Качество и длительный срок эксплуатации. Как решают проблему эксперты БМЦ? Надежная система безопасности

Содержание
  1. Гост р 56526-2015 требования надежности и безопасности космических систем, комплексов и автоматических космических аппаратов единичного (мелкосерийного) изготовления с длительными сроками активного существования, гост р от 24 июня 2015 года №56526-2015
  2. 1 Область применения
  3. 2 Нормативные ссылки
  4. Экспертиза промышленного оборудования
  5. В каких ситуациях проводится инженерная экспертиза промышленного оборудования?
  6. Какие организационные действия необходимо предпринять для проведения экспертизы?
  7. Проведение экспертизы в досудебном порядке
  8. Проведение экспертизы в судебном порядке
  9. Какие вопросы ставятся перед экспертом?
  10. Активная и пассивная безопасность – в чем разница?
  11. В активе
  12. В пассиве
  13. Качество лидера
  14. Экономии — нет!
  15. Повышение надежности систем и оборудования ЯЭУ в процессе эксплуатации | Надежность и безопасность АЭС
  16. Общие положения
  17. Облегчение режимов работы элементов
  18. Уменьшение времени восстановления
  19. Технологии оценки персонала службы безопасности
  20. Анализ работ
  21. Самооценка
  22. Графическая шкала оценивания
  23. Метод альтернативного ранжирования
  24. Метод парных сравнений
  25. Поведенческие рейтинговые шкалы
  26. Метод управления по целям

Гост р 56526-2015 требования надежности и безопасности космических систем, комплексов и автоматических космических аппаратов единичного (мелкосерийного) изготовления с длительными сроками активного существования, гост р от 24 июня 2015 года №56526-2015

Качество и длительный срок эксплуатации. Как решают проблему эксперты БМЦ? Надежная система безопасности

ГОСТ Р 56526-2015

ОКС 49.140

Дата введения 2016-04-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием “Научно-производственное объединение им.С.А.Лавочкина” (ФГУП “НПО им.С.А.Лавочкина”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 321 “Ракетно-космическая техника”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 971-ст*________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июля 2015 г. N 971-ст. – Примечание изготовителя базы данных.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”.

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования надежности и безопасности космических систем (КС), комплексов (КК), автоматических космических аппаратов (АКА) и их составных частей (бортовые системы, агрегаты и приборы) единичного (мелкосерийного) изготовления с длительными сроками активного существования.

Требования настоящего стандарта распространяются на автоматические космические аппараты единичного (мелкосерийного) изготовления с длительными сроками активного существования (САС), используемые в области решения научных и народно-хозяйственных задач, и на космические системы и комплексы, в состав которых они входят.

Настоящий стандарт применяется при создании, производстве и эксплуатации изделий космической техники по международным договорам и в ходе реализации международных проектов и программ по согласованию сторон, а также в случаях, когда его применение предписано требованиями технического задания на выполнение работ.

Стандарт устанавливает:

– основные понятия, определения и терминологию по надежности и безопасности космической техники;

– общий методический подход по нормированию показателей надежности (безотказности) составных частей и оборудования, входящих в единичные АКА, и АКА в целом;

– перечень работ по надежности и безопасности, проводимых на каждом из этапов жизненного цикла создания изделий космической техники с целью реализации уровня ее надежности не ниже требуемого;

– методический подход по оценке показателей надежности единичных (мелкосерийных) АКА с длительными сроками активного существования при проведении летных испытаний и эксплуатации для сравнения с требуемыми значениями, полученными расчетным путем на этапе нормирования;

– статистический подход к оценке надежности единичных (мелкосерийных) АКА, если в КС или КК входит более одного АКА;

– рекомендации и методический материал для оценки и контроля надежности и безопасности создаваемой единичной (мелкосерийной) автоматической космической техники.

Предполагаемый диапазон возможных технических характеристик единичных АКА с длительными сроками активного существования представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Технические характеристики единичных АКА

Тип АКАМасса, кгСАС, лет
КрупногабаритныеБолее 100010-25
Среднегабаритные500-10007-10
Малыемини100-5005-7
микро10-1003-5
нано1-101-3
пикоМенее 10,5-1,0

Настоящий стандарт не распространяется на пилотируемые космические системы, комплексы и их составные части.

2 Нормативные ссылки

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200123509

Экспертиза промышленного оборудования

Качество и длительный срок эксплуатации. Как решают проблему эксперты БМЦ? Надежная система безопасности

Инженерная экспертиза промышленного оборудования — это разновидность инженерно-технических экспертиз, в рамках которой экспертом проводятся осмотр и исследование промышленного оборудования для формирования ответов на поставленные судом, следователем, или заказчиком вопросы. По результатам осмотра и проведенных исследований экспертом формируется заключение, которое, в зависимости от ситуации, направляется в суд, либо предоставляется заказчику.

В каких ситуациях проводится инженерная экспертиза промышленного оборудования?

На основании сложившейся АНО Центр Технических Экспертиз практики можно выделить несколько наиболее часто встречающихся ситуаций, для разрешения которых требуется проведения данной экспертизы:

  • Оборудование вышло из строя (полностью неработоспособно)
  • Оборудование не работает должным образом (частично неработоспособно)
  • Поставленное оборудование не соответствует заявленным характеристикам, требованиям заказчика
  • Несчастные случаи на производстве. Необходима экспертиза оборудования на предмет соответствия его требованиям безопасности.

Как пример для каждой ситуации будет приведен станок фрезерный с ЧПУ (основные функции станка: фрезеровка, резка, сверление, гравировка).

Оборудование вышло из строя (полностью неработоспособно). Пример ситуации: поставленный станок не выпоняет ни одной из перечисленных функций, не запускается.

Оборудование не работает должным образом (частично неработоспособно). Пример ситуации: станок не выполняет резку металла должным образом: заготовка при резке повреждается (трескается), резка производится неравномерно.

Для двух вышеперечисленных примеров ситуация может возникнуть как и на новом оборудовании (что может свидетельствовать о производственном дефекте, либо о неправильном подключении, пуско-наладке оборудования), так и в результате продолжительной эксплуатации (что может свидетельствовать об отсутствии надлежащего и своевременного технического обслуживания)

Поставленное оборудование не соответствует заявленным характеристикам, требованиям заказчика. Пример ситуации: процесс сверления занимает больше времени, чем указано в характеристиках. По своим габаритам и весу станок не подходит для его использования в помещении заказчика.

Несчастные случаи на производстве. Необходима экспертиза оборудования на предмет соответствия его требованиям безопасности. Пример ситуации: при работе со станком сотрудник организации получил повреждения, необходимо понимание, по какой причине произошел данный несчастный случай.

Какие организационные действия необходимо предпринять для проведения экспертизы?

В случае возникновения любой из вышеперечисленных ситуаций заказчик принимает решение об урегулировании вопроса в судебном, либо досудебном порядке. В связи с этим инженерную экспертизу промышленного оборудования принято разделять 2 основные категории.

Проведение экспертизы в досудебном порядке

В досудебном порядке АНО Центр Технических Экспертиз заключает с заказчиком договор на проведение исследования, в котором отражены: стоимость работ, сроки работ, объект исследования, вопросы на исследование.

Для определения стоимости и сроков работ с заказчиком предварительно согласовываются следующие моменты: о каком объекте идет речь (зачастую запрашивается документация на объект: паспорт, инструкция, описание либо иное), местоположение объекта (для расчета транспортных расходов), какие вопросы планируется задать эксперту. Перечень возможных вопросов приведен далее в статье. Заранее согласовать все вышеуказанные моменты Вы можете с нашими экспертами способами, указанными в разделе «Контакты».

Результатом работ по договору является заключение специалиста, которое заказчик может предъявить как стороне, с которой возникла спорная ситуация, так и в суд. Заключение специалиста приобщается судом как доказательство.

Важный момент: как показывает практика, в случае предоставления стороной досудебной экспретизы суд может назначить уже судебнную экспертизу. Расходы на проведение судебной экспертизы возлагаются на противоположную сторону, т.к.

в большинстве случаев именно противоположная сторона ходатайствует о ее назначении.

  • Плюсы: возможность согласовать с экспертом (со специалистом) проведение работ на любом этапе исследований; возможность корректировки вопросов, стоимости, сроков.
  • Минусы: суд все равно может принять решение о назначении судебной экспертизы.

Проведение экспертизы в судебном порядке

В судебном порядке сторона ходатайствует перед судом о необходимости проведения экспертизы для разрешения спора.

В данном случае сторона прикладывает к ходатайству информационное письмо от экспертной организации, выражая свою готовность в проведении данной экспертизы. Данное письмо подготавливается сотрудниками АНО Центр Технических Экспертиз по запросу заказчика.

В информационном письме указываются: стоимость экспертизы, сроки проведения экспертизы, данные о квалификации эксперта (либо комиссии экспертов), данные об организации, информация о необходимых для проведения экспертизы данных (предоставление доступа к объекту, определенной документации, разрешение на разрушающие методы и иное)

В случае принятия положительного решения суд выносит определение о назначении судебной экспертизы и направляет определение (зачастую вместе с материалами дела) в экспертную организацию.

  • Плюсы: чаще всего суд принимает решение на основе судебной экспертизы, которая была проведена по решению суда
  • Минусы: отсутствует возможность согласовать с экспертом проведение работ (прямо запрещено), отсутствует возможность согласования вопросов (зачастую формирование вопросов происходит в процессе судебного заседания, либо утвержденные судом вопросы сторона изменить не может).

Какие вопросы ставятся перед экспертом?

В зависимости от вышеперечисленных ситуаций, вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

  • Имеются ли в предоставленном на исследование оборудовании дефекты? Исправно ли данное оборудование?
  • Если дефекты имеются, то какой характер они носят: производственный либо эксплуатационный?
  • Если дефекты имеются, то каковы причины их возникновения?
  • Возможно ли устранение имеющихся дефектов? Какие работы необходимо выполнить для возобновления исправного функционирования оборудования?
  • Соответствует ли предоставленное на исследование оборудование требованиям заказчика/заявленным характеристикам?
  • Соответствует ли предосталвенное на исследование оборудования требованиям безопасности (экологическим, пожарным, санитарным и иным)?

В каждой конкретной ситуации мы можем оказать содействие в формировании вопросов на экспертизу.

https://www.youtube.com/watch?v=yIeZ09Y2BJ4

Перечень объектов, предоставляемый на экспертизу (не является исчерпывающим):

  • Станки (обрабатывающие, режущие и т.д.)
  • Подъемно-транспортные машины (башенный кран и т.д.)
  • Технологические линии (линии по производству, сборке и т.д.)
  • Конвейерные линии и конвейеры (ленточные, цепные, пластинчатые и т.д.)
  • Гидравлические/пневматические машины (насосы, компрессоры, гидроцилиндры и т.д.)
  • Обогатительное оборудование (оборудование для добычи полезных ископаемых)
  • Экструдеры и их линии (оборудование по производству пластиковых изделий)
  • Редукторы и детали машин (редукторы, шестерни, валы и т.д.)
  • Сварочное оборудование (роботы, сварочные автоматы и Т.д.)
  • Кузнечные машины (пресса, молота и т.д.)
  • Литейные машины и пресс-формы
  • Буровое оборудование (буровые машины, буровой инструмент)
  • Строительная техника (дробилки, экскаваторы, навесное оборудование)
  • Печное оборудование
  • Деревообрабатывающие машины
  • Сельскохозяйственная техника (комбайны, бороны и т.д.)

Источник: https://tehexp.ru/ekspertiza-promyishlennogo-oborudovaniya/

Активная и пассивная безопасность – в чем разница?

Качество и длительный срок эксплуатации. Как решают проблему эксперты БМЦ? Надежная система безопасности

Системы безопасности автомобиля делятся на две группы. Одни стараются экстренную ситуацию не допустить, другие стремятся снизить тяжесть ее последствий, если авария все же произошла. «За рулем» объясняет, какие компоненты входят в каждую группу.

Сегодня умной электроникой оснащены даже недорогие автомобили: безопасность почти у всех мировых производителей давно вышла на первый план. В западных странах требования жестче, потому и набор базового оборудования выше. Россия пока в отстающих. В обязательный минимум для легковых автомобилей у нас на сегодняшний день входят подушка безопасности водителя, ABS и система ЭРА-ГЛОНАСС. Негусто.

Для полной безопасности автономным автомобилям (за которыми, как нас уверяют, будущее) нужно видеть даже то, что не могут заметить камеры, радары и сенсоры. Эту проблему призвана решить глобальная система коммуникации между участниками дорожного движения.

Для полной безопасности автономным автомобилям (за которыми, как нас уверяют, будущее) нужно видеть даже то, что не могут заметить камеры, радары и сенсоры. Эту проблему призвана решить глобальная система коммуникации между участниками дорожного движения.

В активе

Материалы по теме

Комплекс активной безопасности работает на предотвращение аварий. Первым кирпичиком в стене стала антиблокировочная система тормозов (ABS). На серийном автомобиле она появилась в качестве опции впервые в 1978 году. В течение 20 лет к ней присоединились антипробуксовочная система и система курсовой стабилизации, предотвращающая сносы и заносы.

С наступлением 2000-х автоконцерны начали активно внедрять электронных ассистентов водителя иного толка.

Основываясь на информации с камер, ультразвуковых датчиков, радаров ближнего, среднего и дальнего радиуса действия, помощники распознают объекты, потенциально представляющие опасность для машины. Иными словами, те, с которыми может произойти столкновение.

В зависимости от степени продвинутости автомобиля, они умеют либо просто предупреждать водителя светом, звуком или вибрацией, либо сами предпринимать действия — работать рулем и тормозами.

Шесть подушек безопасности — норма для современного автомобиля. Система стабилизации тоже давно стала привычным оборудованием даже в В-классе.

Шесть подушек безопасности — норма для современного автомобиля. Система стабилизации тоже давно стала привычным оборудованием даже в В-классе.

В пассиве

Материалы по теме

Системы пассивной безопасности вступают в работу, когда пал бастион их активных коллег. В первую очередь, это ремни безопасности, в современном виде известные с 1950-х годов. Им помогают надувные подушки, количество которых в самых навороченных машинах переваливает за десяток. Старается и сам кузов. У него предусмотрены «запрограммированные» на стадии проектирования зоны и алгоритмы деформации. Они позволяют рассеять энергию столкновения, чтобы водитель и пассажиры испытали минимальные перегрузки.

К набору пассивной безопасности относится и российская новинка ЭРА-ГЛОНАСС. Это аварийный модуль, недавно ставший обязательным для всех выходящих на наш рынок автомобилей.

Он обеспечивает мгновенную связь с круглосуточной диспетчерской службой и определение координат ДТП. Всё — в автоматическом режиме.

Такое решение позволяет экстренным службам быстрее получать информацию об авариях и, как следствие, оперативнее прибывать на место. А это означает спасенные жизни.

Аварийный модуль ЭРА-ГЛОНАСС помогает экстренным службам быстрее приехать на место аварии.

Аварийный модуль ЭРА-ГЛОНАСС помогает экстренным службам быстрее приехать на место аварии.

Качество лидера

На благо безопасности в автомобиле трудятся десятки систем.

Если разобрать какую-нибудь из современных моделей, обнаружится, что на большинстве деталей этих систем стоит клеймо немецкой компании Continental. одного из крупнейших в мире производителей автокомпонентов.

Их концерн не только штампует, но и самостоятельно разрабатывает. Для испытаний существует собственный обширный полигон под Ганновером.

Для большинства автомобилистов Continental — это только шины. Возможно, кто-то еще вспомнит автозапчасти под этим брендом. Однако масштаб разработок по-настоящему поражает. Например, такая, казалось бы, мелочь, как стояночный тормоз.

Переход с рычажного управления им на клавишное открыл новые возможности. В Continental придумали функцию автоматического включения «ручника» при каждой остановке машины.

Теперь автомобиль точно никуда не покатится на светофоре или из-за забывчивости владельца.

Классные шины — тоже составляющая комплекса активной безопасности. Чем они лучше, тем меньше шансов у вас попасть в аварию.

Классные шины — тоже составляющая комплекса активной безопасности. Чем они лучше, тем меньше шансов у вас попасть в аварию.

Материалы по теме

Continental выпускает полный перечень сенсоров и датчиков, обеспечивающих так называемое машинное зрение. На их базе работают все системы активной безопасности, которые скоро объединятся и станут называться автопилотом. Для его полноценной работы машинам необходимо обмениваться информацией между собой и с объектами дорожной инфраструктуры. Это тоже активная безопасность, и у Continental готово предсерийное решение для переноса на товарные автомобили.

Даже ставшую привычной систему контроля давления в шинах немецкие инженеры продолжают модернизировать. Прежде датчики в колесах выводили предупреждение на приборную панель машины, а для контроля подкачки требовался манометр.

Ныне о спущенном колесе сообщит мобильное приложение на смартфоне. По экрану можно наблюдать изменение давления в режиме реального времени: компрессор со стрелочным прибором (зачастую еще и сомнительной точности) больше не нужен.

Одно из ключевых умений нынешних систем активной безопасности — функция автоматического торможения при обнаружении помех. Она работает как для автомобилей, так и для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

Одно из ключевых умений нынешних систем активной безопасности — функция автоматического торможения при обнаружении помех. Она работает как для автомобилей, так и для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

Экономии — нет!

Системы пассивной безопасности на подавляющем большинстве автомобилей, к счастью, так и остаются невостребованными весь срок службы. И все-таки экономить при покупке на них не стоит. Это оборудование, которое может пригодиться всего один раз, зато спасет одну или несколько жизней.

Составляющие активной безопасности — еще менее подходящая статья для экономии. Они работают в каждой поездке. Именно эти функции не позволяют водителю и его машине попасть в экстремальную дорожную ситуацию. Статистики никто не ведет, но, возможно, на их счету гораздо больше сохраненных жизней, чем у ремней и надувных подушек.

Задумайтесь над этим, выбирая свой следующий автомобиль.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/916897-aktivnaya-i-passivnaya-bezopasnost/

Повышение надежности систем и оборудования ЯЭУ в процессе эксплуатации | Надежность и безопасность АЭС

Качество и длительный срок эксплуатации. Как решают проблему эксперты БМЦ? Надежная система безопасности

Подробности Категория: Генерация

Глава 8
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМ ЯЭУ АЭС В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Общие положения

В начальный период эксплуатации АЭС ее оборудование и системы имеют проектную (иногда называют “встроенную”) надежность, которая заложена при их проектировании и изготовлении.

Показателем проектной надежности обычно является средняя наработка до отказа Тср, определяемая, исходя из интенсивности отказов λ·, элементов, составляющих данную систему.

Здесь λ, и Тср, являясь показателями безотказности как одного из свойств общего понятия надежности, могут в общем случае характеризовать это общее понятие. Средняя наработка на отказ в процессе эксплуатации может поддерживаться на определенном уровне и определяется из выражения

(127) где r- общее число отказов за период работы t; rпо – ожидаемое расчетное число постепенных отказов; rвн – расчетное число внезапных отказов.

Опыт эксплуатации ЯЭУ показывает, что повышение надежности возможно не только за счет конструктивных методов при проектировании и создании оборудования и систем ЯЭУ, но и за счет специальных эксплуатационных мероприятий. Методы повышения надежности при эксплуатации можно разбить на две группы.

К первой группе относятся рассмотренные выше конструктивные методы.

В этом случае обслуживающий персонал, используя опыт эксплуатации, оценивает конструктивные недостатки и ошибки в организационно-технической документации и разрабатывает рекомендации по устранению выявленных недостатков, направленные на повышение надежности в процессе доработки или при модернизации энергоблоков АЭС.

Вторая группа мероприятий характеризуется совершенствованием всех видов эксплуатационного обслуживания, разработкой и применением новых наиболее рациональных (по надежности) методов эксплуатации. К числу таких мероприятий относятся: – применение современных методов контроля технического состояния систем и оборудования ЯЭУ, включая и широкое диагностирование;

-разработка и применение методов прогнозирования нарушений в работе АЭС;

  1. обоснование и применение оптимальных сроков периодичности и объема проведения профилактических проверок и ремонтов (ППР);
  2. обоснование эксплуатационного ресурса (сроков службы) элементов ЯЭУ;
  3. повышение качества эксплуатационной документации;
  4. выбор рационального состава и количества ЗИП;
  5. повышение квалификации обслуживающего персонала.

В результате реализации этих мероприятий предоставляется возможность обнаруживать на более ранней стадии нарушения (неисправности) и дефектные элементы, предупреждать отказы за счет ППР, снижать интенсивность отказов (поток отказов) λ и повышать среднее время безотказной работы (среднюю наработку до отказа) Тср, что позволяет увеличивать межремонтные сроки и назначенный ресурс элементов.
В процессе эксплуатации имеется возможность активно воздействовать на вышеуказанные параметры безотказности элементов ЯЭУ λ и Тср, оптимизируя их в зависимости от методов и эффективности технического обслуживания [8].

Облегчение режимов работы элементов

Облегчение режимов работы элементов может применяться в определенных условиях как один из возможных путей повышения надежности оборудования и систем АЭС.

В этом случае снижение нагрузки элементов, уменьшение их теплоэнергетических и гидродинамических режимов способствует снижению вероятности возникновения неисправностей и отказов. Оборудование и системы АЭС не всегда и не все работают в полностью нагруженном (номинальном) режиме.

Если по условиям эксплуатации предоставляется возможность работы отдельных элементов и систем в недогруженном режиме, то такой режим целесообразно применять.

На рис. 20 показано изменение интенсивности отказов для номинального режима работы (кривая 1) и недогруженного или сниженного режима работы элементов (кривая 2).

Сравнение кривых 1 и 2 показывает, что величина интенсивности отказов на сниженном режиме работы элементов λсн меньше по сравнению с интенсивностью отказов на номинальном режиме λном. При этом длительность периода приработки и периодов эксплуатации увеличиваются.

где- периоды приработки элементов соответственно для облегченного (разгруженного) режима работы и номинального режима.
– периоды эксплуатации для облегченного и номинального режимов.

Опыт эксплуатации показывает, что снижение режимов работы более эффективно влияет на повышение надежности (снижение λ) для систем, работающих в перегруженных режимах.

Для элементов, работающих в режимах, близких к номинальному, понижение коэффициента нагрузки (облегчение режима работы) несущественно снижает интенсивность отказов.

По статистическим данным в настоящее время разработаны эмпирические зависимости, позволяющие оценивать для ряда элементов величину интенсивности отказов от коэффициента нагрузки. Так, например, для элементов электронных схем систем СУЗ ЯЭУ расчетная формула, определяющая интенсивность отказов в зависимости от нагрузки, имеет вид

(135) где Кн – коэффициент нагрузки;

а, в, с – эмпирические коэффициенты, зависящие от типа элемента.

Уменьшение времени восстановления

Важным свойством оборудования АЭС является их готовность к работе, которая оценивается коэффициентом готовности
(136) где Т0 – средняя наработка на отказ.

Очевидно, если снижать среднее время восстановления Тв после возникновения отказов, то это повышает Кг объекта (готовность его к действию). К основным конструктивным мероприятиям, способствующим снижению Тв в процессе эксплуатации, относятся:

  1. использование резервирования при возникновении отказов;
  2. применение ремонтопригодного оборудования;
  3. автоматизация контроля состояния оборудования, параметров и режимов работы;
  4. автоматизация процесса диагностирования неисправностей и др.

К организационно-техническим мероприятиям, направленным на снижение Тв, относятся:

  1. повышение квалификации обслуживающего и ремонтного персонала, развитие навыков поиска и замены отказавших элементов;
  2. оптимизация периодичности и объема технического обслуживания и ремонта (ТО и Р);
  3. совершенствование эксплуатационной документации;
  4. оптимизация состава ЗИП и др.

Источник: https://leg.co.ua/arhiv/generaciya/nadezhnost-i-bezopasnost-aes-14.html

Технологии оценки персонала службы безопасности

Качество и длительный срок эксплуатации. Как решают проблему эксперты БМЦ? Надежная система безопасности

Ю.Тарасов(ЗАО Учебно-методический центр “ИСТА-Проф”,

Защита информации. Конфидент №3, 2003г.

Современная модель обеспечения безопасности компании представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов (организационные мероприятия, инженерные и технические средства охраны, организация и тактика сил охраны и др.). Все элементы системы тесно взаимосвязаны и служат целям достижения безопасного функционирования компании.

Одним из ключевых звеньев этой системы является служба безопасности, которая призвана свести воедино элементы системы, обеспечить планирование и реализацию всех мероприятий. Эффективность системы безопасности во многом зависит от эффективности деятельности персонала службы безопасности.

Неоднократные попытки «пронумеровать», «измерить» как эффективность службы безопасности в целом, так и деятельность ее отдельных сотрудников математическими методами к желаемому результату не приводили.

Пресловутая отчетность для «галочки» уже сыграла злую шутку, в частности, с отдельными силовыми ведомствами и, к сожалению, в не лучших своих формах перекочевала в деятельность отдельных служб безопасности.

Установление стандартов и критериев деятельностия сотрудника службы безопасности – дело непростое. В статье рассмотрены основные аспекты, связанные с проблемами оценки персонала службы безопасности.

Статья содержит много «открытых» вопросов, на которые сегодня нет однозначных ответов.

задача материала – помочь читателю структурировать и упорядочить свои представления о данной проблеме и перевести оценку персонала из теоретической области в практическую.

При разработке системы оценки сотрудников необходимо определить, на основании каких критериев будет производиться оценка, что именно в деятельности сотрудника мы хотим оценить.

Анализ работ

Деятельность сотрудника важна не сама по себе, а как результат реализации задач обеспечения безопасности. В связи с этим должны быть выработаны и сформулированы критерии и стандарты работы. Выработка критериев и стандартов проводится, как правило, в процессе анализа работ.

Анализ работ – это процесс, направленный на понимание состава и объема работ, выполняемых сотрудником, определение качества его взаимодействия с другими подразделениями или сотрудниками и условий выполнения работ.

Хотя и не существует общепринятой типовой формы для проведения анализа работ, большинство описаний содержит следующие разделы:

  • определение работ, краткое описание основных должностных обязанностей;
  • общие и специальные квалификационные требования;
  • основное оборудование, с которым работает сотрудник;
  • регулярно выполняемые обязанности (обязанности излагаются в порядке убывания значимости и процента затрачиваемого на них времени в месяц);
  • обязанности, при выполнении которых требуется организация взаимодействия с другими подразделениями, сотрудниками и частота их возникновения;
  • решения, принимаемые сотрудником при выполнении регулярных обязанностей;
  • вероятные последствия, если сотрудник примет неправильное решение, сделает неправильный вывод или совершит неправильное действие;
  • частота управления (как часто сотрудник должен консультироваться с непосредственным начальником или другим работником при принятии решений);
  • условия работы;
  • специализированные навыки, необходимые для выполнения работ;
  • дополнительная информация.

Информацию для анализа работы можно получить с помощью интервью, опросных листов, методом наблюдения или составления списка заданий, которые сотрудник выполняет в течение дня.

Данные анализа работы являются не только основой объективной оценки сотрудника, но и позволят выработать исходные данные по дальнейшему совершенствованию организационной структуры службы безопасности и провести корректировку должностных обязанностей.

Проведение анализа работ и разработка (при необходимости) соответствующих должностных инструкций позволяют иметь надежный ориентир в оценке персонала.

Как уже упоминалось, человеческий ресурс – один из главных в деятельности службы безопасности, поэтому его рациональное использование является важнейшим элементом всей системы безопасности.

Как же оценить человеческий ресурс?

Самооценка

Несмотря на кажущуюся простоту, самооценка является важным методом оценки персонала. Правильно разработанная анкета для проведения самооценки не должна дублировать оценку деятельности работника руководителем. Имеет смысл остановиться на разработке анкеты подробнее.

В анкете необходимо предложить сотруднику кратко описать текущую работу. Предполагается, что при ответе человек вспомнит, в первую очередь, то, что он считает наиболее важным в своей работе или занимающим большую часть времени. Эта информация позволяет выявить, насколько совпадают мнения руководства и сотрудника о выполняемых задачах.

В последующих пунктах анкеты сотруднику предлагается назвать три свои самые сильные стороны в работе и столько же наиболее слабых.

Руководство получит возможность сопоставить свои представления о достоинствах сотрудников с их мнением.

В собственных слабостях сотрудник признается самостоятельно, руководство получает информацию о потребности в дополнительном обучении или других шагах, направленных на исправление ситуации.

В анкету включаются и другие вопросы, позволяющие сотруднику провести самооценку своих навыков в работе.

Заполнение таких анкет может дать очень интересные результаты. Метод самооценки наиболее подвержен субъективизму. Самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Графическая шкала оценивания

Графическая шкала является наиболее простым методом оценки, отображая характеристики (количественные и качественные), каждой из которых соответствует уровень исполнения обязанностей (от неудовлетворительного до отличного). В свою очередь, каждый рейтинг выражается в определенных численных значениях, указанных в шкале оценки.

Существует два варианта: ведение графических шкал, когда оценка ставится от 1 до 3 баллов, от 1 до 4 баллов, от 1 до 5 или 10 баллов – на усмотрение разработчиков шкалы, или «список», когда на заданный вопрос выбирается вариант ответа «да» или «нет».

Вместе с тем, как только в оценочной анкете появляются цифры, у некоторых участников процесса появляется острое желание «сложить, умножить, подытожить» результаты. Поэтому рекомендуется в анкетах варианты оценки описывать словами.

Метод альтернативного ранжирования

Другим методом оценки сотрудников является метод альтернативного ранжирования. Он используется гораздо реже, чем метод графических шкал, и служит, главным образом, для определения сотрудников, заслуживающих поощрений.

Суть метода заключается в ранжировании деятельности сотрудников (еще раз подчеркнем – не сотрудников, а их деятельности) от лучшего к худшему по некоторым характеристикам.

Сначала составляется список всех сотрудников, которых необходимо оценить. Затем по форме, представленной ниже, обозначают наилучшего и наихудшего сотрудника по оцениваемым характеристикам.

Далее выбирают следующего наилучшего и наихудшего до тех пор, пока все не будут проранжированы таким образом.

Для измеряемой характеристики выпишите всех подчиненных, которых вы хотите проранжировать. Укажите ФИО работающего с наилучшим рейтингом в строке 1, а с наихудшим рейтингом в строке n. Затем включите следующего наилучшего работника в строке 2 и наихудшего в строке n-1 и т. д. Продолжайте, пока не будут заполнены все строки.

Метод парных сравнений

Данный метод является одной из разновидностей ранжирования. По каждой характеристике (количество выполненной работы, ее качество и т. д.) деятельность сотрудника сравнивается с деятельностью остальных.

Если деятельность сотрудника более высокого качества, чем деятельность того, с кем его сравнивают, он получает «+», если хуже – «–». Далее число плюсов для каждого сотрудника суммируется и подсчитывается общая сумма баллов каждого сотрудника.

Данный метод используется не только при проведении оценки персонала, но и при ранжировании различных объектов, задач.

Поведенческие рейтинговые шкалы

Поведенческие рейтинговые шкалы (BARS – Behaviourally Anchored Rating Scales) представляют собой комбинацию рейтинговых методов и характеристик поведения на рабочем месте.

Защитники данного метода утверждают, что он обеспечивает более объективную оценку, чем другие методы, которые мы уже обсуждали. Разработка BARS обычно включает 5 этапов.

1. Формирование критических случаев

Группу людей, знающих работу, которую необходимо оценить (руководство, сотрудники, эксперты), просят описать специфические ситуации (критические случаи) эффективного или неэффективного исполнения обязанностей.

2. Определение объема исполнения обязанностей

Затем они объединяют случаи в небольшое множество (скажем, 5 или 10) измерений исполнения обязанностей. Каждому кластеру (множеству) затем дается определение.

3. Перераспределение случаев

Вторая группа людей, которые также знают работу, перераспределяет первичные критические случаи.

Им предоставляют определения кластеров и критические случаи и просят отнести каждый случай к определенному кластеру, который, по их мнению, лучше к нему подходит.

Обычно критический случай сохраняется, если некоторый процент (обычно от 50 до 80 %) второй группы людей назначают его в тот же кластер, что и первая группа.

4. Шкала случаев

Вторую группу просят проранжировать (обычно используются 7- и 9-уровневые шкалы) поведение, описанное в случае, то есть установить, насколько эффективно или неэффективно он отражает исполнение обязанностей в соответствующем кластерном множестве.

5. Разработка окончательного инструмента

Подмножество случаев (обычно 6 или 7 на кластер) используется в качестве «поведенческих якорей» для каждого множества.

Несмотря на то, что разработка BARS может занимать больше времени, чем разработка других методов оценки, у него есть важные преимущества.

· Более точный способ оценки

Люди, знающие работу и требования к ней, лучше других разрабатывают BARS. Результирующая BARS – хороший способ оценки исполнения обязанностей на работе.

· Более четкие нормы

Критические случаи на шкале помогают выяснить, что понимается под «очень хорошим», «средним» и т. д. исполнением служебных обязанностей.

· Обратная связь

Использование критических случаев может быть более полезным при обеспечении обратной связи с оцениваемыми людьми.

· Независимые множества

Объединение критических случаев в пять или шесть множеств исполнения обязанностей помогает сделать множества более независимыми друг от друга. Например, у тестирующего не будет желания оценить одного работающего одинаково по всем множествам просто потому, что он был высоко оценен на «беспристрастность».

· Постоянство

Оценки по BARS относительно постоянны и надежны.

Метод управления по целям

Метод управления по целям (МВО – Management By Objectives) заключается в постановке специфически измеряемых целей для каждого из сотрудников и периодическом обсуждении прогресса на пути достижения этих целей.

Управление по целям – метод, получивший признание и развитие не только как метод оценки персонала, но и как метод управления.

Управление по целям применяется в тех случаях, когда трудно описать количественные и качественные показатели деятельности.

Схематично процесс оценки персонала МВО представлен на рис. 1.

Мы рассмотрели наиболее часто применяемые методы оценки персонала. На каком же из них остановиться? Какой наиболее подходит для вашей службы безопасности?

На практике при оценке персонала, как правило, объединяют несколько методов. В любом случае при подготовке оценки персонала службы безопасности необходимо учитывать цели проведения оценки и те ресурсы, которыми вы располагаете. Чем более сложная комбинация методов выбрана, тем продолжительнее и сложнее будет оценка, но и полученная в результате информация будет глубже и серьезнее.

Задача оценки персонала службы безопасности очень сложна и всегда будет носить оттенок субъективизма, поскольку идеальной системы оценки деятельности персонала не существует. Человек сам по себе очень сложный объект исследования, поэтому главной задачей построения системы оценки персонала как раз и является снижение уровня субъективности оценки.

Персонал оказывает существенное, а в большинстве случаев даже решающее влияние на все составляющие системы безопасности объекта. В этой связи регулярное изучение, оценка всех категорий персонала позволяет решать сложные задачи, стоящие перед службой безопасности, и в значительной степени повышают эффективность системы безопасности.

Источник: https://hr-portal.ru/article/tehnologii-ocenki-personala-sluzhby-bezopasnosti

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: