Кто имеет право проводить медосмотры? Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Содержание
  1. Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей: организация и правила проведения
  2. Цель проведения
  3. Ужесточение мер
  4. Порядок проведения
  5. Какие требования предъявляются к кабинету
  6. Кто может проводить медосмотр
  7. Если осмотр проводит организация
  8. Удаленный медосмотр
  9. Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
  10. Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
  11. За чей счет происходит выпуск водителей на линию
  12. Кто должен проходить предрейсовый медосмотр
  13. Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
  14. Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей
  15. Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
  16. Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей
  17. Правила оформления путевых листов
  18. Основной вывод
  19. Кто проводит предрейсовые медосмотры водителя: требования к кабинету, договора
  20. Кто обязан проводить предрейсовый медосмотр
  21. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей
  22. Требования к кабинету проведения процедуры
  23. Требования к проводящей осмотр организации
  24. Порядок проведения процедуры
  25. О чем информирует штамп медосмотра
  26. Журнал предрейсового осмотра
  27. Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил
  28. Регулирование порядка осуществления — законодательная база
  29. Предрейсовый медицинский осмотр водителей: кто может проводить
  30. Кем проводится процедура
  31. Журнал проведения медосмотра
  32. Нововведения в 2018 году
  33. Требования к кабинету проведения процедуры
  34. Требования к проводящей осмотр организации
  35. Стоимость услуги
  36. Осмотр по договору
  37. Психиатрическое освидетельствование водителей
  38. Как проводится контроль трезвости

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей: организация и правила проведения

Кто имеет право проводить медосмотры? Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Найм Труда > Охрана труда > Кто и каким образом может проводить медицинский осмотр водителей перед рейсом

Предрейсовый медицинский осмотр — это обязательная процедура, и главная ее цель — это профилактика аварийных ситуаций на дорогах, но кто может проводить это мероприятие? Каковы цели проведения и что выявляет осмотр.

Цель проведения

Цель проведения предрейсового медосмотра

Основная цель проведения медосмотра перед выпуском водителя в рейс — это заключение о его состоянии здоровья, чтобы не было случаев переутомления в дороге, выявление возможного опьянения, в том числе наркотического, алкогольного или токсического.

Цель мероприятия заключается в следующем:

  • безопасность на дорогах как пешеходов, так и водителей;
  • определение состояния здоровья на предмет, сможет ли человек выдержать нагрузку (это тоже связано с безопасностью).

Специалисты, проводившие медосвидетельствование, возлагают на себя некую ответственность, поэтому осмотры проводятся по жестким критериям.

Требования законодательных документов обязательны для исполнения и поэтому каждый работодатель должен знать, что перед каждым рейсом необходимо организовывать проведение медицинского освидетельствования водителей.

На основании требований нормативных документов необходимо обеспечить:

  1. Проверку водителей перед рейсом, чтобы выявить содержание спирта в крови, наличие опасных препаратов, наркотических веществ. Одним словом, всех вредных составляющих, которые оказывают влияние на качество выполняемой работы.
  2. Финансирование данного мероприятия производится за счет средств работодателя.

Обследованием подобного рода занимаются квалифицированные специалисты, обладающие разрешительными документами, неважно, в штате организации они выполняют свои функции или на договорной основе.

По результатам проверок ведется запись в журнале. Обо всех возможных ситуациях доводят сведения до руководителей. В случае если выявлено, что у водителя обнаружено отклонение по состоянию здоровья, то его направляют в клинику для проведения обследования.

Ужесточение мер

За последние годы в законодательстве произошли изменения, и многие меры усилились, это связано с большим количеством аварийных ситуаций на дорогах, в том числе с гибелью людей.

В любом случае все данные о проведении медкомиссии необходимо зафиксировать в журнале. Этот документ является обязательным, так как в нем отражены все сведения о состоянии водителя. Он обязательно должен быть прошит и пронумерован.

Какие перемены произошли в недавнее время:

  1. В обязательном порядке стал проводиться предрейсовый медосмотр.
  2. Перед тем как выйти на смену стало необходимостью осматривать водителя непосредственно за рулем.
  3. Если рейс окончен, то и по его окончании тоже проводится осмотр.
  4. Даже по уходу со смены водителю необходимо пройти отметку у специалиста.

Хотя, по мнению многих, это довольно жесткие меры, но все же они обоснованы практической реальностью. Всем известно, что неважное состояние водителя может привести к непредсказуемым последствиям.

Внесены изменения в нормативные акты также по отношению к некоторым категориям сотрудников, то есть и они теперь тоже обязаны проходить медкомиссию. Медосмотр проходят водители, выполняющие перевозку пассажиров и опасных грузов.

Прохождение мероприятия необходимо не только водителям, но и директорам транспортного предприятия.

Приказом Министерства здравоохранения регламентируется следующее:

  1. Медосмотры проводятся перед тем, как начинается смена, это необходимо для идентификации вредных факторов при перевозке, так как последние могут существенно нарушить трудовую функцию.
  2. Финансирование производится за счет средств работодателя.
  3. Медосвидетельствование проводят квалифицированные работники, имеющие свидетельство.

Вопрос лишь заключается в том, как проходит сама процедура.

Порядок проведения

Результаты предрейсового медосмотра фиксируются в журнале

Новое законодательство определяет несколько составляющих проведения медосмотра:

  1. Какие жалобы на состояние здоровья поступают от самого водителя.
  2. Осмотр по мнению специалиста.
  3. Измерение показателей температуры тела, артериального давления и пульса.
  4. Имеются ли признаки опьянения.
  5. Принимал ли водитель вещества, влияющие на психику.
  6. Алкотестером измеряют процент содержания алкоголя в крови.

То есть практически производится осмотр кожного покрова, глазного яблока, рта, а также зрачков на реакцию. После водителю задается ряд вопросов о его самочувствии в данное время и какое психическое состояние на этот момент.

После производят замеры давления и пульса. При наличии у водителя гипертонического заболевания врачу необходимо указать рамки давления, согласно которых производится допуск в рейс.

Их несложно вычислить на основании данных из десяти дней, взятых как среднее арифметическое. Наличие алкоголя в крови выявляется с помощью алкотестера, а наркотические вещества в крови могут определиться лишь на основании лабораторных исследований.

По результатам медицинского осмотра перед рейсом выдаются заключения следующего характера:

  1. Вредных факторов не было выявлено, поэтому можно приступать к выполнению работы.
  2. Выявлены факторы, препятствующие допуску к работе.

Об этих данных следует проинформировать руководителя, наряду с этим должна быть отметка в путевом листе, где указана точная дата и время проведения мероприятия, а также подпись специалиста, проводившего обследование.

Какие требования предъявляются к кабинету

Чтобы проводился предрейсовый осмотр водителей, работодателю следует выделить специальное помещение, причем его площадь должна составлять не менее 12 м2.

В этом помещении должны быть:

  • чемоданчик специалиста, оснащенный средствами для оказания первой медицинской помощи на случай, если сотруднику стало плохо;
  • для проведения осмотра необходима кушетка;
  • 2 стула для специалиста и пациента;
  • гардероб для одежды;
  • письменный стол;
  • лампа настольная для обеспечения местного освещения;
  • сейф для медика;
  • алкотестер;
  • тесты на определение алкогольного или наркотического опьянения;
  • градусник;
  • тонометр для измерения давления;
  • шпатели;
  • стол для приборов.

Немаловажно, чтобы помещение было отапливаемое, снабжено водой, а также освещение в нем должно быть в пределах норматива.

При отсутствии такового возможно выделение отдельного помещения для проведения проверки водителей перед выездом в рейс, работодатель может организовать выезд сотрудников в поликлинику на собственном транспорте.

Кто может проводить медосмотр

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр

Проведение медицинского осмотра водителей не может выполнять организация, не имеющая лицензию по этому направлению. Медучреждение должно обладать всеми разрешительными документами на право заниматься этим видом деятельности. Причем медицинский персонал тоже должен быть обучен и иметь соответствующий сертификат.

Как получить сертификат? Во многих населенных пунктах имеются учреждения, занимающиеся выдачей данных документов. К ним могут относиться медицинские училища, факультеты университетов и центры повышения квалификации медиков.

Существует три варианта организации проведения медицинского осмотра предприятиями:

  1. Если в организации имеется штатный медицинский сотрудник, имеющий сертификат. В этом случае и лицензии не потребуется, так как оптимальные правила соблюдены.
  2. С привлечением иной организации, имеющей свидетельство на проведение таких осмотров, после заключения договорных отношений. Это могут быть поликлиники или больничные учреждения как государственной структуры, так и частной.
  3. Получение предприятием лицензии на проведение медосмотров. Этот вариант приемлем для крупных предприятий, так как имеется необходимость проводить работы оперативно.

Если осмотр проводит организация

При проведении предрейсового осмотра водителей в отдельной организации введены на законодательном уровне определенные требования. Главным, из которых является — наличие разрешительных документов.

Согласно действующему регламенту требуется:

  • освидетельствование, проводимое перед рейсом;
  • перечень оказываемых услуг;
  • наличие отдельных кабинетов, необходимых для приема водителей;
  • обеспечение комфорта для медиков;
  • список критериев, согласно которым осуществляется допуск водителей к управлению транспортом;
  • обязанности врачей.

Для перевозки водителей транспорт выделяется организацией.

Удаленный медосмотр

Как проводится дистанционный медосмотр

В законы вносятся изменения и дополнения. Так, в скором будущем осмотр водителей будет осуществляться дистанционно по специально разработанной схеме. В ходе такого медосмотра:

  • проводится тестирование на состояние алкогольного или иного вида опьянения;
  • проверяется работа наиболее важных для жизни органов;
  • отмечается, какие заболевания имеются у водителя.

Врачи могут оставлять электронную подпись по результатам проведения медосмотра.

Автором такой инициативы является Минтранс. Это нововведение снижает риск оформления документов незаконно и предоставляет возможность сверки полученной информации о проведенном мероприятии.

Дистанционный осмотр предполагается проводить при помощи специальных устройств:

  • измерять уровень давления;
  • измерение температуры тела;
  • брать биоматериал на анализ.

Транспортные компании должны будут произвести установку на своих территориях специализированных кабинетов. Кроме всего прочего изменения произойдут в нормативных актах, касающихся контроля за деятельностью медицинских организаций.

В основе остается бланк путевки, в котором отражаются сведения:

  • о часах, которые водитель провел за рулем;
  • каков показатель пробега авто;
  • схема маршрута;
  • допуск к работе, выданный специалистом.

При оформлении электронного документа необязательно присутствие врача. Так как пункт будет специально оборудован, то это исключит возможные ошибки специалистов, а врачи дистанционно проведут проверку водителей на допуск в рейс.

Семинар о предрейсовом осмотре водителей смотрите здесь:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/kto-mozhet-provodit-predrejsovyj-meditsinskij-osmotr-voditelej.html

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Кто имеет право проводить медосмотры? Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения”.

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «”О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность :) Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”.

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. :)

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры – это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Источник: https://oxrana-truda.ru/predrejsovyj-medicinskij-osmotr-poslerejsovyj

Кто проводит предрейсовые медосмотры водителя: требования к кабинету, договора

Кто имеет право проводить медосмотры? Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Предрейсовый осмотр водителей — это обязательная процедура для всех таксопарков маршрутных и частных компаний, находящихся на балансе юридических и физических лиц.

В последние годы статистика ДТП с участием водителей регулярных перевозок показывает, что аварии участились, а это повлекло за собой ужесточение правил медицинского осмотра шоферов.

Какие теперь требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра, каков порядок процедуры, какие документы нужно заполнять и кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей рассмотрим ниже.

Кто обязан проводить предрейсовый медосмотр

По правилам, установленным действующими приказами Минздрава, ситуация с точным перечнем тех организаций, которые обязаны проводить медосмотр не столь очевидна, как кажется. К тому же, приказы подразумевают не только пред-, но и послерейсовый, предварительный и регулярный осмотры.

Предрейсовый медосмотр водителя

Так, например, из некоторых пунктов можно сделать вывод, что предрейсовый осмотр должны проходить все водители, работающие по договору и найму. Однако какие из этих осмотров положены ИП, самостоятельно предоставляющему транспортные услуги непонятно.

Точно можно утверждать, что обязательное исполнение приказа лежит на юридических и физических лицах, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и грузов. То есть, хоть того же ИП в перечне нет, но в категорию лицензированного поставщика услуг он также подпадает.

Важно! Пред- и послерейсовый осмотр обязателен для всех категорий водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы на ежедневной основе. Например, водители маршруток и водители бензовозов каждый день должны показываться штатному медику.

Регулярные осмотры, в соответствии с законодательством, должны проводиться дважды в год, а предварительные при поступлении на работу, по собственной инициативе или по решению работодателя.

Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси? Независимо от формы собственности, водитель, будь то сотрудник городского парка такси, либо частник, скачавший Uber, обязаны проходить ПМО и иметь соответствующие отметки в путевом листе. Поэтому заключение договора на предрейсовый медицинский осмотр водителя с организацией, предоставляющей услугу, обязательно — как для представителя таксопарка, так и для частника.

Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец 2018

Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр водителю, выполняющему задания предприятия на личном автомобиле? И да, и нет. Тут возможны два варианта. Обычная практика, когда человек устраивается, например, курьером или экспедитором на личном авто.

При этом организация оплачивает ему топливные расходы и амортизацию транспортного средства. Если это так, то такая оплата фиксируется в бухгалтерии, для этого также необходим договор с владельцем авто на эксплуатацию ТС.

Если эти моменты имеют место быть, то владелец/экспедитор/курьер обязан проходить ПМО.

Для справки! Зачастую, организации идут на небольшую хитрость и возмещают расходы премиями или надбавкой, чтобы не заморачиваться с этим вопросом.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Проводить мед. обследование имеют право только лицензированные организации. Само освидетельствование может осуществлять только медицинский работник со средним или высшим профильным образованием. Обычно транспортные компании заключают с такими организациями контракт на проведение осмотров на постоянной основе.

Медицинский осмотр водителей транспортных средств

Частая практика, когда, для экономии времени, специалист от организации постоянно присутствует на территории предприятия. Правда, для этого организация должна позаботиться об оснащении специального кабинета.

Дополнительная информация! Раньше медработник был прикреплен к каждому таксопарку, но сегодня получение лицензии, содержание персонала и приведение комнаты для медосмотра в порядок является нецелесообразным.

Пункт приказа о том, кто может проводить ПМО

Требования к кабинету проведения процедуры

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Независимо от того, где будет проводиться осмотр, требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра едины для всех, как для предприятия, так и для лицензированной организации.

Стандарты СанПин предусматривают следующий список оборудования

Данный список минимальный. Как правило организации закупают половину списка оптовыми партиями.

Требования к проводящей осмотр организации

Предрейсовый инструктаж для водителей (образец)

Проводящие осмотр организации могут подчиняться муниципалитету, быть государственными или частными. К кому из них обращаться решит сам работодатель. Главное, чтобы она соответствовала требованиям, которых всего три:

  • наличие лицензии на проведение именно пред-, послерейсовых осмотров;
  • наличие вышеприведенного оборудования;
  • наличие медицинского специалиста, который помимо профильного образования, должен пройти специальные курсы конкретно по проведению ПМО.

По итогам ПМО, организация обязана оформлять путевые листки, где в обязательном порядке проставляются соответствующие состоянию обследуемого штампы.

Порядок проведения процедуры

Суть врачебного осмотра водителя ­— подтвердить нормальное состояние здоровья и возможность осуществлять перевозки без опасений за здоровье пассажиров и целостность груза.

Во время процедуры специалист должен:

  • спросить о жалобах на здоровье и рассмотреть их отдельно;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить давление, пульс и температуру тела;
  • выявить наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Помимо использования оборудования, специалист осматривает глаза, ротовую полость, состояние слизистых и кожи, проверяет реакцию. В случае, если есть подозрения на несоответствие требованиям допуска за руль, врач берет анализы, по результатам которых выпускает или не выпускает водителя в рейс.

Важно! Обо всех отрицательных результатах предрейсового осмотра должен быть проинформирован работодатель, а в путевой лист ставится соответствующий штамп.

О чем информирует штамп медосмотра

Согласно закону, отсутствие штампа медосмотра в путевом листе влечет за собой штрафные санкции, которые могут доходить до 130 тысяч рублей. Штамп о прохождении ПМО ставится в путевой лист только в случае положительного результата и допуска водителя к своим обязанностям.

Если есть основания не выпускать водителя на маршрут, штамп не ставится. В таком случае нужно только проинформировать работодателя.

Штамп имеет свой образец, с полями для указания даты и времени прохождения осмотра, ФИО и подписи врача. Штампы могут немного отличаться в зависимости от региона, но общий вид у них примерно одинаков.

Пример штампа

Журнал предрейсового осмотра

Согласно приказу Минздрава, итоги осмотра заносятся в журнал, установленного образца.

Перечень информации, которая должна быть указана в журнале ПМО водителей:

  • ФИО (полные);
  • дата и время осмотра;
  • пол и дата рождения;
  • подробное описание результата осмотра;
  • заключение врача (допущен/не допущен).

После чего ответственный врач и обследуемое лицо расписываются на соответствующих полях.

Образец журнала

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил

Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.

В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:

  • за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
  • за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
  • за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
  • за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО ­— до 130 тыс. руб.

Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.

Регулирование порядка осуществления — законодательная база

Законодательной базой, вменяющей обязанность организовывать для своих сотрудников ПМО, порядок проведения, фиксации состояния работника и административные взыскания при нарушениях медосмотра прописаны в ТК, Федеральных законах, приказах Минздрава и Минтранса. В частности:

  • обязанность организовать обязательный ПМО продиктована Федеральным законом № 196 от 1995 г.;
  • приказ Минтранса № 152 от 2008 г. регулирует порядок заполнения путевых листов;
  • требования и нормы к ПМО прописаны в приказе № 835 Минздрава РФ.

Важно! Также законодательная база регулярно дополняется некоторыми решениями арбитражных судов и письмами уполномоченных лиц. Это связано со спорными вопросами, ответы на которые не были четко сформулированы в текущих законах, приказах, постановлениях и т.д.

Предрейсовый медосмотр — это обязательная процедура для всех форм предприятий, оказывающих услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Помимо этого, если водитель работает по ежедневным маршрутам, дополнительно полагается прохождение послерейсового ежедневного осмотра. Если работник передвигается по рабочим вопросам на своем авто, он также должен проходить ПМО.

Проведением занимаются только лицензированные организации, в штат которых входят специалисты соответствующей квалификации. Автопредприятие заключается с такими организациями договор оказания услуг.

По итогам обследования ставится штамп в путевой лист, а подробные данные заносятся в журнал.

При нарушении закона об обязательном предрейсовом медосмотре может быть наложено административное наказание на работодателя и организацию по оказанию медуслуги.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/kto-mozet-provodit-predrejsovyj-medicinskij-osmotr-voditelej.html

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: кто может проводить

Кто имеет право проводить медосмотры? Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — обязательная процедура. Она помогает выявить проблемы со здоровьем и устранить их у водителей.

Какова стоимость и детали медосмотра? Перед выездом в рейс водитель любой организации проходит обязательный осмотр. Таким образом, можно убедиться, что с его здоровьем всё в порядке и опасаться нечего.

Процесс прохождения этой процедуры несложный, но в ближайшее время в нём ожидаются изменения. Они связаны с внедрением электронной формы заключения о состоянии водителя.

Кем проводится процедура

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? К этому допускаются медицинские специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. При этом он может работать на организацию, где производятся перевозки, но на практике такое встречается редко.

Также процедура может осуществляться сторонней компанией. В любом случае должна иметься лицензия на проведение такой процедуры. Организация медосмотра должна быть осуществлена работодателем, а не работником. Для удобства некоторые медицинские организации предлагают выезд собственного специалиста для проведения медосмотра. При этом экономится время, но заплатить придётся больше.

Медработник, помимо специальных навыков, обязан обучиться этому, после чего он получает соответствующий диплом или сертификат. После этого он будет допущен до проведения освидетельствования.

Журнал проведения медосмотра

В заключении указываются все данные об обследуемом. Эти результаты затем вписываются в журнал.

В нём о каждом водителе содержится:

  • дата и примерное время обследования;
  • инициалы проверяемого;
  • пол обследуемого;
  • дата рождения;
  • результаты проверки;
  • заключение;
  • подписи специалиста и водителя.

Обычно такой журнал заполняется бумаге, листы которой прошнурованы, имеют нумерацию и печать. На основе полученной информации в путевом листе проставляется соответствующий штамп и подпись медицинского специалиста.

Нововведения в 2018 году

С 1 января 2018 года стало возможным оказание медпомощи с использованием телемедицины. Сразу за этим поступило предложение о проведении предрейсовых осмотров с применением такой же технологии. Сейчас это стало возможным.

Теперь журнал осмотра водителей можно заполнять электронно. Особых различий с заполнением от руки нет, но из-за этого стало намного удобнее проводить процедуру. Медработник должен иметь в обязательном порядке электронную подпись.

Порядок проведения, который действует и сейчас, был закреплён 1 мая 2015 года. Необходимость ведения журналов была установлена ещё в 1995 году.

Требования к кабинету проведения процедуры

Для того чтобы в медицинском учреждении проводить осмотр, должно быть специально подготовленное помещение. Кабинет из 2 комнат должен быть оборудован согласно стандартам. В одной из них проводится сам медосмотр, а в другой – отбор биологических сред, то есть анализов.

Также в обязательном порядке в помещении устанавливается:

  1. Медицинская кушетка.
  2. Стол для заполнения бумаг и лампа на нём.
  3. Шкаф с вешалкой для одежды персонала.
  4. Ковёр на входе и сейф, если это нужно.
  5. Из медицинских инструментов понадобится прибор для измерения артериального давления – 2 шт., 3 термометра и стетофонедоскоп — 2 штуки.
  6. 2 алкотестера, алкометр — 2 шт., а также тесты на определение наркотических веществ в организме – 10 штук.
  7. Специальный столик для имеющегося оборудования и 10 медицинских шпателей.
  8. Препараты для оказания экстренной помощи на случай, если пациенту станет плохо.
  9. Оборудование для отбора анализов.

Все указанные цифры являются минимальным значением. Также, количество комнат может быть больше, чем две, но меньше нельзя.

Если организация нуждается в постоянном проведении предрейсовых осмотров, то она может обустроить помещение для этого в соответствии с требованиями, нанять работника и получить лицензию. Также она может поступить проще: сотрудничать с учреждением, в котором оборудованное помещение уже имеется и проводить осмотр там.

Требования к проводящей осмотр организации

Для того чтобы осуществлялся предрейсовый медосмотр водителей, можно обратиться в любое учреждение.

Однако не все учреждения отвечают предъявляемым к ним требованиям:

  • должна быть соответствующая лицензия, позволяющая заниматься таким видом деятельности;
  • должен быть специалист, имеющий диплом — этот документ подтверждает, что работник прошёл курс обучения и может осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, а также оказать им первую помощь при необходимости;
  • должно быть медицинское высшее или среднее профессиональное образование.

Если же в организации собственный работник проводит данную процедуру, то к нему предъявляются такие же требования. К тому же, он может работать только в специально оборудованном для этого помещении.

Эти условия обязательны к соблюдению. Если ими пренебречь, то возможно наложение штрафов. Для водителя, который не прошёл осмотр предусматривается денежное наказание 1000 — 1500 рублей, для медицинского работника — от 2 до 3 тысяч рублей, а для организации, водители которой не прошли эту процедуру, величина штрафа составляет от 30 до 50 тысяч рублей.

Поэтому лучше потратить некоторую сумму на осуществление осмотра, чем затем платить штрафы.

Стоимость услуги

В целом, цены на эту процедуру низкие.

Они напрямую зависят от количества водителей, выходящих в рейс за сутки:

  1. Если водителей не более 2, то стоимость будет не более 5 тысяч рублей в месяц.
  2. При количестве от 3 до 4, цена возрастает до 7 тысяч рублей.
  3. За осмотр 5 — 7 человек придётся отдать 10 тысяч рублей.
  4. Если работников, которые ежедневно выезжают в рейс, 8 — 15, то стоимость будет 12 тысяч рублей.

Чем больше водителей необходимо осмотреть, тем ниже будет цена в количественном соотношении.

Если в штате менее 15 работников, то особого смысла в принятии нового медработника в организацию нет. Дело в том, что тогда выгоднее будет проводить медосмотр в стороннем учреждении, да и для специалиста будет мало работы. Если же число водителей больше, то нанимать собственного специалиста становится выгоднее, но ненамного.

Исключением является, если для осуществления процедуры будут обращаться и другие организации. Недостатком этого является то, что оформление лицензии занимает много времени, так как необходимо предоставить множество документов и ожидать результата.

К тому же, когда в компании имеется собственный медицинский работник, то водители зачастую просят его не проводить осмотр, а просто поставить подпись. Этого допускать нельзя, ведь в пути может случиться разное.

Если сотрудник ДПС заметит, что состояние водителя легкового авто или грузовика не соответствует действительности, то он будет настаивать на освидетельствовании. Затем могут возникнуть серьёзные проблемы. Если же в путевом листе и вовсе нет подписи, или же она поставлена специалистом без лицензии, то ожидает более суровое наказание.

Осмотр по договору

Если в организации или у индивидуального предпринимателя имеется немного водителей, то нанимать для них медицинского специалиста для проведения осмотра невыгодно. Дело в том, что тогда придётся платить работнику зарплату, которая будет выше, чем обходится эта процедура в специальных учреждениях.

В таком случае большинство работодателей прибегают к сотрудничеству с другими организациями, у которых имеется лицензия на осуществление ПМО. Другими словами, они заключают между собой договор.

Можно выбрать, где проходить осмотр:

  • предрейсовый осмотр водителей осуществляется не только в медицинских учреждениях, но и в различных компаниях;
  • некоторые организации созданы специально для того, чтобы проводить ПМО — как правило, это частные компании;
  • также этим занимаются некоторые лаборатории;
  • осмотр может быть осуществлён в медицинском центре.

Есть организации, которые специально обращаются для медосмотра в сторонние компании. Это делается для того, чтобы полностью исключить факт нахождения водителя за рулём в неподходящем состоянии.

Дело в том, что при таких обстоятельствах медработник и водитель не будут знакомы и специалист не будет делать поблажки «для своих», устанавливая допуск без проверки. Врач в таком случае будет полностью осматривать и делать вывод, исходя из состояния.

Если работник окажется в состоянии опьянения, то его точно не допустят до вождения. Для работодателя это лишь преимущество, так как для него не возникнут возможные проблемы впоследствии.

Психиатрическое освидетельствование водителей

Во многих профессиях требуется быстрота реакции и сохранение других важных показателей работника. Они зависят от психического здоровья человека.

Именно поэтому для большинства специалистов ввели обязательное психиатрическое освидетельствование. Это относится и к водителям.

Автомобили – это средства повышенной опасности, но в нашей жизни они настолько важны, что отказаться от них нельзя.

Поэтому для работников, передвигающихся на авто, предусмотрено обязательное психиатрическое освидетельствование:

  1. Оно проводится раз в 5 лет. При этом неважно, на чём работает водитель, какой у него стаж и что он перевозит – исключений нет ни для кого. Стоит понимать, что медосмотр и психиатрическое обследование – это разные процедуры. Во втором случае психику работника проверяют более детально, что позволяет выявить отклонения, если они имеются.
  2. На такую процедуру работника нельзя заставить идти. Он должен принять такое решение самостоятельно и посетить медицинское учреждение самостоятельно. Однако если он отказался от этого, то работодатель вправе отстранить его от работы. Исключением является, если человек принял такое решение по уважительной причине.

Психиатрическое освидетельствование осуществляется во многих медучреждениях. Для этого в них должна присутствовать психиатрическая врачебная комиссия. Часто такую процедуру можно пройти в поликлинике по месту прописки, если в ней имеется соответствующая лицензия.

Некоторые организации, занимающиеся предрейсовым осмотром водителей, также проводят и эту процедуру. Освидетельствование такого рода разрешается проходить только по направлению. После его получения работник обязан расписаться в журнале учёта.

После этого уже можно пройти саму процедуру.

Как проводится контроль трезвости

При медосмотре обязательно проверяют количество алкоголя в выдыхаемом воздухе специальным прибором. Если его не обнаружено, то переходят на следующий этап. Однако если всё-таки есть алкоголь, то водителя отправляют на контроль трезвости.

Также эту процедуру проводят, если у водителя:

  • какие-либо отклонения в работе сердечно-сосудистой системы;
  • цвет кожи изменился;
  • зрачок не реагирует на свет;
  • заметно неадекватное поведение;
  • невнятная речь;
  • запах алкоголя.

Контроль трезвости не проводится, если нет этих признаков. Эта процедура включает в себя сбор анализов мочи и выдыхаемого воздуха. Также алкоголь может содержаться в крови, но её не берут на анализы, это запрещено. То, что водитель употреблял алкоголь, и его количество выясняется исходя из тщательного обследования имеющихся анализов.

При проведении этой процедуры заполняется протокол контроля трезвости:

  1. Он должен быть написан в 2 экземплярах: один передаётся работодателю, а второй остаётся у медработника.
  2. В этом протоколе указываются все результаты обследования, а также жалобы водителя и прочее.
  3. В итоге, после проведения освидетельствования, в соответствующей графе указывается, установлен ли факт употребления алкоголя или прочих веществ. Если — не установлен, то вписывается «отсутствуют признаки опьянения».

Бывает, что после проведения водитель не согласен с результатом, считая, что произошла ошибка. В этом нет ничего страшного, просто его отправят в другое учреждение для повторного прохождения такой процедуры.

Если при проведении процедуры выявились подозрения, что работник находится в нетрезвом состоянии, то на контроль трезвости он должен быть доставлен не позднее, чем через 2 часа.

Алкоголь влияет на опорно-двигательный аппарат, а также человек становится рассеянным и суетливым. В таком состоянии водитель не сможет оценить ситуацию во всю силу и предпринять меры, когда это нужно. Поэтому в таком состоянии выезд опасен.

Предрейсовый медосмотр – это полезная процедура не только для водителя, но и его работодателя. После её прохождения можно быть уверенным, что с работником всё в порядке и отклонений в здоровье нет. Не стоит избегать эту процедуру, так как водители работают с потенциальным источником опасности.

Источник: https://avtoved.com/oformlenie/medspravka/predreysovyy-voditeley

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: