широкое понимание автономии современными исследователями.
  • Автономные районы, автономные округа и автономные уезды пользуются правами национальной автономии (ст.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «автономия»

  • Ему нет дела ни до верхоянской автономии, ни до происхождения человека. Салтыков-Щедрин М. Е., Благонамеренные речи, 1876
  • Алексей Павлович давно утратил свою автономию и плясал по жениной дудке. Лесков Н. С., Некуда, 1864
  • Автономии его решительно не существовало, и жизнь он вел прегорькую-горькую. Дома он сидел за работой, или выходил на уроки, а не то так, или сопровождал жену, или занимал ее гостей. Матроска и Юлинька, как тургеневская помещица, были твердо уверены, что супруги Лесков Н. С., Обойдённые, 1865
  • (все цитаты из русской классики)

Понятия со словом «автономия»

  • Автоно́мия (др.-греч. αὐτονομία — «самозаконие») — самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных (сделанных, составленных им самим) принципов.
  • Автономия воли — в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis).
  • Культурная (национально-культурная) автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию.
  • Автоно́мия вы́сшего уче́бного заведе́ния (самоуправление высшего учебного заведения) — самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.
  • (все понятия)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Источник: https://pravoznayi.ru/chto-takoe-avtonomiya-v-sostave-gosudarstva-chto-takoe-avtonomiya.html

Что такое Автономия

Что такое автономия

Автономия — 1. Закрепленное конституцией право какой-л. части государства самостоятельно осуществлять определенные функции власти и управления. // Право учреждений или ведомств на самоуправление.
2. Независимость, самостоятельность.

Значение слова Автономия по Ожегову:

Автономия — Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-нибудь части государства, самоуправление

Автономия в Энциклопедическом словаре:

Автономия — в конституцинном праве — право территории самостоятельноосуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ейконституцией. 2) Самостоятельность какого-либо научного или учебногоучреждения — напр., университетская автономия.

(от авто… и греч. nomos — закон) — в этике — собственнаязакономерность, определяемость какого-либо явления его внутреннимизаконами. Противоположность автономии — гетерономия.

Значение слова Автономия по Бизнес словарю:

Автономия — от греч. autonomia, англ. autonimy
самоуправление, независимость, право самостоятельного управления, право решения вопросов управления частью территории государства, закрепленное в конституции страны. Автономия предполагает значительную децентрализацию власти, но меньшую, чем в федеративном устройстве государства.

Значение слова Автономия по словарю синонимов:

Автономия — самоуправление

Значение слова Автономия по словарю Ушакова:

АВТОНОМИЯ
автономии, ж. (греч. autonomia) (книжн.). 1. Самоуправление. право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2.

Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев.-Кавказского края. 3. Независимость от извне данных норм, самоопределение, противоп. гетерономия (филос.).

Автономия воли.

Значение слова Автономия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Автономия (греч.), т. е. самозаконие, — индивидуальная свобода действия, означает в философском смысле самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант). в смысле юридическом это есть право, предоставляемое единениям, сословиям, корпорациям руководиться собственными нормами и правилами в определенных пределах.

В средние века существовали самые обширные и разнообразные А., колебавшие государственное единство и общее государственное право. Современные государства по справедливости не допускают А., могущей нарушать равноправность. Но и теперь признается, конечно, в границах закона, А. общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная А.

обеспечивает их свободное развитие, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развитие сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того, государство может допускать дожившую до нынешних времен А.

династических родов и дворян-землевладельцев, насколько она не противоречит государственному устройству и если не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы, выдел дочерей и т. п.). Некоторые, наконец, к понятию А. относят и всю широкую область самоуправления. Ср.

Гнейста, “Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatsverwal tung u. Seibstverwaltung u. s. w.” (Берл., 1869). Руководство Л. Штейна “Учение об управлении” в русском переводе, Спб., 1877 г.

Определение слова «Автономия» по БСЭ:

Автономия (от греческого autonomнa — независимость)
право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. А. означает определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном государстве (см. Федерация).
По советскому государственному праву А.

— самостоятельное осуществление государственной власти советским социалистическим национальным государством (автономной республикой (См. Автономная республика)) или национальным государственным образованием (автономной областью (См.

Автономная область), национальным округом), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами государственной власти союзной республики при участии соответствующей автономной единицы.
Советская А.

, созданная в результате Великой Октябрьской социалистической революции, является одной из государственно-правовых форм разрешения национального вопроса.
В. И. Ленин сформулировал следующие основные принципы советской А.:
Советская А. основана на базе Советов, социалистической собственности на орудия и средства производства. она является новым типом А.

, неизвестным ранее истории. В советской А. государственную власть осуществляют трудящиеся, она обеспечивает выражение их государственной воли и служит их интересам. Советская А. представляет собой государственную организацию советской социалистической нации, в рамках которой осуществляются её самоопределение и суверенитет.
Советская А. построена по национальному признаку.

она создаётся на территории, характеризующейся известной экономической целостностью и отличающейся особенностями национального состава и быта, и означает самый тесный союз между трудящимися этой А. и союзной республики, в состав которой она входит.
В советской А.

все органы государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры состоят преимущественно из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей А. Этот важнейший принцип советской А. создаёт необходимые условия для широкого развития национальной культуры, постановки образования на языке коренной национальности данной А.

В некоторых А., где основную массу населения составляют несколько наций или народностей, государственные органы действуют на нескольких языках.

Так, например, в Башкирской АССР законы, принятые Верховным Советом автономной республики, публикуются на башкирском, русском, татарском языках, а судопроизводство, кроме этих языков, ведётся также на марийском и чувашском языках в тех местностях, где данное население составляет большинство.

Для лиц, не владеющих указанными языками, обеспечивается возможность полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке (Конституция Башкирской АССР, ст. ст. 24 и 78).
Советская А. существует в двух формах — политической и административной. политическая А.

, воплощаемая в национальном автономном государстве (автономной республике), характеризуется более значительным объёмом прав, наличием в автономной республике собственной конституции, высших органов государственной власти, законодательства, правительства, высших судебных органов, установлением гражданства республики. Административная А.

(автономная область и национальный округ) распространяется лишь на сферу управления. её правовой статус определяется в специальном акте. Для автономной области это
«Положение об автономной области», разрабатываемое ею и утверждаемое Верховным Советом той союзной республики, в состав которой она входит.

для национального округа — «Положение о национальных округах», принимаемое Верховным Советом РСФСР (в других союзных республиках национальных округов нет). В СССР в пяти союзных республиках (РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Таджикской ССР) в 1969 имелось 38 автономных единиц — 20 автономных республик, 8 АО, 10 национальных округов.

Создание различных форм советских А. обусловлено определёнными, исторически сложившимися условиями и прежде всего степенью экономического, политического и культурного развития многочисленных наций и народностей Советского Союза. Строительство советских А.

происходило в условиях, когда у ряда народов сохранился патриархально-родовой или полупатриархальный общественный строй (например, в Башкирии, у некоторых народов Северного Кавказа, в большей части Азербайджана, в Киргизии, в Казахстане). Ещё долгие годы после Октябрьской революции в стране сохранялись остатки феодально-родового уклада, наличие полуфеодальных элементов (см.

«КПСС в резолюциях…», 7 изд., ч. 1, 1954, с. 559).
В этих условиях советская А., как и советская федерация, выполнили важнейшую задачу ликвидации фактической отсталости ряда наций и народностей.
Существенная особенность советской А.

— гибкость её форм, что позволяет решать национальный вопрос применительно к различным ступеням экономического, политического и культурного развития данной нации или народности в зависимости от её волеизъявления, а также объединять в её рамках нескольких наций или народностей.

Так, в Чувашской АССР основную массу населения составляют чуваши, а в Якутской АССР — якуты, и, следовательно, каждая из этих А. является формой объединения одной нации. В то же время существует ряд автономных республик, объединяющих несколько наций или народностей (например, Дагестанской АССР).
Советская А.

даёт возможность в её рамках создавать новые национальные государства — автономные республики, т. е. осуществлять переход от административной к более широкой, политической А., что характерно для всей истории развития советской А. Например, из 16 автономных республик, входящих в РСФСР, 11 были созданы в результате их преобразования из АО (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская).
Лит.: Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 314-322. его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24, с. 113-150. его же, Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств, там же, т. 25, с. 135-137. его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25, с. 255-320. его же, Вариант статьи
«Очередные задачи Советской власти», там же, т. 36, с. 151-152. его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же, т. 45, с. 356-362. его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6 декабря 1913, там же, т. 48, с. 233-236. его же, Письмо С. Г. Шаумяну 19 мая 1914, там же, т. 48, с. 288-291. Шаумян С. Г., Национальный вопрос и социал-демократия, Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 132-161. 3латопольский Д. Л., Государственное устройство СССР, М., 1960, гл. V, с. 190- 243. его же, СССР — федеративное государство, М., 1967. Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917-1922), М., 1966.
Д. Л. Златопольский.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/avtonomiya.html

Автономия

Что такое автономия

Автономия — это понятие, принятое для обозначения наличия у объекта или явления свойства автономности (Автономность) — имманентных собственных закономерностей существования и развития. Термин «автономия» широко используется в различных дискурсах.

В социально-философском дискурсе понятие автономии фиксирует в своём содержании феномен дистанцирования индивидуума от социального контекста, его самоопределении на основе собственных разума и сил в соответствии со своей природой.

Противоположностью автономии выступает гетерономия (образовано от греческого слова: ἕτερος — иной).

Этапы исторического становления автономии как социального феномена:

I

Исходное выделение человека из природы (автономия социума или нулевой цикл формирования автономии) и индивида из рода (индивидуальная автономия или собственно автономия).

II

Формирование в рамках традиционного общества парадигмы автаркии, основанной на имплицитной идее автономии (стоицизм в античной Греции, буддизм в Древней Индии и другие).

Уже на этом этапе конституирования автономии может быть зафиксировано существенное отличие протекания данного процесса в контексте восточной культуры и культуры западного образца: если на Востоке автономия мыслится как дистанцирование от социального контекста в условиях растворённости человека в природных (космических) циклах, то применительно к Европе, где отношение к природе конституируется в парадигме природопользования, феномен автономии, в тенденции, конституируется в экстремальном своём варианте — автономия как тотальное противостояние среде.

Вместе с тем, на данном этапе принцип автономии не конституирован в качестве эксплицитно сформулированного идеала, — напротив, в культурном пространстве доминирует идеал принадлежности к общности (так, если, согласно законодательству Солона, человек, во время уличных беспорядков не определивший своей позиции с оружием в руках, изгонялся из общины, то этот факт значим не только содержательно, но и с той точки зрения, что демонстрирует процедуру изоляция от общины в качестве одной из крайних пенитенциарных мер традиционного общества).

III

Оформление в рамках христианской традиции (особенно после «Исповеди» Августина) не только идеалов, но и технологий глубинной интроспекции и скрупулёзной морально-психологической рефлексии, культивация рафинированного интеллектуального самоанализа.

Христианство, в целом, существенно сдвигает культурные акценты: безусловно сохраняющая свой статус идея всеобщего единения (в духовном аспекте) дополняется и уравновешивается идеей автономии в плане отношения к наличному социальному контексту.

Интерпретация последнего в свете презумпции Второго Пришествия предполагает перенесение аксиологических акцентов (при осмыслении феномена социальной темпоральности) с настоящего к будущему, что задаёт в христианстве парадигму автономии как радикального дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: «не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего» (Посл. к евр., 13, 13–14).

Согласно позиции Тертуллиана, христиане есть «одиночные частные лица», признающие над собой лишь «божественную Божью власть», — именно в раннем христианстве закладываются эксплицитно конституированные идейные основы автономии индивидуального субъекта по отношению к светской власти (равно как и космополитизма и индивидуализма): «для нас нет дел более чужих, чем дела государственные», и «для всех только одно государство — мир» (Тертуллиан). В этом контексте существенно трансформируется семантика религиозных таинств: если в традиционной дохристианской культуре культ выступал именно в функции регулятора сферы повседневности, то христианские таинства, напротив, мыслятся как акты реального приоткрывания сакральной сферы в сфере повседневности.

В целом, христианство формирует культурную ориентацию на автономию, понятую в конкретном аксиологическом контексте как нормативную ориентацию на нездешнее: «быть в мире, но не от мира сего».

Таким образом, ядром христианства как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономии в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, и, вместе с тем, на индивидуальную ответственность за судьбы мира.

VI

Новый импульс развитию культурного идеала автономии был придан феноменом индивидуализма Нового времени: развитие книгопечатания привело к формированию «культуры зрения», или визуальной культуры, фундированной презумпцией автономии «собственного видения», «личной точки зрения», «индивидуального взгляда на вещи» (в противоположность суггестивно ориентированной традиционной «культуре слуха»). Глобальная интеграция человечества в условиях индустриальной системы хозяйствования отнюдь не предполагает содержательного духовного единения, которое бы делало доступным для индивида переживание своей принадлежности к общности, что вызывает к жизни такие феномены, как знаковая демонстрация принадлежности к виртуальной группе (например, мода); неизменно обречённые на неудачу модернизационные попытки реанимации экстатических технологий переживания единства, свойственных архаической культуре (суррогатный характер подобных поисков проанализирован Э. Фроммом в работе «Иметь или быть?») и так далее.

Платой за автономию индивида, репрезентированную как в когнитивно артикулированной автономии точки зрения, так и в социально артикулированной автономии частной жизни, оказывается утрата чувства общности.

Последняя начинает рефлексивно осмысливаться в качестве ценности (в отличие от культуры традиционного общества, где она выступала как данность и в силу этого не подвергалась эксплицитному осмыслению).

Однако конституирование идеи автономии в качестве аксиологического экстремума шкалы культурных ценностей индустриализма обусловило не подвергаемую ни малейшему сомнению готовность человечества заплатить эту цену: в системе отсчёта субъекта западного типа индивидуальность и индивидуальная автономия выступают абсолютным мерилом ценностного пространства.

V

В практической философии И. Канта автономия и гетерономия подробно рассматривались как два противоположных и в нравственном отношении решающих качества определения воли к хотению и поступку.

По Канту, автономной является воля, которая сама даёт закон своего действия или может мыслиться как сама для себя законодательная.

Гетерономной является воля, заимствующая норму своего воления и поведения не из своего разума, но из иного (образовано от греческого слова: ἕτερος — иной; инозаконие).

Идея автономии родилась как своего рода кантианская гипертрофия закона бескорыстия: Кант подчёркивал, что нравственная воля отвлекается от всякого частного интереса и руководится лишь принципом разума как всеобщего практического законодателя и что в то же время этот разум есть общечеловеческое достояние.

Правомерное притязание всякого человека на моральную разумность обосновывает допущение, что нравственным может быть признан только тот закон, который даётся собственным нашим разумом или может быть представлен таким образом данным; законно поступающая воля в таком случае не должна искать ни в себе, ни в объекте ничего, кроме интереса собственного всеобщего законодательства.

Идея автономии каждой воли разумного существа подает философу мысль сформулировать высший принцип нравственности в духе автономии воли: всякий принцип воли должен иметь возможность представить собой принцип возможного всеобщего нравственного закона; поступай так, чтобы твоя воля во всех своих актах могла быть автономна.

Автономия предстаёт с этой точки зрения как подлинный и даже единственный закон морали. Поскольку из автономии воли «следует» вся моральность, оказывается возможным построить некую систематическую этику автономии.

Однако эта линия мысли стоит у Канта в противоречии с убеждённостью в автономии всякой разумной воли без различия и в том, что эта автономия составляет метафизическое основание достоинства человека и вообще разумной природы.

Метафизика автономии составляет важную предпосылку кантианской философии рационального естественного права.

Однако категорические императивы этики автономии не могут иметь смысла в метафизике автономии; напротив, категорическая этика автономии предполагает радикальную Гетерономию воли всех даже гипотетических её субъектов.

Во имя сохранения категорического характера нравственно-обязывающей силы норм этики автономии хотя бы одна воля должна всё же представляться в ней действительно автономной.

В отличие от метафизики автономии этика автономии существенно религиозна по своим предпосылкам. Всякий иной определяющий волю закон, если он не выражает собой собственного законодательства воли, характеризуется Кантом как имеющий своим следствием Гетерономию воли.

Гетерономия есть «неподлинный» принцип нравственности, подчиняющий волю всеобщему же закону, источником которого является, однако, нечто нетождественное нравственной самости воли. Известное свойство объекта воли, а не она сама определяет практическую норму.

По Канту, в таком случае всякая норма неизбежно имеет условно-гипотетическую силу; желание нравственно ценного обусловлено желанием объективного содержания воли. Категорическое веление здесь невозможно.

Гетерономная воля не свободна; напротив, свобода воли синонимична автономии.

VII

В XX веке понятие «автономия» было не только аксиологически актуализировано в новом культурном контексте, но и получило радикально новое содержательное развитие в неклассической философской традиции, а именно — в концепции экспертократии, которая к 1980 годам сменяет собой концепцию технократии.

Концепция экспертократии отличается от последней тем, что, органично впитывая в своё содержание идеи гуманизации и гуманитаризации культуры, она в новом ключе интерпретирует статус и роль интеллигенции в обществе. По оценке Э. У.

 Гоулднера, интеллигенция выступает в социальной системе в качестве «значимого маргинала».

Концепция экспертократии базируется на теории «нового класса», под которым понимается группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но является прямо пропорциональным интеллектуально-творческому потенциалу.

В центре концепции экспертократии стоит, таким образом, не технический специалист и не менеджер, но эксперт — специалист-учёный.

И если неоконсервативное направление концепции экспертократии фокусирует внимание на интерпретации интеллигенции в качестве класса («класс экспертов»), объединённого общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д.

 Мойнихен), то радикальное направление данной концепции акцентирует идеологический характер данной общности и критический потенциал его коллективного сознания. Так, Гоулднером показано, что интеллигенция как класс обладает не только высоким и во многом универсально-общим культурным потенциалом, но и «культурой критического дискурса» (см. Дискурс).

Феномен дискурса содержательно переосмыслен в рамках данного направления и получает свою расширительную трактовку, которая основывается на трактовке дискурса в качестве своего рода рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей самоценное обсуждение (проговаривание) и интерпретацию всех значимых для участников коммуникации её аспектов. Это создаёт своего рода коммуникационную реальность, не совпадающую с реальным социальным фоном её протекания: последний и не принимается на уровне позитивистской констатации, и не отрицается на уровне субъективного алармизма, — он просто дистанцируется, освобождая место для «коммуникационного пространства» (Э. У. Гоулднер). В радикальном направлении концепции экспертократии семантико-аксиологический фокус смещается с коммуникационных аспектов дискурса на социально-критические.

По мнению Гоулднера, дискурс принципиально идеологичен, ибо автономия является как целью, так и способом существования интеллигенции как «нового класса», а дискурс выступает средством её, автономии, достижения; между тем, формирование в структуре общества класса, который, с одной стороны, автономен, дискурсивно дистанцирован от нормативной социальной структуры, а с другой — критически ориентирован по отношению к последней, означает конституирование не просто маргинальной, но дестабилизирующей социальной силы, поскольку в рамках критического дискурса как средства достижения автономии интеллектуалами проговариваются деструктивно-критические интерпретации наличной социальной среды, являясь готовыми идеологическими программами для оппозиции. Более того, в случае если социальный фон дискурсивных практик оказывается неадекватным (оказывает сопротивление автономизации), он выступает специальным целеположенным объектом деструкции — во имя всё той же возможности автономии.

Подобная, казалось бы, маргинальная позиция интеллигенции как субъекта автономии на деле оказывается социально акцентированной и доминирующей, а решающее значение «критической свободной мысли интеллектуалов» (Э. У. Гоулднер) в истории позволяет говорить о реальной экспертократии, целью которой оказывается автономия интеллектуалов.

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/7323

Что такое автономия? Порядок и уровень автономии

Что такое автономия

Современный мир представляет собой множество государств, большая часть которых – многонациональные, поэтому возникает вопрос о такой совместной организации жизни людей, которая бы устраивала всех или хотя бы большинство. Многие страны при устройстве властных полномочий и органов допускают определенную самостоятельность территорий, входящих в их состав. Вот что такое автономия в самом упрощенном понимании.

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: