Обеспечение исполнения контракта обязательно или нет. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Возврат обеспечения исполнения контракта

Содержание
  1. Обеспечение гарантии по Закону № 44-ФЩ
  2. Когда предоставление обеспечения гарантийных обязательств является обязательным?
  3. В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?
  4. Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта
  5. Отмена ранее установленного в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств возможна?
  6. Обеспечение исполнения контракта по 44‑ФЗ: новый порядок применения
  7. Привилегии для малого бизнеса
  8. Изменение способа обеспечения
  9. Обеспечение гарантийных обязательств
  10. Спецусловия для банковской гарантии на гарантийные обязательства
  11. Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: порядок процедуры, сроки, алгоритм действий
  12. Стороны процедуры возврата обеспечения госконтракта
  13. Сведения о сроках
  14. Правила возврата
  15. Алгоритм действий
  16. Что делать, если заказчик не возвращает обеспечение контракта в срок
  17. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
  18. Понятие обеспечения исполнения контракта
  19. Способ обеспечения исполнения контракта
  20. Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ
  21. Когда обеспечивать контракт обязательно?
  22. В каких закупках может не быть обеспечения договора?
  23. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
  24. Расчет суммы обеспечения
  25. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления
  26. В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта
  27. Сроки возврата
  28. Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика
  29. Как составить заявление
  30. заявления
  31. Планирование закупок
  32. Обоснование закупок
  33. Контракт

Обеспечение гарантии по Закону № 44-ФЩ

Обеспечение исполнения контракта обязательно или нет. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Возврат обеспечения исполнения контракта

Тема требований об обеспечении гарантийных обязательств продолжает волновать клиентов Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру», а также обычных пользователей сайта. Интерес к теме не угас, а даже несколько возрос после внесения в Закон № 44-ФЗ изменений, принятых федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ (далее – Закон № 124-ФЗ).

Напомним, что с 1 июля 2019 года Закон № 44-ФЗ устанавливал обязанность заказчика требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контакту, если в техническом задании были установлены требования к гарантии. С 1 июля 2020 года данная обязанность заменена на право заказчика (Закон № 124-ФЗ). Однако, вопросы, касающиеся темы обеспечения гарантийных обязательств, остались. Мы попробуем рассмотреть основные из них в настоящей статье.

Когда предоставление обеспечения гарантийных обязательств является обязательным?

Если в контракте установлено требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, то такое требование обязательно для исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Да, с 1 июля 2020 года требовать предоставление обеспечения является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Однако, если заказчик таким правом воспользовался, то для поставщика (подрядчика, исполнителя) это становится обязанностью. При этом заказчик не вправе указать в контракте, что он «вправе» потребовать обеспечение от лица, с которым будет заключен контракт.

Данное требование либо устанавливается, либо нет, но если оно установлено, то должно применяться ко всем участникам закупки без каких-либо исключений (в том числе к СМП и СОНКО).

Установить требование об обеспечении гарантийных обязательств заказчик может только в случае, если в контракте прописаны гарантийные обязательства, в том числе требования к сроку гарантии на поставляемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст.

33 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить требования по гарантии, если предметом закупки выступает поставка машин и оборудования (прим.: о том, что является «машиной» и «оборудованием» см. ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования”).

В остальных случаях он вправе это сделать.

Довольно часто нам задают следующий вопрос: есть ли перечень случаев, при котором заказчик «может» устанавливать требования к гарантии качества? Наш ответ: такого перечня нет.

Понятное дело, что, например, при закупке мебели, строительных работ заказчик, скорее всего, установит требование к гарантийным обязательствам.

Однако, может этого и не делать, что не будет являться нарушением Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, есть ряд ситуаций, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и не могут сами объяснить, что они под этими гарантиями понимают. В частности, встречаются случаи установления гарантийных обязательств при закупке продуктов питания, лекарственных средств, программного обеспечения.

Все бы ничего, если бы заказчик одновременно не требовал предоставление обеспечения гарантийных обязательств по таким контрактам.  Данные ситуации возникают во многом из-за того, что заказчики путают такие понятия как, например, «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности».

К сожалению, установление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в указанных случаях формально не является нарушением Закона № 44-ФЗ.

В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?

Согласно ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств должны быть определены заказчиком в контракте (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При определении порядка и срока предоставления обеспечения гарантийных обязательств заказчику необходимо помнить о следующем:

1) В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

В отличие от обеспечения исполнения контракта обеспечение гарантийных обязательств предоставляется после заключения контракта, но до подписания сторонами документа о приемке.

В Законе № 44-ФЗ не решен вопрос о том, как следует поступить заказчику, если продукция по контракту принимается частями (например, равными партиями поставляется компьютерное оборудование)?

Формально ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не допускает требовать предоставление обеспечения при закрытии отдельного этапа исполнения контракта. При этом срок гарантийных обязательств по контракту может начать течь после поставки части продукции (в отношении этой части) и подписания сторонами документа о приемке.

Без затребования обеспечения гарантийных обязательств по части уже поставленной продукции выполнение таких обязательств будет не гарантировано. Для исключения споров мы не рекомендуем предусматривать частичную приемку при установлении требования об обеспечении гарантийных обязательств.

Однако, если без приемки частями нельзя обойтись, рекомендуем устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств в части всего объема поставленной продукции. При этом сумма обеспечения гарантийных обязательств не должна превышать 10% НМЦК.

Подробнее о том, какие еще встречаются проблемы с установлением требований об обеспечении гарантийных обязательств, а также как такие проблемы решать читайте здесь.

2) Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Срок предоставления такого обеспечение не может быть менее срока действия гарантийных обязательств + один месяц. Например, если при закупках работ по строительству объекта капитального строительства заказчик установил срок гарантии в размере 5 лет на основании ст.

756 ГК РФ, подрядчик обязан предоставить обеспечение на срок не менее 5 лет + 1 месяц. В период действия гарантийных обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право заменить ранее предоставленное обеспечение гарантийных обязательств (ч. 7 ст.

96 Закона № 44-ФЗ), но не может уменьшить его размер. Это отличительная черта такого обеспечения от обеспечения исполнения контракта.

3) Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика прописывать в контракте срок возврата обеспечения гарантийных обязательств.

При отсутствии такого условия обеспечение гарантийных обязательств должно быть возвращено заказчиком в разумный срок (в случае предоставления обеспечения гарантийных обязательств в форме денежных средств).

Согласно позиции Минфина России по данному вопросу (см. письмо Минфина России от 19 августа 2019 г. N 24-03-07/63253):

…срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Помимо тех отличительных особенностей, которые были указаны выше, следует отдельно выделить еще две:

1) Требование об обеспечении гарантийных обязательств может быть установлено заказчиком даже в тех случаях, когда предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Например, при закупке компьютерного оборудования способом запроса котировок в электронной форме заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнении контракта (ч. 1 ст.

96 Закона № 44-ФЗ), но вправе установить требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, т.к. при закупках оборудования обязан определить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) От предоставления обеспечения гарантийных обязательств не освобождаются казенные учреждения и СМП (ч.ч. 8 и 8.1. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отмена ранее установленного в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств возможна?

Часть 4 ст. 5 Закона № 124-ФЗ предусматривает:

4. Положения пункта 1 части 13 статьи 34, частей 1, 2.2, 6 – 6.3 и 7.

3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (в редакции настоящего Федерального закона) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Указанная норма вступила в силу с 24.04.2020!

Сама норма очень странная и явно вызовет массу мнений со стороны заказчиков, бизнеса и контролирующих органов.

По своему смыслу норма призвана распространить правило о «праве» заказчика на установление требования об обеспечении гарантийных обязательств на контракты, заключенные до 01.07.

2020, но при этом не позволяет вносить изменения в уже заключенные контракты! Соответственно воспользоваться данной нормой можно только при планировании, объявлении и внесении изменений в закупки, объявленные в период с 24 апреля 2020 года по 1 июля 2020 года.

Остались вопросы? Задайте их прямо сейчас в нашей закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/obespechenie-garantijnyh-obyazatelstv/

Обеспечение исполнения контракта по 44‑ФЗ: новый порядок применения

Обеспечение исполнения контракта обязательно или нет. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Возврат обеспечения исполнения контракта

Общее правило заключается в том, что обеспечение в контрактной системе существует в двух формах, первая из которых — деньги, а вторая — банковские гарантии. Но выбор всегда остается за поставщиком. Он может либо перечислить средства в счет оплаты обеспечительного платежа, либо предоставить банковскую гарантию.

В некоторых ситуациях обеспечение по контрактам не устанавливается в силу их специфики. К ним относятся случаи, когда поставщик — казенное учреждение, объект закупки — предоставление кредита, контракт заключают унитарные предприятия на выдачу банковской гарантии.

Обеспечение по контрактам, как правило, не устанавливается на запросах котировок, хотя такое право у заказчика есть.

Привилегии для малого бизнеса

Стоит отметить, что сейчас работают особые условия для субъектов малого предпринимательства (СМП).

Так, например, обеспечение не нужно, если закупка проводилась именно у СМП и победитель предоставил информацию о своей добросовестности (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), доказав, что за последние три года он выполнил госконтракты и муниципальные контракты без неустоек по схожей тематике и при схожих финансовых условиях.

Также существуют специальные условия расчета суммы обеспечения для малого бизнеса. В закупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик устанавливает от сформированной на торгах цены контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Аукцион 1 750 000 руб. с обеспечением контракта 10 %, то есть 175 000 руб. Победитель снижает цену до 1 200 000 руб., соответственно, обеспечение контракта составит не 175 000 руб., а 120 000 руб. (10 % от цены победителя).

Изменение способа обеспечения

Способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен. Это полезно, если победитель закупки не успевает оформить банковскую гарантию, вносит обеспечение в денежной форме и позже обменивает готовую гарантию на сумму обеспечения.

Обеспечение может быть уменьшено пропорционально исполненным обязательствам (нужно иметь подтверждение такого исполнения, и у такого поставщика не должно быть неустоек и нареканий).

Малому бизнесу обеспечение возвращают в течение 15 дней с даты исполнения обязательств, остальным — в течение 30 дней с даты исполнения обязательств.

Если в период исполнения контракта у банка, предоставившего банковскую гарантию поставщику, отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить новую банковскую гарантию или внести обеспечение деньгами.

Обеспечение гарантийных обязательств

Обеспечение гарантийных обязательств, наконец, отделено от обеспечения контракта. Заказчик вправе требовать такое обеспечение от поставщика.

Появление такой нормы не должно было стать неожиданностью — о том, что это произойдет, говорилось давно. Обязательной она является пока только для закрытых закупок, что касается всех остальных закупок, то все зависит от воли и желания заказчика.

Часто заказчики сталкиваются с проблемой, когда контракт исполнен вовремя, объект закупки поставлен, но затем он не обслуживается.

Поскольку связаться с поставщиком возможности нет, нельзя отремонтировать объект закупки, если он вышел из строя.

Теперь поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если это предусмотрено контрактом (Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 № 920).

Применяются такие же способы обеспечения, как и по контрактам: денежная сумма и банковская гарантия.

Поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств.

Если платеж внесен деньгами, при выполнении контракта и невыполнении гарантийных работ поставщик может потребовать вернуть ту часть обеспечения, что приходится на контракт. Та часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Спецусловия для банковской гарантии на гарантийные обязательства

В гарантии должно быть зафиксировано право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств.

Но у банка нет возможности тщательно проверить, что было нарушено и при каких условиях. Если гарантия предъявлена к оплате, банк должен погасить ее как можно быстрее.

Перечень документов, которые заказчик предоставляет банку вместе с гарантией, утвержден и прописан. Изменены правила ведения реестра банковских гарантий, так как гарантия на гарантийное обязательство помещается туда в кратчайшие сроки. Срок самой гарантии обычно превышает срок действия гарантийных обязательств хотя бы на месяц.

Банк обязательно размещает гарантию в реестре банковских гарантий уже на следующий день после ее выдачи.

Источник: https://kontur.ru/articles/5678

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: порядок процедуры, сроки, алгоритм действий

Обеспечение исполнения контракта обязательно или нет. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Возврат обеспечения исполнения контракта

Возврат обеспечения по результатам исполнения контракта по 44-ФЗ – это регламентированная законодательно процедура перечисления денег в адрес поставщика, которым были исполнены все обязательства по контракту. Обеспечение может возвращаться поставщику в полном объеме или частично.

Стороны процедуры возврата обеспечения госконтракта

Заказчик по 44-ФЗ должен установить в закупочной документации и проекте контракта требование о внесении обеспечения исполнения контракта (за некоторым исключением, которые прописаны в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ). Требование об обеспечении исполнения контракта может устанавливаться на усмотрение заказчика при закупках с НМЦК не более 500 тыс. р. или по некоторым закупкам по ст. 93 44-ФЗ.

За возврат денег несет ответственность контрактная служба заказчика или определенный управляющий. После того как поставщик исполнил свои обязательства по контракту, ответственное лицо передает эти сведения в бухгалтерию. Обязанность передать такую информацию закреплена за участником в пп. 9 п. 14 Приказа МЭР №631 от 2013 года, который утвердил типовое положение о контрактной службе.

Если за закупки по 44-ФЗ в организации отвечает конкурсный управляющий, то обязанность оповестить бухгалтерию о завершении исполнения контракта прописывается в должностной инструкции или ином локальном документе. Бухгалтер на основании поступивших данных перечисляет средства на счет поставщика. Реквизиты такого счета содержатся в государственном контракте или в заявлении от поставщика, содержащем измененные реквизиты.

Обеспечение исполнения контракта возвращается заказчиком поставщику после подписания акта выполненных работ или товарной накладной.

Дата подписания этих документов считается датой исполнения контракта, и с нее начинают отсчитываться сроки для возврата обеспечения. При этом для возврата обеспечения нужно, чтобы контракт был исполнен без претензий.

Также допускаются следующие частные случаи, которые требуют возврата обеспечения:

  1. Контракт был расторгнут по соглашению сторон, но это не было связано с ненадлежащим исполнением обязательств одной из сторон.
  2. Контракт исполнен с нарушениями, но сумма неустойки оплачивается поставщиком самостоятельно.
  3. Контракт расторгнут в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения поставщиком его обязательств, но у заказчика нет финансовых претензий – он просто передает сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение исполнения контракта возвращается поставщику не только по результатам полного исполнения обязательств по контракту, но и при замене способа обеспечения на банковскую гарантию по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Сведения о сроках

С июля 2019 года в законодательство о контрактной системе были внесены существенные изменения. В настоящий момент сроки возврата обеспечения исполнения контракта составляют не более 30 дней от даты исполнения поставщиком своих обязательств.

При проведении закупки среди представителей субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44-ФЗ на возврат обеспечения заказчику отводятся более сжатые сроки: они составляют не более 15 дней. Это указано в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ.

Конкретные сроки указываются по усмотрению заказчика.

Сведения о сроках возврата обеспечения исполнения контракта являются существенным условием подписываемого государственного контракта. Они в обязательном порядке указываются в проекте договора.

При расторжении государственного контракта по соглашению сторон и если сроки возврата обеспечения в таком частном случае не были указаны, то обеспечение возвращается в сроки, которые были предусмотрены для возврата при полном исполнении обязательств (отсчет ведется от даты расторжения договора).

Если по государственному контракту сроки не прописаны, то деньги в виде обеспечения можно получить в течение 7 дней от даты отправки требования о возврате денег. Если поставщик не обратился к заказчику с требованиями, то деньги возвращают в разумные сроки (согласно п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса).

Правила возврата

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, могут вернуть поставщику полностью или частично.

Частичный возврат обеспечения исполнения государственного контракта возможен, если сумма обеспечения была уменьшена на основании ч. 7-7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Возможность такого частичного возврата должна быть предусмотрена в государственном контракте, подписанном по итогам закупки, извещение о которой было опубликовано в ЕИС после июля 2019 года.

В ст. 96 44-ФЗ предусмотрена возможность возврата части обеспечения, размер которого пересматривается пропорционально стоимости выполненных обязательств, принятых и оплаченных по договорным условиям.  По п. 7.1 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения обязательно уменьшается в контрактах, которые исполняются по отдельным этапам.

Уменьшение суммы обеспечения может быть одобрено при отсутствии непогашенной неустойки (если такая была начислена), и если были исполнены обязательства в объеме аванса и больше (на основании ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ).

Алгоритм действий

Алгоритм действий поставщика для возврата суммы обеспечения прописывается в государственном контракте.

Обычно для осуществления возврата от поставщика требуется отправка в адрес заказчика заявления на возврат, которое содержит уточненные реквизиты для перевода, ведь с момента подписания до исполнения контракта обычно проходит немало времени, поэтому реквизиты счета поставщика могут измениться.

Такое заявление также нужно отправить в адрес заказчика при желании поставщика пересмотреть размер обеспечения контракта по результатам успешного исполнения части госконтракта.

Типовая форма заявления на возврат обеспечения не предусмотрена. Ее можно разработать самостоятельно и отправить в адрес заказчика на фирменном бланке организации.

В заявление на возврат следует включить следующие сведения:

  1. Наименование и адрес заказчика, в адрес которого направляется заявление.
  2. Дата подготовки заявления.
  3. Просьба перечислить обеспечение исполнения контракта.
  4. Реквизиты госконтракта: его номер, дата подписания и предмет закупки.
  5. Сумма обеспечения в числовом и буквенном форматах, которая подлежит возврату.
  6. Реквизиты платежного поручения на перевод.
  7. Подпись ответственного лица.

Что делать, если заказчик не возвращает обеспечение контракта в срок

В некоторых случаях заказчик может не возвращать обеспечение исполнения контракта на законных основаниях. Так, заказчик не возвращает обеспечение, которое было внесено в форме банковской гарантии.

Средства могут удержать, если поставщик нарушил условия исполнения контракта.

Сумма удержаний зависит от условий договора: например, в нем может быть указано, что из обеспечения удерживаются убытки и прочие выплаты либо начисленная неустойка в виде пени и штрафа.

В 44-ФЗ не установлен порядок удержания финансовой ответственности из обеспечения. При расторжении контракта в одностороннем порядке заказчик по ст. 95 44-ФЗ вправе возместить только фактически понесенный ущерб.

Но Гражданский кодекс допускает покрытие из суммы обеспечения задолженности или ущерба по ст. 381.1 ГК. Применяя положения п. 4 ст. 329 ГК к контрактной системе, заказчик вправе удержать обеспечение полностью.

До удержания заказчик обязан направить в адрес поставщика письменную претензию с указанием на условия, которые были нарушены, с детальным расчетом суммы удержания из обеспечения.

Поставщик может погасить начисленную неустойку добровольно, тогда деньги в виде обеспечения будут возвращены ему полностью.

Если в контракте указывается, что обеспечение допускается удержать в полном объеме, то заказчик может не возвращать его.

В случае если заказчик действует неправомерно и не вернул поставщику сумму обеспечения в положенные сроки, то поставщик вправе обратиться на него в суд с исковым заявлением. Помимо суммы обеспечения, с заказчика можно взыскать пени за каждый день просрочки, а также штраф.

Если суд подтвердит правомерность финансовых претензий заказчика, то он может отказать в возврате обеспечения поставщику.

Таким образом, заказчик обязан вернуть деньги в виде обеспечения исполнения контракта в течение 30 дней после его исполнения или в течение 15 дней, если закупка происходила только среди СМП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/vozvrat-obespecheniya-2.html

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта обязательно или нет. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Возврат обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контракта
Способ обеспечения исполнения контракта
Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ
Когда предоставление обязательно
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Расчет суммы обеспечения
Возврат обеспечения по контракту

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора.

Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК.

Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе  на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался.

Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП.

Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.

Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.

 
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик  может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Условие Обеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей5 – 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей10 – 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКОрассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен авансне менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры)при НМЦК > 15 млн рублейв 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублейВместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:
  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней; 
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Если исполнение контракта состоит из этапов 8ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:  НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.  Ограничения для СМП и СОНКО нет.

Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/46cd62d3-3ec0-4c50-b5e6-27da2dd87709

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления

Обеспечение исполнения контракта обязательно или нет. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия. Возврат обеспечения исполнения контракта

Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения.

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от обеспечения заявки на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст.

34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или исполнитель выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом. Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней.

В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

заявления

Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Наименование и адрес государственного или муниципального заказчика.
  2. Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  3. Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.
  4. Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  5. Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  6. Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  7. Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  8. Дата подготовки документа.
  9. ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2016 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять.

В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  • некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  • отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  • несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);
  • документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

После того как заявление было обработано, а денежное обеспечение вернули исполнителю, оно передается для хранения в архив организации и должно храниться там в течение 5 лет. При ликвидации компании заявление передается в государственный архив вместе со всеми документами.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя.

Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами. Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке.

Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vozvrat-obespecenia.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: