Что такое свобода личности. Введение. Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом. Личные неимущественные права

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Что такое свобода личности. Введение. Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом. Личные неимущественные права

Свобода – одна из основных категорий философии. У данного термина множество трактовок и определений.

В широком смысле свобода – это возможность человека беспрепятственно действовать, реализовывать свои интересы и потребности.

Свобода и необходимость

Стремление к абсолютной, ничем не ограниченной свободе, для человека естественно, однако в XVIII веке Томас Гоббс впервые заговорил о необходимости ограничения свободы каждого отдельного человека. Именно Т.

Гоббс впервые проанализировал состояние абсолютной свободы и сформулировал теорию общественного договора.

Мыслитель пришел к выводу, что, если каждый человек будет обладать абсолютной свободой, то в мире наступит «война всех против всех», человечество уничтожит само себя.

Чтобы избежать войны и самоуничтожения, люди вынуждены ограничивать свою свободу и частично передавать право управления собой одному человеку или группе лиц. Т. Гоббс считал, что именно так появились первые человеческие государства, люди получили возможность существовать цивилизованно, а взамен – утратили часть свобод.

Для того, чтобы лучше понять феномен свободы личности, важно разобраться в противоречии волюнтаризма («воля») и фатализма («необходимость»).

ВолюнтаризмФатализм
Основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач. Признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни.Вера в предопределение. Вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально. Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим).

Согласно идеям волюнтаризма, основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач.

Волюнтаризм – признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни. Тот, кто действует в духе волюнтаризма, не считается с объективными законами мироздания, произвольно решает вопросы о жизни общества, исходя исключительно из своих желаний.

Волюнтаризмом можно назвать желание Петра I уподобить быт русского дворянства европейскому.

Бритье бород, ношение европейских платьев и присутствие на ассамблеях не было необходимостью и иногда вступало в противоречие с русскими традициями, однако решающим фактором в «европеизации» русского дворянства стала не объективная необходимость, а воля молодого Императора.

Фатализм часто понимается как вера в предопределение, рок, судьбу или Божий замысел. Последователи идей фатализма верят, что мир – то единый организм или механизм, работа которого четко организована.

В мире нет места случайностям, все процессы в нем объективны (то есть не зависят от сознания человеке) и закономерны, одно вытекает из другого. То есть, согласно представлениям фаталистов, вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально.

Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим). При таком подходе оказывается, что свободы выбора у человека нет, мир предсказуем, в нем господствует жесткая необходимость на всех этапах существования.

Для наглядности примера снова обратимся к желанию Петра I европеизировать быт русского дворянства и в общих чертах объясним все произошедшее с помощью детерминизма: в силу объективных причин Петр I рос в селе преображенском и общался с иностранцами, это взрастило в нем интерес к европейской культуре.

Во время «великого посольства» этот интерес возрос, и вполне естественно, что молодой, деятельный царь захотел сделать свой двор похожим на европейский. Правитель обладал жестким характером (отчасти из-за необходимости противостоять царевне Совье в борьбе за власть), мало кто из дворян осмеливался ему перечить, поэтому изменение быта русского дворянства было неизбежным.

В XVII веке жил и работал и Бенедикт Спиноза, который сформулировал следующий тезис: «свобода есть осознанная необходимость». Во всей природе нет свободы, все в ней подчинено жесткой необходимости.

Так и человек не абсолютно свободен, он понимает, что для выживания должен подчиняться государственным законам, соответствовать набору своих социальных ролей и т.д. Но Б. Спиноза также считал, что человек, познавая, может обрети свободу.

И хотя люди не могут изменить естественный ход вещей, они в силах организовать свою деятельность в соответствии с ним и таким образом превратиться из «раба» мира в его «господина».

Если вдуматься, то вся наша жизнь построена на умении человека совладать с объективными природными процессами: мы не можем изменить природу электричества, но успешно пользуемся им, не можем изменить естественный процесс роста растений, но, зная его тонкости, можем вырастить наиболее подходящую для нас пищу.

Если принять за истину все вышесказанное о необходимости, то возникает проблема свободы личности.

Она заключается в том, что, если причина всех действий – необходимость, а случайности играют второстепенную роль, то новых возможностей не сущесвтует, и человек, постоянно действующий в соответствии с необходимостью, превращается в автомат, робота, который действует по заранее заданному алгоритму. Проблема свободы личности является центральной в работах знаменитых философов: Николая Бердяева, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра.

Н.А. Бердяев, пытаясь решить эту проблему, пришел к выводу, что свобода человека состоит в способности создавать что-то новое, в самовыражении через творчество.

Способность к творчеству, а, следовательно, и возможность быть свободным, вытекает из двуединства человеческого бытия: с одной стороны, человек подчиняется объективным законам природы, с другой – может абстрагироваться от них, взглянуть на себя и мир со стороны.

Только человек способен задать вопрос «Что это?». Таким образом, человек вынужден действовать в соответствии с необходимостью, неизбежно подчиняться законам природы и общества, но он же, обладая свободной волей, может прервать необходимость и цепь причинно-следственных связей.

Пример человека, который максимально освободился от объективных законов бытия – аскет. Аскетизм предполагает сведение к минимуму контакты с обществом, строгие ограничения в питании и в одежде.

Верхом добродетели в некоторых религиозных течениях Индии считается полный отказ от еды – сознательное прерывание необходимости питаться.

То есть свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.

Противоречие между личностью и обществом в вопросе свободы порождает разные модели поведения:

  1. Открытый конфликт с обществом (такое поведение может быть характерным для последователей анархизма – системы идей, полностью отрицающей любую необходимость).
  2. Бегство от мира (не найдя себя в обществе, человек может встать на путь духовного самопознания, став монахом или аскетом).
  3. Приспособление к миру, добровольный отказ от стремления к свободе (этот путь выбирает большинство людей).

Свобода и ответственность

В реальности свобода чаще всего проявляется в возможности выбрать линию поведения. И за свой выбор человек несет ответственность.

Свобода действий всегда предполагает ответственность перед обществом. Таким образом свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.

Свобода – это возможность поставить цель. Чем выше цель действия, чем лучше человек понимает объективные условия, тем полнее реализуется свобода в человеческой деятельности. Ответственность, в свою очередь, предполагает необходимость осознавать объективные условия и умение выбрать наиболее оптимальные, обоснованные пути достижения цели.

Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

По мере развития личности и демократизации общества вектор направленности ответственности смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (личная ответственность).

Однако развитие свободы означает и увеличение ответственности за свой выбор.

Не каждый человек готов выдержать груз ответственности: появляется новая проблема, которую немецкий философ Эрих Фромм назвал «бегством от свободы».

Таким образом свобода – это очень противоречивый феномен человеческой жизни, который может быть как великим даром, так и тяжелым бременем.

Источник: https://spadilo.ru/svoboda-i-neobxodimost-v-chelovecheskoj-deyatelnosti-svoboda-i-otvetstvennost/

Права и свободы человека и гражданина

Что такое свобода личности. Введение. Личная (физическая) свобода человека составляет важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом. Личные неимущественные права

Статьи

Линия УМК Никитина. Обществознание (5-9)

Обществознание

Право

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

27 августа 2019

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Обществознание. 7 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы.

Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока.

Купить

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Обществознание. 8 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов. Содержит обширный теоретический и фактический материал по курсу обществознания. Создан с учётом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.

Включает схемы, таблицы, иллюстрации.

Методический аппарат к каждому параграфу содержит разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, фрагменты из документов, научной и научнопопулярной литературы для анализа и обсуждения, словарь урока, темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий.

Купить

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире.

При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин».

Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: