Духовный мир личности

Содержание
  1. Духовность человека: как это понимать? Значение слова духовность
  2. Духовность — основа гармоничной жизни
  3. Значение слова «духовность»
  4. Духовность человека
  5. Что значит духовность
  6. Духовность — это: определение для детей
  7. Цитаты о духовности
  8. Духовный мир личности (стр. 1 из 3)
  9. Введение
  10. 1. Понятие духовного мира личности
  11. 2. Процесс становления духовного мира личности
  12. Духовный мир человека
  13. Из чего состоит внутренний мир индивида
  14. Знания — одна из опор внутреннего мира
  15. Роль веры в духовной жизни человека
  16. Взаимодействие индивида и общества в духовности
  17. Духовность: в чем заключается духовное развитие человека, критерии духовного богатства в философии, понятие совершенствования души
  18. Что такое духовность
  19. Учителя, которые всегда при нас
  20. Учитель-тело
  21. Учитель-душа
  22. Учитель-дух
  23. Духовность — основа гармоничной жизни
  24. Значение слова «духовность»
  25. Признаки духовности человека
  26. Совестливость

Духовность человека: как это понимать? Значение слова духовность

Духовный мир личности

Духовность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде».

Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы можем прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах.

Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше.

Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены.

Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно.

Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять.

Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность.

Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо.

Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего.

Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу.

Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами.

У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы.

И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки.

Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание».

Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром.

Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел.

На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии.

Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам.

Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда.

Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам.

Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели.

И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих.

Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов.

А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело.

И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание.

Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я».

Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни.

И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами.

Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка.

Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей.

Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам».

Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение.

Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно».

Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла.

И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/dukhovnost-odin-iz-vzglyadov-na-realnost/

Духовный мир личности (стр. 1 из 3)

Духовный мир личности

Введение

1. Понятие духовного мира личности

2. Процесс становления духовного мира личности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ – духовность. Человек, его дух и его культура – венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.

1. Понятие духовного мира личности

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества.

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека “микрокосмом” – в отличие от “большого мира” – “космоса”, который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной – Ойкумену.

Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе.

Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир личности?

Начнем со слова “мир”. Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин “душа” стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом “дух” как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие “духовная жизнь людей”, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни – сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом.

Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков.

Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное – взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности.

Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура – как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности – готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

2. Процесс становления духовного мира личности

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание – фундамент духовной жизни личности.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.

Первый из них – это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой – это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

Второй путь приобретения знаний – усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке.

Язык – это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.

Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению – ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству.

Формирование ума – важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает “познание, понимание, рассудок”).

Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих.

Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность – это “рассудок”. Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности.

Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества.

Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя.

На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется “разум” – более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности.

Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем.

Источник: https://smekni.com/a/230567/dukhovnyy-mir-lichnosti/

Духовный мир человека

Духовный мир личности
Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.

На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности.

В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация.

Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти.

Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности.

Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения.

Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение.

Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания.

Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них.

Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Взаимодействие индивида и общества в духовности

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом.

Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира.

Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом.

Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали.

В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности.

Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества.

Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/mir-lichnosti.html

Духовность: в чем заключается духовное развитие человека, критерии духовного богатства в философии, понятие совершенствования души

Духовный мир личности
Духовность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде».

Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах.

Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше.

Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Что такое духовность

Хотим мы того или нет, но наша жизнь — это всегда путь под воздействием двух взаимно противоположных сил: созидания и разрушения.

От того, какой из них мы отдадим предпочтение или даже выберем в попутчики, зависит наше будущее, а возможно — и не только наше.

У каждого из нас внутри есть живительный источник, только у одних он совсем зачах и зарос высокой непролазной травой, у других — бьет чистейшими родниками, истекая из загадочных неизведанных глубин.

https://www.youtube.com/watch?v=e4rpx5QC-I8

Этот источник — главнейшая часть каждого из нас. Это наш Дух — божественный внутренний огонек, дающий нам силы жить и осознавать жизнь во множестве ее красок и форм.

Ответ же на вопрос данного подзаголовка таков — это наше взаимодействие с ним: сколько мы в силах от него взять, испив живительной влаги мудрости и жизнелюбия, а также — что мы в силах ему дать взамен нашей любовью, бережным к нему отношением и уходом за тропинкой, по которой к его живой воде сможем прийти не только мы. Давайте же поговорим об этом взаимодействии, а также о том, как нам в этом развиваться.

В зависимости от жизненных приоритетов и нравственных предпочтений людей, разбираемое нами понятие взаимодействия с нашим Духом рассматривается каждым через его субъективные внутренние призмы.

Но какими бы они ни были: приверженность определенным религиям, философиям, мировоззренческим позициям, это понятие универсально.

Оно заключает в себе суть внутренней природы человека, так как человек изначально есть сущность духовного порядка, потому что является носителем Духа, зажженного в нем тем, кто его создал.

Этот могущественный Некто не только произвел, но и вложил в человека программу, по которой как индивидуум, так и человечество в целом движется в направлении заданного свыше вектора всеобъемлющей цели.

Всемудрый дал своему дитяти право выбирать путь движения вперед.

Но чтобы открывать новые горизонты и сотворять сиятельные миры, чадо должно вскрыть в себе возможности и функции своего Создателя, вернув свой изначальный образ великолепного подобия Отца.

Иными словами, человек должен прийти к самому себе, став по-настоящему духовным.

Учителя, которые всегда при нас

Есть ли признаки, по которым можно определить степень духовного уровня. Конечно же, да.

Но перед тем, как начать о них говорить, хотелось бы упомянуть о трех учителях, которые всегда при нас:

Учитель-тело

Нас учит быть бережным к самому себе, ценить свое здоровье, не увлекаться тем, что его может разрушить. У человека всегда есть право свободного выбора, в том числе, и на свое собственное разрушение.

В этом мире есть три качества материи, которые нам приносят:

  • истинное благо;
  • прельщают страстями;
  • ввергают в невежество.

Через два последних действуют силы разрушения, причем с разной скоростью, давая осознать нам пагубность выбранного пути и возвратиться к благости.

Наш первый учитель все знает о теле и поможет стать универсальным мастером — ценителем себя и своего здоровья.

Для этого нам нужно научиться его понимать, ведь как на начальном уровне обучения, так и на более продвинутом, он часто обращается к нам именно через телесную боль.

Учитель-душа

Расширяет границы понимания, как своего внутреннего, так и внешнего мира, учит нас чувствовать душу ближнего.

Душа все знает о нашей жизненной программе, помогает взаимодействовать с теми, с кем нам приходится пересекаться в нашей реальности.

Когда мы усвоили уроки первого учителя, второй постепенно, если мы готовы, начинает нам открывать инструменты тонкой чувствительности, прибегая к ресурсам более тонкого плана.

Обращаясь к своей душе, мы можем в себе открыть то, что доселе дремало, иногда всплывая на поверхности сознания.

Нас чаще начинают посещать озарения: большие и малые. Иногда мы обнаруживаем способность понимать людей с полуслова, порой чувствуя то, что они хотят нам сказать. Постепенно нами приобретается способность не только тонко чувствовать, но также искренне сострадать и сопереживать, причем не только словами. Об учениках такого уровня иногда говорят — душевный человек.

Душа — это хранилище огромной информации о всех наших воплощениях, и иногда она продвинутому ученику дает ценные подсказки — как полнее и правильнее реализовать себя в этой жизни.

Учитель-дух

Это — самый главный учительв нашей школе жизни. О жизни он знает все. Он знает обо всем и о каждом. Именно им сосчитано число волос на каждой голове любого жителя планеты, а не только нашей, ибо он и есть искра Великого пламени Любви, согревающей несчетное количество душ невообразимого числа миров.

Этого наставника можно назвать Голосом безмолвия, ведь услышать его сможет тот, кто:

  • успокоил свой ум;
  • смирил страсти;
  • открыл свою душу навстречу неизведанному и тому, что трудно высказать словами.

Он — как легкий ветерок, сродни шелесту травы у чистого ручья, как еле уловимое движение родников в источнике, к которому наклонился, чтобы испить живой воды познаний.

В чем же заключается духовное развитие человека — мы постараемся это понять, определившись с признаками его духовного уровня и с тем, как же развиваться в этом направлении, проходя ряд важных этапов.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены.

Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно.

Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять.

Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность.

Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо.

Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего.

Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу.

Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами.

У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы.

И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки.

Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание».

Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром.

Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Признаки духовности человека

Ну, а теперь самое время поговорить о признаках, характеризующих степень духовного роста человека.

Их можно перечислить в порядке, отражающем степень духовной осознанности:

  1. Совестливость.
  2. Способность строить гармоничные отношения.
  3. Стремление быть полезным.
  4. Желание стать изначальным.
  5. Смирение.
  6. Благодарность.
  7. Просветление.

Совестливость

Основным пробуждающим элементом нашего естества является совесть, через которую Дух стучится в двери души, встряхивая зоны нашего мозга, чтобы уберечь от неверных и опасных ходов.
Даже в самом слове совесть слышится: «Совместная весть».

Это понятие — скорее состояние, когда сознание человека способно сливаться с сознанием более высокого уровня, которое своей гармоничностью повышает его вибрации до той степени, где ему уже трудно совершать негармоничные поступки, идти на сделку со своей совестью, и он уже под ее защитой.

Духовный рост личности и общества в целом характеризуется степенью правильного взаимодействия со своим окружением. Поэтому следующий признак, характеризующий степень этого роста, не зря так называется.

Источник: https://amrita-infomed.ru/lichnost/duhovnost-eto.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: