Новый порядок проверок росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий. На что нужно особо обратить внимание

Содержание
  1. Порядок проведения проверки росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий Новый порядок проверок росздравнадзора
  2. Установлены следующие категории риска и классы опасности для медицинских организаций
  3. Что это означает на практике?
  4. Права и обязанности представителей Росздравнадзора
  5. В отношении кого выполняется проверка росздравнадзора?
  6. Направления проверок
  7. Что именно проверяет Росздравнадзор?
  8. Какие документы проверяет Росздравнадзор?
  9. Вид проверок
  10. Результаты проверки
  11. НАПОМНИМ…
  12. Проверки Росздравнадзора по новому регламенту
  13.  Контрольные мероприятия.
  14.  ГДЕ АПТЕКЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
  15. Новый порядок проверок росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий. На что нужно особо обратить внимание
  16. Перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
  17. Основания для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
  18. Нормативная регламентация оснований проведения внеплановых проверок учреждений здравоохранения
  19. Основания проведения внеплановых проверок медицинских организаций, встречаемые в судебной практике

Порядок проведения проверки росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий Новый порядок проверок росздравнадзора

Новый порядок проверок росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий. На что нужно особо обратить внимание

  • Недвижимость
  • Наследство
  • Семейное право
  • Развод
  • Бухгалтерия
  • Алименты

Для медорганизаций утверждены 6 классов опасности. До 15 мая Минздрав разработает критерии опасности. Госконтроль в сфере здравоохранения будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2017 года N 245 внесены изменения в перечень видов госнадзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, согласно которым перечень дополнен в том числе следующими позициями:

  • Госконтроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • Госконтроль за обращением медицинских изделий.

Минздрав с Росздравнадзором до 15 мая 2017 г. внесут в Правительство проекты актов об утверждении критериев отнесения объектов к определенной категории риска / опасности. Критерии будут учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований законодательства и вероятность несоблюдения таких требований.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления надзора, при котором выбор интенсивности проверок определяется отнесением деятельности к определенной категории риска / опасности.

Правила отнесения деятельности к определенной категории риска / опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

Установлены следующие категории риска и классы опасности для медицинских организаций

Особенности осуществления мероприятийпо контролю
Чрезвычайно высокий рискплановая проверка проводится один раз в период, предусмотренныйВысокий рискположением о виде государственного контроля (надзора)Значительный рискСредний рискплановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положениемУмеренный риско виде государственного контроля (надзора)Низкий рискплановые проверки не проводятся

Проверки будут проводить по опросным листам

При плановых проверках инспекторы будут использовать опросные листы (чек-листы) со списком контрольных вопросов и параметров. Росздравнадзор выделил несколько групп объектов контроля и надзора. Для каждой из них свои опросные листы.

Группы объектов контроля:

  • медорганизации;
  • российские производители и представители зарубежных производителей медизделий;
  • организации, которые ведут фармацевтическую деятельность;
  • организации, осуществляющие техобслуживание медтехники;
  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • государственные внебюджетные фонды.

Что это означает на практике?

Если у организации, которая осуществляет медицинскую деятельность, есть аптека, то при проверке инспекторы Росздравнадзора будут использовать два опросных листа – для медицинской и фармацевтической деятельности организации.

Опросные листы – дополнительная возможность провести самодиагностику и заблаговременно устранить нарушения до визита инспекторов. А если во время проверки покажется, что инспекторы ведут себя предвзято, можно будет сослаться на чек-лист.

С 3 октября 2016 года полномочия по осуществлению проверок учреждений перешли органам Росздравнадзора. Представителям этих органов переданы соответствующие полномочия. К проверке можно и нужно готовиться.

Права и обязанности представителей Росздравнадзора

Представители проверяющих органов имеют следующие полномочия:

  • Запрос и получение информации, относящейся к предмету проверки.
  • Рассмотрение документации, которая характеризует учреждение.
  • Оценка соблюдения требований законодательства относительно проведения экспертиз.
  • Оценка исполнения правил занесения записей в медицинские книжки.
  • Доступ на территорию учреждения.
  • Снятие копий с бумаг.
  • Принятие мер по ограничению деятельности и по профилактике правонарушений.

Представители Росздравнадзора обладают также обязанностями, такими как:

  • Своевременное исполнение полномочий по предупреждению правонарушений.
  • Соблюдение законов РФ.
  • Соблюдение интересов ЮЛ.
  • Проведение проверки, если есть приказ руководителя проверяющего органа.
  • Необходимость предъявления служебных удостоверений в ходе мероприятия.
  • Не препятствовать нахождению руководителя медицинского учреждения на месте проверки.
  • Предоставление всей информации и документов, относящихся к проверке, руководителю медучреждения.
  • Ознакомление представителей медицинского учреждения с результатами проверочного мероприятия.
  • Предоставление обоснования своих действий, если медучреждение обжалует решение проверяющего органа.
  • Запись о мероприятии в соответствующем журнале.

Права и обязанности представителей Росздравнадзора регламентированы нормативными актами. Полномочия сотрудников ограничены. Если специалисты будут проводить мероприятия, которые не установлены законом, руководитель медучреждения имеет право обратиться в правоохранительные органы с жалобой.

В отношении кого выполняется проверка росздравнадзора?

Росздравнадзор проверяет деятельность следующих учреждений:

  • Учреждений здравоохранения.
  • Аптек.
  • Субъектов оптовой реализации медикаментов.
  • Прочих организаций и ИП, работающих в сфере здравоохранения.

То есть Росздравнадзор проверяет все учреждения, которые так или иначе заняты в сфере здравоохранения.

Направления проверок

Направление проверочных мероприятий определяется исходя из специфики деятельности учреждения. Рассмотрим примеры:

  • Выдача лицензий на осуществление медицинской деятельности.
  • Соблюдение субъектами принятых медицинских стандартов.
  • Оценка исполнения правил осуществления осмотров пациентов, освидетельствований и экспертиз.
  • Оценка безопасности условий труда персонала.
  • Безопасность при эксплуатации медицинского оборудования.
  • Исполнение ограничений, принятых по отношению к медицинской деятельности.
  • Исполнение правил локального и ведомственного контроля.

Мероприятие может быть общим, комплексным. В процессе выполняется анализ всех направлений деятельности учреждения.

Что именно проверяет Росздравнадзор?

Рассмотрим аспекты, которые проверяются Росздравнадзором:

  • Доступность сведений о медицинских услугах. Как правило, контролирующие органы сначала проверяют учреждение на предмет исполнения ФЗ «О защите прав потребителей». Если в медицинском учреждении есть локальные документы, они должны быть размещены на видном месте. Если компания оказывает платные услуги, информация о врачах также должна быть публичной. В учреждении должны иметься письменные согласия пациентов на врачебные вмешательства.
  • Наличие лицензии на деятельность, а также санитарно-эпидемиологического заключения. Информация из двух этих документов должна совпадать.
  • Образование медицинских работников. Сначала Росздравнадзор проверяет образование главного врача. Согласно требованиям, стаж его работы должен составлять не меньше 5 лет. Также лицо должно пройти обучение по направлению «Организация здравоохранения». Персонал, имеющий среднее образование, должен иметь в наличии сертификат специалиста. Осуществляется проверка наличия следующих документов: должностной инструкции, правильно оформленного трудового соглашения, диплома о специальном образовании, сертификата медицинского специалиста.
  • Проверка исполнения принятых медицинских стандартов. Для проверки стандартов изучается ключевая документация, оснащенность медицинских документов, правильность ведения учета.

Также Росздравнадзор может проверить такие аспекты, как:

  • Наличие учредительной документации.
  • Наличие приказа о назначении главврача.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
  • Наличие документации об аренде здания медучреждения или о праве собственности.
  • Наличие соглашений со сторонними компаниями о техобслуживании или ремонте.
  • Наличие всех нужных сертификатов.
  • Соблюдение условий хранения медикаментов.
  • Наличие правил учета медикаментов.

По усмотрению Росздравнадзора может осуществляться проверка прочих аспектов.

Какие документы проверяет Росздравнадзор?

Проверяющий орган может запросить документы:

  • Устав ЮЛ.
  • Приказ о назначении управляющего, трудовое соглашение.
  • Медицинские бумаги, касающиеся пациентов (к примеру, договор на платное медицинское обслуживание).
  • Документацию об образовании медицинского персонала.
  • Трудовые соглашения с сотрудниками.
  • Бумаги, подтверждающие наличие локального контроля качества.
  • Журнал учета показаний температуры и уровня влажности.
  • Бумаги, подтверждающие факт рассмотрения обращений пациентов.
  • Оборотную ведомость по ОС.
  • Приказы о проведении мероприятий по модернизации.
  • Перечень госконтрактов на проведение ремонта.
  • Предлагающиеся соглашения к трудовым договорам.
  • Формуляры на оборудование.

Ознакомиться с подробными сведениями о проверке можно в Едином реестре проверок. В нем можно посмотреть дату проведения предстоящего мероприятия.

Вид проверок

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Рассмотрим основания для их проведения:

  • Истечение срока выполнения предписания о ликвидации нарушения, выявленного ранее.
  • Поступление жалоб на медицинское учреждение.
  • Приказ руководителя проверяющего органа, изданный на основании поручения Президента страны.

ВАЖНО! Основанием для осуществления мероприятия не является заявление от неустановленного лица.

Внеплановая проверка выполняется после согласования с органом прокуратуры. Компания предупреждается о проведении мероприятия за 24 часа. Рассмотрим основания проверки:

  • Угроза причинения вреда.
  • Обнаружены нарушения требований закона.
  • Прочие нарушения, которые требуют срочного вмешательства.

Медицинское учреждение уведомляется о проверке за сутки. О плановой проверке компания предупреждается заблаговременно. За это время можно подготовиться к проверке. В частности, нужно устранить все имеющиеся нарушения. Для этого проводится внутренняя проверка. Затем производится сбор всех необходимых документов. Нужно убедиться в том, что в компании есть все нужные бумаги.

Результаты проверки

Если в результате мероприятия обнаружены нарушения, принимаются определенные меры, в частности, представители проверяющих органов исполняют следующие действия:

  • Выдача медучреждению предписания об устранении обнаруженных нарушений.
  • Контроль над устранением обнаруженных нарушений.
  • Привлечение лиц, допустивших правонарушение, к ответственности.
  • Если имеются признаки административного правонарушения, оформляется соответствующий протокол.
  • Бумаги по результатам мероприятия предоставляются в прокуратуру, если это нужно.

Все предписания фиксируются на официальном ресурсе Росздравнадзора. Их можно посмотреть.

Приказом Минздрава России от 01.09.2017 № 585н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля фармацевтической деятельности (далее – Регламент).

Государственной функцией является осуществление лицензионного контроля данного вида деятельности, производимой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, аптечные организации, медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Новый документ Росздравнадзор запустил в работу с 14.10.2017. Полагаем, с отдельными (наиболее важными) его положениями аптечным организациям будет очень интересно ознакомиться.

НАПОМНИМ…

Источник: https://expo-don.ru/poryadok-provedeniya-proverki-roszdravnadzora-proverka-roszdravnadzora-v-ramkah-novyh-polnomochii-novy.html

Проверки Росздравнадзора по новому регламенту

Новый порядок проверок росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий. На что нужно особо обратить внимание

Фирфарова Н., к.э.н., редактор журнала “Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение”

Приказом Минздрава России от 01.09.2017 № 585н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля фармацевтической деятельности (далее – Регламент).

Государственной функцией является осуществление лицензионного контроля данного вида деятельности, производимой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, аптечные организации, медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Новый документ Росздравнадзор запустил в работу с 14.10.2017. Полагаем, с отдельными (наиболее важными) его положениями аптечным организациям будет очень интересно ознакомиться.

 Контрольные мероприятия.

В документе прописаны права и обязанности должностных лиц Росздравнадзора при проведении проверок, а также аптечных организаций и предпринимателей, в отношении которых проводится лицензионный контроль. Также установлен перечень мероприятий, являющихся результатом проведения проверки (п. 10 Регламента). Он включает в себя:

  • составление акта проверки;
  • выдачу предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований с указанием сроков их устранения (в случае наличия нарушений);
  • принятие предусмотренных законодательством мер;
  • осуществление контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований (в том числе путем проведения внеплановых проверок);
  • составление протокола об административном правонарушении в случае наличия признаков административного правонарушения;
  • направление материалов проверки в органы прокуратуры, правоохранительные органы в случае выявления нарушений, содержащих признаки преступления.

Сроки проверок.

Пункты 15 – 18 документа посвящены срокам проведения проверок. В общем случае срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого бизнеса установлен общий срок проведения плановых выездных проверок, который составляет в год:

  • не более 50 часов – для малого предприятия;
  • не более 15 часов – для микропредприятия.

Приостановление проверки субъектов малого бизнеса с целью получения документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается на срок не более 10 рабочих дней. Повторное приостановление проверки не допускается.

Обратите внимание:

На период действия срока приостановления проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия проверяющих лиц на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, микропредприятий – не более чем на 15 часов. К исключительным (на основании мотивированных предложений проверяющих) относятся случаи, связанные с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований.

Отдельный срок проведения проверки определен в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ. Он устанавливается отдельно по каждому филиалу (представительству, обособленному структурному подразделению) и не может превышать 60 рабочих дней (общий срок проведения проверки).

Планирование проведения проверок.

Пункты 21 – 27 Регламента посвящены планированию проверок. Уточнены сроки осуществления составления планов (представлены в таблице).

Сроки планированияДействия Росздравнадзора (территориальных органов) 
До 1 сентябряНаправление проектов ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры для рассмотрения в течение месяца на предмет законности включения в них объектов проверки и вынесения своих предложений
До 1 ноябряРассмотрение предложений органов прокуратуры и утверждение ежегодных планов проведения проверок
До 31 декабряСоставление ежегодного плана, который включает сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами

Напомним, что основаниями для включения плановой проверки аптеки в ежегодный план проведения плановых проверок, в частности, являются:

  • истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформлении;
  • истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки организации.

Помимо плановых (проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок), проверки могут быть внеплановыми, а также осуществляться в документарной и выездной формах.

Пунктом 28 Регламента определены основания для проведения внеплановых проверок, среди которых названы:

  • истечение срока исполнения ранее выданного Росздравнадзором предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  • поступление контролерам обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов власти о фактах грубых нарушений организацией лицензионных требований;
  • истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии (ч. 2 и 3 ст. 20 Федерального закона № 99‑ФЗ);
  • наличие ходатайства самой организации о проведении внеплановой проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Росздравнадзора.

Административные процедуры.

Правила проведения проверок установлены п. 38 – 61 Регламента. Обращаем внимание, что при подготовке к проверке контролеры (в рамках межведомственного информационного взаимодействия) в соответствии с установленными правилами направления запроса и получения документов и (или) информации вправе получать информацию:

  • от ФНС (в электронной форме) (в виде выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства);
  • от Росреестра (в виде выписок из ЕГРН);
  • от Роспотребнадзора (сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) помещений требованиям санитарных правил).

По результатам проверки нарушений лицензионных требований составляется акт проверки.

Кроме того, лицензиату выдается предписание об устранении выявленных нарушений (если таковые имеются) с указанием сроков их устранения; принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений (в том числе путем проведения внеплановых проверок), их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (о чем составляется протокол).

Отметим, что законодательство наделяет организацию правом не согласиться с фактами, изложенными в акте и выданном предписании. Свое несогласие она вправе выразить в письменной форме в течение 15 дней с даты получения акта проверки с приложением (при необходимости) документов, подтверждающих обоснованность своих возражений (п. 73 Регламента).

 ГДЕ АПТЕКЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется:

  • посредством размещения на информационных стендах в Рос­здравнадзоре, его территориальных органах;
  • посредством размещения в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru);
  • на официальном сайте Росздравнадзора (www.roszdravnadzor.ru);
  • посредством использования средств телефонной связи, в письменной форме, по электронной почте info@roszdravnadzor.ru;
  • посредством личного обращения в территориальный орган Росздравнадзора.  

Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, №11, 2017 год

Источник: https://www.audar-press.ru/reglament-proverok-roszdravnadzora

Новый порядок проверок росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий. На что нужно особо обратить внимание

Новый порядок проверок росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий. На что нужно особо обратить внимание

Для медорганизаций утверждены 6 классов опасности. До 15 мая Минздрав разработает критерии опасности. Госконтроль в сфере здравоохранения будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2017 года N 245 внесены изменения в перечень видов госнадзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, согласно которым перечень дополнен в том числе следующими позициями:

  • Госконтроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • Госконтроль за обращением медицинских изделий.

Минздрав с Росздравнадзором до 15 мая 2017 г. внесут в Правительство проекты актов об утверждении критериев отнесения объектов к определенной категории риска / опасности. Критерии будут учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований законодательства и вероятность несоблюдения таких требований.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления надзора, при котором выбор интенсивности проверок определяется отнесением деятельности к определенной категории риска / опасности.

Правила отнесения деятельности к определенной категории риска / опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

Перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:

1.Устав юридического лица.

2.Документы на руководителя организации (законного представителя юридического лица): приказ о назначении на должность, трудовой договор, должностная инструкция.

3.Штатное расписание на текущий год, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции персонала.

4.Медицинская документация пациентов.

5.

Документы, подтверждающие наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, в которых осуществляются лицензируемые виды деятельности: медицинская, фармацевтическая деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

6. Документы, подтверждающие наличие у лицензиата, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.

7.Документыоб образовании (диплом о высшем (среднем) медицинском образовании, послевузовском и/или дополнительном профессиональном образовании) (копии) и документы, подтверждающие стаж работы руководителя, заместителей руководителя юридического лица, руководителей структурных подразделений, ответственных за осуществление медицинской деятельности.

8.

Документы, подтверждающие наличие заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное образование и сертификат специалиста: трудовые договоры, приказы о назначении на должность, копии документов о профессиональном образовании в соответствии с занимаемой должностью и характером выполняемых работ (услуг), должностные инструкции, табели учета рабочего времени за предыдущий месяц, графики рабочего времени за текущий месяц.

9.

Документы, подтверждающие наличие заключивших с лицензиатом трудовые договора работников, осуществляющих (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию (трудовые договора, должностные инструкции, копии документов о профессиональной подготовке), либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

Актуальный нормативный документ:

Источник: https://uristol.ru/acts/novyi-poryadok-proverok-roszdravnadzora-proverka-roszdravnadzora-v-ramkah-novyh/

Основания для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Новый порядок проверок росздравнадзора. Проверка росздравнадзора в рамках новых полномочий. На что нужно особо обратить внимание

В прошлой заметке («Основания для проведения плановых проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности») мы рассмотрели основания для проведения плановых проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Тем не менее, исходя из статистических данных, большая часть проверок медицинских организаций является внеплановой.

Так, по некоторым данным, количество контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Росздравнадзором в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в 2018 году составило 6 244 проверки, из них плановых – 1 698, внеплановых – 4 546.

Нормативная регламентация оснований проведения внеплановых проверок учреждений здравоохранения

На сегодняшний день не существует общего систематизированного нормативно-правового акта, который включал бы перечня оснований внеплановых проверок медицинских организаций.

Сделать некоторые обобщения по этому поводу возможно лишь путём анализа разнообразных нормативных документов, регламентирующих мероприятия по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Общие основания для проведения внеплановых проверок указываются в части 2 статьи 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Применительно к медицинским организациям, среди них возможно выделить:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (пункт 1 указанной статьи);
  • мотивированное представление о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан и др. (пункт 2 указанной статьи);
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 3 указанной статьи) и др.

Согласно пункту 8 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, как основание для проведения внеплановых проверок Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В настоящее время данные индикаторы не утверждены Минздравом, однако имеется опубликованный проект соответствующего приказа.

Основания проведения внеплановых проверок медицинских организаций в различных сферах здравоохранительной деятельности детализируются в ряде приказов Росздравнадзора.

Так, например, в сфере лицензионного контроля внеплановые проверки организуются и проводятся по следующим основаниям (подпункты 2 — 6 пункта 24 и пункт 30 соответствующего Административного регламента):

  • истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Росздравнадзором (территориальным органом) предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  • поступление в Росздравнадзор (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • наличие ходатайства лицензиата о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Росздравнадзора (территориального органа);
  • наличие приказа Росздравнадзора (территориального органа), изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Пунктом 26 Административного регламента, утверждённого приказом Минздрава России от 26.01.2015 № 19н выделяются следующие основания внеплановых проверок:

  1. истечение срока исполнения руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем проверяемого лица предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в Росздравнадзор (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан. Указанные факты должны быть связаны с несоблюдением обязательных требований;
  3. приказ руководителя Росздравнадзора (территориального органа), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, принимая решение о проведении внеплановой проверки, должностные лица Росздравнадзора подчас могут руководствоваться весьма размытыми с юридической точки зрения критериями («информация о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан» и т.п.).

Например, из описательной части одного из судебных решений, «ФИО3 обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора на оказание платных медицинских услуг.

Из 115 500 рублей ей было возвращена сумма в размере 46 500 рублей, в возврате остальной суммы денежных средств отказано …

Поскольку требования ФИО3 удовлетворены не были, она обратилась в территориальный орган Росздравнадзора … с заявлением о проведении проверки в отношении ООО «…».

Проверка по обращению ФИО3 была проведена, выявлены нарушения при оказании ей медицинских услуг…».

При проведении внеплановых выездных проверок по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 24 Административного регламента (поступление в Росздравнадзор (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований), внеплановая выездная проверка подлежит согласованию в установленном порядке с органом прокуратуры.

Основания проведения внеплановых проверок медицинских организаций, встречаемые в судебной практике

В соответствии с данными судебной практики, палитра фактических оснований проведения внеплановых проверок медицинских организаций достаточно обширна и многообразна.

Как уже указывалось ранее, в большинстве случаев основанием для проведения внеплановой проверки медицинской организации становится обращение (жалоба) пациента.

Так, из судебного акта усматривается, что «18.12.2018 г …. в отношении ГБУ РС (Я) «… центральная районная больница « составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Основанием для составления указанного протокола, явилось то, что в ходе внеплановой документарной проверки Росздравнадзора по … по жалобе ФИО7. об ухудшении состояния здоровья ее дочери ФИО8. после проведенных оперативных родов, актом проверки № 336-вн от 13.12.

2018 выявлено в ГБУ РС (Я) «… ЦРБ» не соблюдение порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», ненадлежащее исполнение должностных обязанностей медицинским персоналом, нарушение прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, что повлекло угрозу причинения вреда здоровью и жизни пациентки ФИО8.

, потребовавшее экстренного оперативного хирургического лечения и транспортировки в г. Якутск в тяжелом состоянии…».

В другом судебном решении отмечается, что «поскольку требования ФИО3 удовлетворены не были, она обратилась в территориальный орган Росздравнадзора по с заявлением о проведении проверки в отношении ООО «Клиник+». Проверка по обращению ФИО3 была проведена, выявлены нарушения при оказании ей медицинских услуг…».

В ряде случаев судебная практика свидетельствует о неоднократном проведении внеплановых проверок медицинской организации на основании жалоб (обращений) одного и того же пациента.

Так, согласно одному из судебных актов, «По жалобам истца в отношении ООО «Джулия» были проведены три внеплановые проверки Росздравнадзора , одна из них отменена, в связи с отзывом жалобы . В ходе проверок нарушений выявлено не было».

Иногда основанием проведения проверки медицинской организации контролирующими (правоохранительными) органами может стать информация о противоправных действиях её должностных лиц (например, выдаче поддельных документов).

Источник: https://barrist.ru/osnovaniya-dlya-vneplanovyh-proverok-v-ramkah-goskontrolya-kachestva-i-bezopasnosti-medicinskoj-pomoshchi/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: