Новые правила определения неустойки по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

Содержание
  1. Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр
  2. Ответственность заказчика
  3. Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты
  4. Неустойки, пени, штрафы по контракту 44-ФЗ
  5. Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ
  6. Снижение неустойки по 44-ФЗ
  7. Что считается ненадлежащим исполнением контракта?
  8. Удержание неустойки из оплаты по контракту
  9. Взыскание пени по 44-ФЗ
  10. Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ
  11. Когда взыскивают штрафы и пени?
  12. Как насчитывают пени и штрафы?
  13. Правила расчета пени 
  14. Правила расчета штрафов 
  15. Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам
  16. Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени
  17. Можно ли избежать штрафов?
  18. Закупка у единственного поставщика
  19. Виноват сам заказчик
  20. Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку
  21. Права и обязательства заказчика и исполнителя
  22. Правовое регулирование
  23. Типичные нарушения и взыскания
  24. Расчет неустойки по 44-ФЗ
  25. Как избежать взыскания
  26. Взыскание штрафа при исполнении контракта
  27. Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту
  28. Разберем несколько ситуаций:
  29. Определение ВС РФ.
  30. Суть дела
  31. Судебное разбирательство
  32. Позиция ВС РФ

Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты | Адвокат Мугин Александр

Новые правила определения неустойки по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

Статья будет особенно интересна поставщикам и подрядчикам (исполнителям) по государственным контрактам, как и предыдущая статья, продолжает серию публикаций о взыскании задолженности, только теперь речь пойдет о взыскании задолженности по оплате по госконтракту.

Ни для кого не секрет, что споры в сфере госзакупок явление частое. Не скажу, что заказчики всегда не правы, но поскольку чаще ко мне обращаются за юридической помощью именно подрядчики и поставщики, то примеров, когда заказчики совершенно необоснованно отказывают в оплате за выполненные работы (оказанные услуги) или поставленные товары, у меня предостаточно.

Вопрос с оплатой по госконтракту для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является основным, поскольку участвуют в закупках предприниматели, все же с целью извлечения прибыли. Заказчики же, зачастую манипулируют, пользуясь своим положением.

Достаточно часто проблемы с оплатой возникают, когда у заказчика меняется руководство, иногда новое начальство по объективным причинам не успевает разобраться с ситуацией на вверенном предприятии, иногда умышленно саботирует и выживает подрядчиков, обоснованно и необоснованно подозреваемых в нечестных договоренностях с предшественником.

Некоторые поставщики (подрядчики) сталкиваются с тем, что заказчик «учит» победителей за то, что те «влезли» не в свой контракт.

А уж сколько ко мне было обращений вроде: «исполнительный лист в казначействе лежит три года, что делать?» вообще не счесть.

Соответственно и мероприятий, направленных на взыскание задолженности по госконтрактам, в нашем арсенале также не мало.

С момента написания статьи «Что делать если администрация не платит…» прошло уже довольно много времени и летом 2017 года в кодекс об административных правонарушениях законодатель добавил нам еще один инструмент влияния на недобросовестных заказчиков, установив административную ответственность заказчика за неисполнение обязательств по оплате.

Причем если в предыдущей статье «Административная ответственность должника» речь шла об инструментах воздействия на должника, применить которые можно только после получения решения суда, то сейчас расскажу вам о том, как воздействовать на заказчика практически сразу после нарушения им обязанностей по оплате по госконтракту.

Ответственность заказчика

Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.

Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.

При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.

С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).

Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.

Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.

В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.

Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.

Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.

Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно — «потерять место».

Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.

С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.

Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты

Как и в случае в недобросовестными руководителями организаций-должников, уклоняющихся от исполнения решений судов, руководитель заказчика по госконтракту сам себя к административной ответственности не привлечет и ему в этом также надо помочь.

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5, возбуждают и рассматривают контрольные органы в сфере закупок, то есть территориальные подразделения ФАС России (см. ст.ст. 28.3 и 23.66 КРФоАП).

Соответственно необходимо подготовить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором подробно изложить обстоятельства дела, и подать заявление в ФАС по месту нахождения заказчика.

Прежде чем подавать заявление, целесообразно все таки оценить правильность вашей позиции, для чего вы можете обратится к юристу, имеющему опыт в подобных делах.

Согласитесь, если вы, будучи в целом правы, заблуждаетесь относительно фактических обстоятельств, либо не учли какие-либо формальные тонкости, и ваше заявление не возымеет необходимого результата, заказчик лишь убедится в своей правоте и безнаказанности.

Получив ваше заявление должностное лицо ФАС помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, скорее всего также вынесет определение об административном расследовании, поскольку для рассмотрения дела и принятия решения по существу необходимо выслушать позицию лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

Если ФАС откажет в возбуждении дела об административном правонарушении – обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлекут ли руководителя заказчика к ответственности в рамках настоящей статьи, понятно, однозначно сказать нельзя, все зависит от конкретных обстоятельств.

Если же ФАС прекратит производство по делу, например, за отсутствием состава административного правонарушения, а вы с этим не согласны – также обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлечение к ответственности руководителя заказчика будет иметь существенное значение для определения гражданско-правовой ответственности заказчика за нарушение условий контракта.

Другими словами, сам факт привлечения руководителя заказчика к административной ответственности делает вашу задачу по доказыванию оснований для привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности (взысканию пеней и штрафов) намного проще.

Думаю согласитесь, что инициирование подобной процедуры может быть весьма действенным способом досудебного урегулирования спора.

Если вам понравилась статья или у вас есть вопросы — пишите комментарии и подписывайтесь на рассылку.

Позже мы продолжим публикации на тему взыскания задолженности.

Возможно вам также будут интересны следующие статьи:

«Что делать если администрация не платит по исполнительному листу«

«Исполнение решений судов о взыскании с казны«

«Заказчик не оплатил выполненную работу«

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/administrativnaya-otvetstvennost-zakazchika-po-goskontraktu-za-narushenie-srokov-oplaty/

Неустойки, пени, штрафы по контракту 44-ФЗ

Новые правила определения неустойки по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

          Случается, так, что организации не имеют возможности вовремя исполнять свои обязанности по договору. Согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44 — ФЗ существует ряд мер воздействия на стороны заключивших контракт.

         Не важно по какой причине происходит несвоевременное, а возможно и ненадлежащее исполнение контракта.

В контракте обычно прописывается все возможные варианты правомерных взысканий как со стороны по договору, как с заказчика, так и с подрядной организации.

Наш адвокат в сфере закупок, тендеров и торгов, вопросах замены заказчика по 44-ФЗ и иных проблем поможет во всем разобраться: профессионально, выгодно и в срок.

Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ

          В случае, когда все же происходят заминки в поставке товара или строительстве того или иного объекта, вторая сторона имеет право требовать следующие компенсации:

  • Уплаты неустойки (штрафов и пени) за каждый просроченный день;
  • Уплаты понесенных убытков.

         Сторона чьи права нарушены, может готовить претензию по госконтракту по 44-ФЗ уже на следующий день после того как пошла просрочка исполнения контракта. В претензии необходимо указать расчет требований и изложить всю суть проблемы.

В случае, если подрядчик или поставщик не исполнит требования, указанные в претензии, текст претензии будет изучаться в суде чтобы проверить имеете ли вы право заявлять те или иные исковые требования.

Только суд сможет решить спор, если вторая сторона считает, что не смогла выполнить условия контракта по причинам не зависящим от нее, поэтому и обеим сторонам потребуется грамотный и квалифицированный юрист.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал , чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Снижение неустойки по 44-ФЗ

          Существует несколько правил, следуя которым, вы значительно снизите риск предъявления требования о выплате неустойки:

  • Внимательно изучите контракт, бывает, что исполнение контракта должно быть двухсторонним, например, заказчик не отправил вовремя заявку на поставку оборудования или строительных материалов;
  • Если возникает хотя бы малейшая возможность того, что контракт не будет исполнен, необходимо срочно готовить письмо заказчику с предупреждением;
  • Необходимо договариваться о том, чтобы все контрагенты заранее готовили счет фактуры и иные закрывающие документы;
  • Заранее направляйте все необходимые документы второй стороне по контракту, поскольку ошибки допускают даже самые лучшие сотрудники, поэтому всегда будет лучше если у вас будет время на исправление собственных ошибок.

         Неустойка начисляется на всю сумму по договору за вычетом суммы фактически исполненных обязательств по контракту. Но не стоит пугаться, существует реальная возможность снижения пеней до минимально установленной.

Дело в том, что заказчики применяют в своих расчетах формулы установленные законодателем по умолчанию. Но необходимо рассчитывать также согласно ставки рефинансирования ЦБ, следовательно, разница в расчетах бывает колоссальной.

Также стоит отметить, что если размер процентов будет явно несоразмерен с суммой, указанной в контракте, в таком случае суд обязан будет уменьшить размер взыскиваемых процентов.

Что считается ненадлежащим исполнением контракта?

       Если разобрать на примере закона, что же такое ненадлежащее исполнение контракта, то в этом нам поможет ст. 94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в которой идет четкое подразделение ненадлежащего исполнения контракта, которое заключается в следующем:

  • Не была осуществлена приемка товара в срок указанный в контракте, подробнее, как принять работы по контракту по ссылке в блоге;
  • Заказчиком не была произведена оплата товара или определенного этапа в оговоренный срок;
  • Не было осуществлено взаимодействие заказчика с поставщиком или подрядчиком строительных работ в определенный этап исполнения контракта.

      В данном деле очень важны сроки, а это значит, что даже если товар был привезен, но не в оговоренные сроки, контракт может считаться не исполненным, более того, заказчик может предъявить убытки, понесенные в связи с несвоевременно доставленным товаром.

Удержание неустойки из оплаты по контракту

      Стоит отметить, что законодательством РФ не предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту и тем не менее, такое возможно только в случае, если данный факт описан в контракте.

Бывает также, что сам подрядчик согласен с тем, что не укладывается в оговоренные сроки, в таком случае соглашается с удержанием неустойки из суммы в контракте.

Разумеется, данная сделка должна быть документально подтверждена и подписана с двух сторон, чтобы впоследствии не оказалась виновной уже прямо противоположная сторона.

Взыскание пени по 44-ФЗ

        В нашей стране очень действенным является такая мера наказания как пени по 44 – ФЗ. Действительно, при заключении контракта обе стороны были уверены в своих силах в том, что они обязуется исполнить.

На деле не всегда получается так как мы хотим, поэтому наказание в виде взыскания пени и иных процентов и штрафов является самой распространенной судебной практикой.

Случается, также, что стороны приходят в мировому соглашению прямо в зале судебного заседания, но сам факт обращения в судебные инстанции уже на всегда расторгает отношения между сторонами.

        Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если сможет доказать, что неисполнение контракта или несвоевременность тех или иных действий была по причинам, не зависящим от организации.

Будь теми причинами какие-то природные катастрофы или же наоборот, причина таится в действиях самого заказчика. В любом случае, стороне придется попотеть чтобы доказать отсутствие своей вины. В процедуру доказывания входит сбор необходимых бумаг, допрос свидетелей и сотрудников сторон контракта.

Лучше всего поручить данное действие адвокату, который уже не раз сталкивался с подобными процедурами в суде.

ПОЛЕЗНО

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/neustojki-peni-shtrafy-po-kontraktu-44-fz/

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ

Новые правила определения неустойки по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

Статья актуальна на 16 января 2018

В любом госконтракте есть пункт, где заказчик прописывает ответственность поставщика. Посмотрим, чем отличаются штрафы и пени, как их рассчитывают и в каких случаях можно избежать. 

Когда взыскивают штрафы и пени?

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта.

Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте.

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Их начисляют по правилам из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.   

Правила расчета пени 

За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Правила расчета штрафов 

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже. 

НМЦ (в руб.)< 3 млн 3-50 млн 50-100 млн от 100 до 500 млн от 500  млн до 1 млрдот 1 до 2 млрдот 2 до 5 млрдот 5 до 10 млрд> 10 млрд
% штрафа10510,50,40,30,250,20,1

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег. 

Размер штрафа для СМП и СОНКО составляет 1% от цены контракта или его этапа, но не меньше чем 1 тыс. руб. и не больше 5 тыс. руб. 

По-другому рассчитывают штрафы и в закупках на повышение цены. Если цена контракта  в итоге больше НМЦ, штрафы рассчитают исходя из цены контракта. В других случаях отталкиваются от НМЦ.

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1138-shtrafy

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Новые правила определения неустойки по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Взыскание штрафа при исполнении контракта

Новые правила определения неустойки по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

Статья акутальна на: Июль 2020 г.

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ.

в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта. Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Доводзаказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4Правилисключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно. Определение ВС РФ.

Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

Суд установил, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ. Однако, в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта.

Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Вывод суда: Довод заказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4 Правил исключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно.

Суть дела

По результатам электронного аукциона федеральное государственное учреждение (далее — учреждение, заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество, поставщик) государственный контракт, в соответствии с которым общество обязалось поставить высокоточные погружные датчики уровня воды, а заказчик обязался принять и оплатить товар. Срок поставки товара составлял 90 дней от даты заключения контракта. Контрактом было предусмотрено, что невыполнение поставщиком условий контракта является основанием для обращения заказчика в суд с требованием о расторжении контракта или расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать от контрагента уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, поставщик обязан уплатить заказчику штраф. При этом общая сумма штрафных санкций не может превышать 10% от цены контракта.

Поставщик направил заказчику письменное уведомление, в котором попросил расторгнуть контракт ввиду обстоятельств непреодолимой силы, создающих невозможность исполнения условий контракта по независящим от поставщика причинам, а именно из-за сильных колебаний курса валют поставка оборудования по цене, указанной в контракте, стала невозможна.

В ответной претензии учреждение потребовало полного и своевременного исполнения обязательств поставщиком, поскольку изменение курсов валют не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.

В сложившейся ситуации возможно только расторжение договора в одностороннем порядке по вине поставщика с начислением ему штрафных санкций и удовлетворением требований заказчика о возмещении убытков.

В связи с непоставкой товаров заказчик уведомил ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а затем обратился в суд с иском к поставщику о взыскании штрафных санкций и пеней.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании штрафа, однако посчитал, что взыскание пеней с поставщика противоречит условиям контракта и положениям законодательства.

Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрена ответственность поставщика отдельно за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства (ч. 8 ст.

34 Закона № 44-ФЗ) и отдельно за просрочку исполнения обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суд указал, что действующее нормативное регулирование, а также условия спорного контракта предусматривают два вида ответственности поставщика — неустойку (пени) и штраф.

При этом ответственность поставщика разграничена: за просрочку исполнения обязательства ответственность наступает в виде пеней, за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, — в виде штрафа в фиксированной сумме.

Формулировки положений Закона № 44-ФЗ и спорного контракта, по мнению суда, исключают возможность привлечения к ответственности в виде пеней за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства.

Поскольку в обоснование требований учреждение указало именно на неисполнение обязательств поставщиком, то требование о взыскании с общества пеней за неисполнение обязательств является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Требование о взыскании штрафа суд признал правомерным.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении.

Судьи поддержали вывод о том, что предусмотренные законом и спорным контрактом виды ответственности наступают при наличии различных условий.

Нарушение требований договора со стороны поставщика в рассматриваемом деле должно классифицироваться как одно общее ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и влечь взыскание штрафа.

Доводы заказчика об ином применении норм права суд отклонил как основанные на неверном толковании. Из обстоятельств спора следовал только факт нарушения обязательства по заключенному в результате аукциона контракту, который в конечном итоге был расторгнут сторонами.

В то время как взыскание неустойки в виде пеней производится при условии фактической поставки товара, но с нарушением срока. Применение данного вида ответственности имеет условия, отличные от случаев взыскания штрафа.

В рассматриваемом споре заведомое неисполнение обязательства поставщиком к определенному сроку, приведшее в итоге к расторжению договора, представляет собой единое нарушение.

Учитывая, что гражданским законодательством не предусмотрено одновременное применение нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение договорных обязательств, взыскание одновременно неустойки и штрафа является неправомерным.

Это важно знать:  Виды дисциплинарных взысканий и поощрений военнослужащих

Не согласившись с выводами судов, заказчик обратился с кассационной жалобой в арбитражный суд округа.

Аргументируя свою позицию, учреждение ссылалось на то, что одновременное начисление суммы штрафа за неисполнение условий договора и пеней за несвоевременное исполнение обязательств соответствует условиями заключенного государственного контракта и законодательству о контрактной системе.

Законодателем предусмотрена возможность наличия одновременно двух видов ответственности, что, по мнению заказчика, подтверждается правоприменительной практикой российских арбитражных судов. Однако и окружной суд высказался против двойных санкций, придя к выводу о правомерности позиций первой и апелляционной инстанций.

Позиция ВС РФ

Судьи Верховного суда посчитали, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства.

При этом фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пеней за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом учреждения от него.

Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 ГК РФ).

Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств.

При рассмотрении дела суды установили, что поставщик не исполнил взятые на себя обязательства, в установленный контрактом срок не произвел поставку товара, в связи с чем учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Суды признали правомерным только требование о взыскании штрафа, в то время как поставщик допустил просрочку исполнения обязательства и, согласно положениям контракта и Закона № 44-ФЗ, обязан был также уплатить пени.

Верховный суд РФ отменил вынесенные по делу решение, апелляционное и кассационное постановления.

Поскольку вопрос о взыскании пеней судами по существу не рассматривался, не были установлены фактические обстоятельства, касающиеся даты расторжения контракта, периода просрочки поставки, не проверен расчет пеней, то дело в данной части было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

»

Следующая

Источник: https://pravagarant.ru/vzyskanie-shtrafa-pri-ispolnenii-kontrakta/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: