Надзор по экологии. Государственный экологический контроль

Государственный экологический надзор

Надзор по экологии. Государственный экологический контроль
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования – Росприроднадзор.

Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора – структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • надзор за обращением с отходами;     
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;     
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный лесной надзор;    
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  – это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года.

Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.

Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  1. Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  2. Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  3. Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  4. Составление протоколов при выявлении нарушений.
  5. Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  6. Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения. 

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда.

Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:25

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна04.06.2019 08:50

Задать дополнительный вопрос

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:21

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 08:45

Задать дополнительный вопрос

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Карина11.04.2019 22:15

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья09.11.2018 09:30

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/gosudarstvennyj-ekologicheskij-nadzor.html

Государственный экологический надзор: федеральный, региональный

Надзор по экологии. Государственный экологический контроль

Экологический надзор – это не результат, а процесс, который осуществляется государственным органом – Росприроднадзором. Он реализует свои функции как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Федеральный государственный экологический надзор проводится центральным органом природоохранного ведомства. Его проверке подвергаются объекты, которые представляют государственную важность (государственные энергетические системы, объекты, отвечающие за обороны и безопасность страны), входят в утвержденный правительством перечень.

Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности

Главное направление деятельности Росприроднадзора — мониторинг соответствия деятельности предприятий действующему экологическому законодательству.

Надзор или мониторинг соответствия является одним из ключевых компонентов, используемых Росприроднадзором для обеспечения соблюдения регулируемым сообществом законов и норм по охране окружающей среды.

Он охватывает все действия регулирующего органа, выполняемые для определения того, соответствует ли объект (или группа объектов, например, заводы, географически, по секторам или корпоративной структуре) применимому законодательству. Мониторинг соответствия включает в себя:

  1. Разработка и реализация стратегий мониторинга соблюдения установленных правил охраны окружающей среды;
  2. Мониторинг соответствия на месте: проверки соответствия, оценки и расследования (включая проверку разрешений, данных и другой документации);
  3. Мониторинг соответствия за пределами площадки: сбор данных, анализ, отчетность, координация программ, надзор и поддержка;
  4. Обучение, проверка и поддержка инспекторов.

Природоохранное ведомство предоставляет стимулы и аудит соответствия, чтобы поощрять учреждения к выявлению и раскрытию нарушений. Нарушения также могут быть установлены по результатам проверки заявлений и жалоб, полученных от организаций и частных лиц. Нарушения, обнаруженные в результате любой из этих действий, могут привести к гражданскому или уголовному преследованию.

Отделы Управления природоохранного ведомства

Структурно Управление Росприроднадзора разделено на отделы по направлениям наиболее важных областей надзора и охраны, а именно:

Кроме того, в него входят два специальных отдела, а именно:

  1. Методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности
  2. Разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Что такое инспекция экологического надзора?

Инспекции являются неотъемлемой частью программ мониторинга соответствия Росрироднадзора.

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например, предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте. Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в себя:

  1. Интервьюирование представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  2. Просмотр записей и отчетов;
  3. Фотографирование, аудио и видео фиксация;
  4. Сбор образцов, проведение их экспертизы;
  5. Использование дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  1. Экологической, например, качества воды в реке;
  2. Объекта или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  3. Географической, например, региона или местности;
  4. Экосистемной, например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Федеральный и региональный экологический надзор

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России утверждает приказы по каждому региону, в которых указывается перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в орган исполнительной власти Субъекта РФ.

Виды экологического надзора

Органы государственного экологического надзора проводят следующие виды надзора:

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и использования:

Проведение расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е.

несколько недель, по сравнению с одним или несколькими днями).

Они назначаются теми органами (федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  1. Регулярные жалобы граждан;
  2. Официальной информацией из другого государственного органа или частной организации;
  3. Результаты исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Источник: https://vyvoz.org/blog/gosudarstvennyj-jekologicheskij-nadzor/

Экологический надзор и экологический контроль — Студопедия

Надзор по экологии. Государственный экологический контроль

Государственный экологический надзор – это деятельность, специально уполномоченная государственных органов, направленная на проверку соблюдения поднадзорными объектами, требований экологического законодательства. Государственный экологический осуществляется на федеральном и региональных уровнях.

На федеральном уровне он осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, основным из которых является Росприроднадзор.

Государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, к ним относятся объекты федеральных энергетических систем, федеральные особо охраняемые природные территории, объекты обеспечивающие безопасность и оборону страны.

Государственный экологический надзор на региональном уровне осуществляется исполнительными органами субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Государственный экологический надзор федерального и регионального уровня осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми или внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным графиком (по общему правилу не чаще 1 раза в 3 года).

Внеплановые проводятся при наличии определенных оснований, например, получении информации об экологическом правонарушении из СМИ, проверка выполнения предписаний, вынесенных по итогам плановой проверки.

Непосредственно Государственный экологический надзор осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, к их основным правамотносятся:

1. Право беспрепятственно посещать хозяйствующих субъектов с целью проведения проверки на соблюдение требования экологического законодательства.

2. Требовать необходимые материалы для осуществления проверки.

3. В пределах своих полномочий составлять протоколы в административных правонарушениях.

4. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законодательства.

5. Предъявлять иски по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Обязанности:

1. Соблюдать.

2. Пресекать.

Экологический контроль включает 2 вида:

1. Производственный.

Производственный экологический контроль осуществляется экологопользователями самостоятельно.

В этих целях ими организуются или могут организовываться экологические службы, экологические отделы или назначаются ответственные должностные лица по охране окружающей среды в организации.

Данные производственного экологического контроля должны передаваться органу, осуществляющему государственный экологический надзор в соответствующей сфере.

2. Общественный.

Общественный экологический контроль осуществляется гражданами или их общественными объединениями, в целях обеспечения право на благоприятную окружающую природную среду.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах:

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

3. Комплексный институт, включающий нормы различных отраслей в соответствии со статьей 75 ФЗ «об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства может быть привлечено к административной, уголовной, дисциплинарной или имущественной ответственности (под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая).

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления – это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы:

1. Субъект – физическое лицо 16 лет.

2. Объект – то на что направлено неправомерное посягательство – общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона – форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

– нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

– нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

– государственные природные заповедники

– государственные природные заказники

– национальные и природные парки

– памятники природы

– дендрологические парки и ботанические сады

– лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Источник: https://studopedia.ru/2_37889_ekologicheskiy-nadzor-i-ekologicheskiy-kontrol.html

Основные задачи и виды экологического надзора

Надзор по экологии. Государственный экологический контроль

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.

В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.

Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.

Задачи экологического надзора

Замечание 1

Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная – идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные – выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

  1. предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
  2. предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  3. предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.

Рисунок 1.

Система экологического надзора

В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:

  1. наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
  2. обобщение и оценка полученной информации о состоянии окружающей среды;
  3. прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
  4. обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.

Виды экологического надзора

Выделяют следующие основные виды экологического надзора:

  1. государственный;
  2. ведомственный;
  3. производственный;
  4. общественный.
  • Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

    Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.

  • Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.

    Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и зеленых насаждений.

    В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов.

    Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов.

    А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.

  • Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.

    производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.

  • Общественный экологический контроль – это прерогатива профессиональных союзов и других объединений.

    Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.

Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ekologicheskie_pravootnosheniya/osnovnye_zadachi_i_vidy_ekologicheskogo_nadzora/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: