Определенные права и обязанности после. Права и обязанности граждан. Конституционные обязанности граждан. Охрана природы и окружающей среды

Содержание
  1. Основные обязанности человека и гражданина
  2. Основные конституционные обязанности:
  3. Соблюдение Конституции и законов
  4. Уважение прав и свобод других лиц
  5. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
  6. Получение основного общего образования
  7. Забота о памятниках истории и культуры
  8. Уплата налогов и сборов
  9. Сохранение природы и окружающей среды
  10. Защита Отечества
  11. Экологические права и экологические обязанности граждан РФ: общая характеристика, взаимосвязь
  12. Основополагающее право: право на жизнь
  13. Право на благоприятную природную среду
  14. Система нормативов окружающей среды
  15. Право граждан на информацию
  16. Способы реализации права на информацию
  17. Право обращения в суд за защитой прав
  18. Право на возмещение ущерба
  19. Право на создание организаций
  20. Обязанности граждан РФ в сфере экологического права
  21. Взаимосвязь экологических прав и обязанностей
  22. Права и свободы человека и гражданина
  23. Категории прав человека
  24. Методические советы учителям
  25. Экологические права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
  26. Экологические права
  27. Экологическая обязанность
  28. Основные права в области окружающей среды
  29. Право на благоприятную среду
  30. Право на оповещение
  31. Законы регулирующие вопросы по защите окружающей среды
  32. ПРАВО. Теория. Экологическое право. |
  33. Принципы экологического права.
  34.  Объекты экологических правоотношений.
  35. Субъекты экологических правоотношений:
  36. Конституция. Статья 42.
  37. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.
  38. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
  39. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Основные обязанности человека и гражданина

Определенные права и обязанности после. Права и обязанности граждан. Конституционные обязанности граждан. Охрана природы и окружающей среды

Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл.

2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей.

Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Принцип равенства обязанностей, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

Основные конституционные обязанности:

    1. соблюдение Конституции и законов;
    2. уважение прав и свобод других лиц;
    3. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
    4. получение основного общего образования;
    5. забота о памятниках истории и культуры;
    6. уплата налогов и сборов;
    7. сохранение природы и окружающей среды;
    8. защита Отечества

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание.

А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.

По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст.

13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных.

Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных.

Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан:

    1. родители обязаны заботиться о детях, их воспитании;
    2. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний   государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение.

Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет.

Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан.

Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г.

утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности.

С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов.

Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты.

Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ.

Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.).

Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения.

Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России.

Отечество — это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы — это не одно и то же.

Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.).

Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ.

Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей.

Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г.

отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-obyazannosti-cheloveka-i-grazhdanina

Экологические права и экологические обязанности граждан РФ: общая характеристика, взаимосвязь

Определенные права и обязанности после. Права и обязанности граждан. Конституционные обязанности граждан. Охрана природы и окружающей среды

Экологические права и экологические обязанности граждан – это неотъемлемый элемент правового статуса каждого лица, который распространяется по всей территории современного государства. Важно отметить, что подобные возможности или ограничения действуют в отношении иностранцев и лиц, имеющих гражданство России, то есть являющихся гражданами страны.

Основополагающее право: право на жизнь

Экологические права и обязанности граждан закреплены в Конституции России. Основополагающим элементом правового статуса данного вида является право человека на жизнь – данная норма содержится в статье 20 Основного закона РФ. Право человека на жизнь базируется на основе многочисленных актов международно-правового характера:

  • Хартии прав человека.
  • Стокгольмской декларации и так далее.

Существуют общемировые международные акты, которые принимаются правительственными организациями, как правило, одним из элементов или департаментов ООН. Наравне с ними имеют место быть региональные правовые акты, действие которых распространяется на определённую территорию и принимается местными органами, например, Советом Европы.

Другим источником этой нормы, на основе которой разрабатывались все экологические права и обязанности граждан, является Декларация прав человека, что была принята ещё до образования Российской Федерации как самостоятельного правового государства.

Основные экологические права и обязанности граждан не имеют права на существование при отсутствии нормативно закреплённого права человека на жизнь.

Право на благоприятную природную среду

Экологические права и экологические обязанности граждан в обязательном порядке включают право на благоприятную природную среду, которая содержится в основном нормативно-правовом акте, регулирующим правовой статус.

В статье 11 прежде всего дано описание «благоприятной окружающей среды». Это такая природная среда, благодаря которой сохраняется естественное функционирование природных объектов, экосистем, животных видов, растений и так далее.

Природная среда также должна выступать базовой основой для развития природных экологических объектов, а также соответствовать всем установленным стандартам, что призваны обеспечивать сохранность здоровья и жизни граждан, флоры и фауны.

Состояние благоприятной природной среды должно отвечать стандартам, которые определяют степень её экологической устойчивости, чистоты, разнообразия видов, а также природного богатства в целом.

Система нормативов окружающей среды

Экологические права и экологические обязанности граждан соблюдаются при условии выполнения всех предъявленных нормативов (установлены в ст. 20 ФЗ «Об окружающей среде»), система которых выглядит следующим образом:

  • Группа нормативов, измеряющих качество окружающей среды. За основной норматив здесь берутся химические показатели, например, уровень концентрации радиоактивных веществ в воздухе. Наравне с химическими данными используются физические показатели, преимущественно такие, как радиоактивность и уровень тепла.
  • Группа нормативов, которые характеризуют биологические показатели состояния окружающей среды. Как правило, показатели измеряются путём исчисления видов растений и животных, а также иных существующих организмов. Здесь также используются нормы предельно допустимых концентраций организмов в природной среде.
  • Третья группа нормативов представлена в ст. 23 вышеназванного закона и характеризуется допустимым воздействием на природу, а именно подсчитывает показатели допустимых выбросов веществ; образования отходов потребления и производства; нормы физического воздействия на среду.
  • Показатели антропогенной нагрузки на природу.
  • Иные допустимые показатели и нормативы, которые могут устанавливаться федеральным законодательством РФ.

Существуют также нормативы, которые охраняют экологические права и обязанности граждан РФ, не обладая прямой связью с окружающей средой. Преимущественно данная группа нормативов связана с производимыми работами, услугами в сфере охраны экологической среды.

Также существуют ограничения, связанные с хозяйственной деятельностью и её последующим негативным воздействием на природу.

Отдельным видом контролирующих нормативов является деятельность по выдаче лицензий на осуществление определённого вида работ, связанных с активным взаимодействием с окружающей средой.

Право граждан на информацию

Экологические права и экологические обязанности граждан как обязательный элемент предусматривают право жителей государства на информацию об окружающей среде, а также о её состоянии.

В Главном законе России в статье 24 сказано, что каждый гражданин страны имеет право на ознакомление с теми материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы, будь то локальный нормативно-правовой акт или же акт правоприменительного характера, например, решение суда.

Важно отметить, что подобные экологические права и обязанности граждан являются достойным показателем развития современного государства, так как несколько десятков лет назад все экологические проблемы, когда-либо существовавшие в стране, были окружены непоколебимой завесой секретности. На данный момент ситуация имеет полностью противоположное значение, так как Конституцией РФ на должностных лиц возложена юридическая ответственность за сокрытие обстоятельств и фактов, которые создают опасность для здоровья и жизни граждан.

Другим аспектом права на информацию является защита и полный доступ к сведениям, рассказывающим о последствиях экологических аварий; раскрывающих информацию о безопасности пострадавшего населённого пункта и так далее. Сведения подобного рода не могут носить статус «сведений, составляющие гос.

тайну», соответственно, и доступ к ним не может быть ограничен. Ранее выше описываемые сведения носили гриф «Для служебного пользования».

Так как данные категории документов доступны для ознакомления лишь некоторым категориям служебных лиц, то не могло быть и речи для обеспечения полного и открытого доступа к этим сведениям для всех граждан.

Способы реализации права на информацию

Экологические права и обязанности граждан кратко регулируются не только Конституцией, но и иными НПА, в том числе законом «Об информации», который предусматривает следующие способы реализации права на информацию:

  1. Изучение информационных государственных ресурсов свободного доступа. Во-первых, все пользователи имеют равный правовой статус по отношению к использованию того или иного ресурса; во-вторых, ни один пользователь не обязан сообщать о целях и основаниях получения предоставляемых сведений. Исключением является лишь информация, составляющая государственную тайну и имеющая гриф секретности.
  2. Посредством осуществления общественного контроля организациями и юридическими лицами, которые наравне с физическими лицами имеют доступ к информации. Получая те или иные сведения, организация имеет право распространять информацию о состоянии природной среды среди масс населения.
  3. Осуществление массового информирования населения путём организации работы органов гос. власти и МСУ. Уполномоченнные лица обязаны создавать на местах информационные ресурсы, а также осуществлять контроль над подведомственными организациями по вопросам экологического информирования.
  4. Обращение в судебные органы с целью защиты права на информацию.
  5. Посредством реализации права лица на возмещение нанесённого ущерба, полученного в результате отказа на предоставлении информации об окружающей среде или получение недостоверных данных.

Право обращения в суд за защитой прав

Экологические права и обязанности граждан РФ закреплены в Конституции государства и предусматривают не менее важное право каждого гражданина – право обращения в суд с целью защитить права и свободы.

Данное правомочие предоставлено с целью:

  • Обеспечения принципа законности, который возглавляет все постулаты в любых отраслях права, обеспечивая тем самым гарантию выполнения провозглашённых норм.
  • Защиты правового положения граждан в пределах их правового экологического статуса.
  • Реализации права граждан на возмещение ущерба, полученного в результате незаконных действий уполномоченных лиц, ответственных за охрану конкретного участка экологической среды.
  • Регламентации деятельности судебных органов и возложения на них обязанностей по защите прав граждан.

Право на возмещение ущерба

Другим элементом, которые включают в себя экологические права и обязанности граждан РФ, является право граждан на возмещение ущерба, который был получен в связи с совершением экологического нарушения. Данное правомочие закреплено в ст. 42 Конституции России.

В свою очередь, более полно право на возмещение ущерба представлено в ФЗ «Об окружающей среде», где говорится о том, что любые лица в случае причинения вреда экологической системе обязаны возместить причинённый ущерб в полном объёме.

Результат причинения вреда может быть выражен в виде:

  • загрязнения экологии в целом;
  • истощения экологических ресурсов;
  • порчи и в уничтожении природных материалов;
  • нерационального потребления богатств природы;
  • разрушения и деградации экологических систем, комплексов и природных ландшафтов;
  • совершения иных видов правонарушений, которые предусмотрены федеральным, региональным и местным законодательством об окружающей экологической среде.

Экологические права и обязанности граждан РФ говорят о том, что ущерб, причинённый в результате осуществления хозяйственных работ или иного вида деятельности, исчисляется по определённым правилам.

В зависимости от региона он может быть исчислен по утверждённым таксам либо по иным методикам исчисления ущерба природной среде. Если же таковые отсутствуют, то за единицу берётся сумма, необходимая для возмещения реальных затрат на восстановление природы.

В данном случае также могут учитываться понесённые убытки и упущенная выгода.

Компенсация может выплачиваться как добровольно, так в соответствии с решением верховного либо арбитражного суда субъекта. Все вопросы, связанные с возмещением вреда, а также иные экологические права и обязанности граждан регулируются Конституцией РФ, ФЗ «О природной среде», Уголовным кодексом и КоАП, а также иными НПА.

Право на создание организаций

Преимущественно экологические права и обязанности граждан РФ кратко представлены в Конституции государства.

Данный нормативный документ, наравне с остальными возможностями и в качестве одного из прав, провозгласил право граждан на учреждение общественных объединений, фондов и иных организаций некоммерческого характера, которые уполномочены осуществлять деятельность по охране экологической природной среды.

Цель создания подобных организаций – охрана природной среды от незаконного посягательства как со стороны других организаций, так и физических лиц.

Более того, подобные организации представляют собой одну из форм осуществления общественного контроля по соблюдению экологического законодательства.

Данные организации также имеют право на обращение в суд в целях пресечения правонарушений и наложения обязанности по устранению имущественного вреда.

Обязанности граждан РФ в сфере экологического права

Правовой статус каждого гражданина страны включает не только права, но и определённые обязанности. Экологические права и обязанности граждан и их объединений наравне с правом на благоприятную среду включают обязанность по её сохранению.

Обязанности накладываются государством и связаны с определённым правилом поведения. Наложение того или иного правила поведения связано с потребностями, возникающими в обществе и необходимостью регулирования конкретных общественных отношений.

Общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан включает в себя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов, обязанности по восстановлению нарушенной экологии животного и растительного мира, по предупреждению экологических нарушений и так далее.

Основной перечень обязанностей граждан России выглядит следующим образом:

  • необходимость уплаты налогов и сборов, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ и необходимы для успешного финансирования мероприятий по охране и восстановлению природы;
  • принимать активное участие в мероприятиях по охране экологической среды, по её восстановлению;
  • соблюдать предусмотренные нормативы качества среды, требования законодательства, санитарно-эпидемиологические правила, обеспечивать безопасность при проведении того или иного вида работ, хозяйственной деятельности, связанной с экосистемами земли;
  • приумножать и оберегать природные ресурсы и богатства;
  • принимать участия в экологическом воспитании подрастающего поколения, повышать экологическую культуру населения;
  • соблюдать нормы экологического законодательства;
  • охранять природные ландшафты;
  • выполнять экологические предписания, соблюдать экологические запреты;
  • пользоваться недвижимостью и экологическими правами, не нося вреда природной среде.

Выполнение возложенных обязанностей обеспечивается санкциями, которые также устанавливаются государством. В случае нарушения правовой нормы к гражданину применяются санкции как путём наложения административного штрафа, так и путём привлечения к уголовной ответственности. Любая мера ответственности накладывается по решению или приговору суда.

Взаимосвязь экологических прав и обязанностей

Взаимосвязь экологических прав и обязанностей граждан в первую очередь выражается в том, что в совокупности данные элементы образуют правовой статус каждого гражданина в сфере природной среды. Данное понятие, во-вторых, является неотъемлемой частью общего правового положения каждого гражданина России и иностранных граждан, апатридов и так далее.

Кроме того, важно отметить, что любое право гражданина является обязанностью государства, невыполнение которой влечёт за собой меры юридической ответственности, применяемых к должностным лицам. Ровно так же, как и невыполнение гражданином возложенной обязанности даёт государству право на применение определённых законом санкций.

Источник: https://FB.ru/article/262339/ekologicheskie-prava-i-ekologicheskie-obyazannosti-grajdan-rf-obschaya-harakteristika-vzaimosvyaz

Права и свободы человека и гражданина

Определенные права и обязанности после. Права и обязанности граждан. Конституционные обязанности граждан. Охрана природы и окружающей среды

Статьи

Линия УМК Никитина. Обществознание (5-9)

Обществознание

Право

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

27 августа 2019

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Обществознание. 7 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы.

Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока.

Купить

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Обществознание. 8 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов. Содержит обширный теоретический и фактический материал по курсу обществознания. Создан с учётом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.

Включает схемы, таблицы, иллюстрации.

Методический аппарат к каждому параграфу содержит разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, фрагменты из документов, научной и научнопопулярной литературы для анализа и обсуждения, словарь урока, темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий.

Купить

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире.

При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин».

Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina/

Экологические права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Определенные права и обязанности после. Права и обязанности граждан. Конституционные обязанности граждан. Охрана природы и окружающей среды

Одним из главных институтов экологического права считается институт экологических прав и обязанностей. Экологические права и обязанности граждан – это главные понятия в целях защиты охраны окружающей среды и жизненно важных интересов человека.

Экологические права

В конституции РФ определены и закреплены государством те возможности, которые позволяют человеку гарантировано выбирать вид и меру своего поведения, а также пользоваться всеми социальными благами в своих личных и общественных интересах.

Экологическая обязанность

Обязанностью является необходимость, которая установлена государством в интересах всех членов государства и закреплена в законе РФ.

Она определяет каждому человеку вид и меру поведения, а также ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности.

В соответствии с Законом РФ – человек, его права и свободы – это главная ценность государства. Его прямая обязанность – это признание прав и свобод, соблюдение их и защита человека.Одно из ключевых задач и решений экологического права – это обеспечение прав и свобод человека.

Замечание 1

СтатьЯ 42 Конституции РФ гласит:- каждый гражданин имеет право на экологически чистую окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии. В случае нанесения здоровью человека или причинению его имуществу вреда, человек может претендовать на компенсацию за ущерб, причиненный экологическим правонарушением.

Эти права и свободы действуют вместе с другими конституционными правами, принятыми органами государственной власти.Такими правами человека и гражданина являются:

  • права создавать разные объединения(т.30);
  • право на проведение мирных общественных акций, таких как: собраний, демонстраций, митингов и иных шествий (ст.31);
  • право получать информацию любым законным способом иметь к ней беспрепятственный допуск(ст.29);
  • право обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст.33) для защиты своих интересов, прав и свобод.(ст.45)

Экологически значимые решения подробно освещены в Конституции РФ. Также отдельные статьи и нормы Закона Российской Федерации являются источником экологического права и регулируют права и обязанности участников экологических отношений.

Основные права в области окружающей среды

Выделяются основные права человека в области охраны окружающей среды.

Право на благоприятную среду

Главное право граждан – право на благоприятную окружающую среду. Оно носит субъективный и основополагающий характер. Другие экологические права и обязанности носят характер участия в его реализации.

Данное право полагается на основании Закона «Об охране окружающей среды», наиболее важное положение закреплено в первой статье. Данная статья указывает на то, что без создания подобающих условий в окружающей среде невозможно создать почву для жизни существ в природе, в том числе и человека. Благоприятные условия необходимы для нормальной работы экосистемы в естественном порядке.

Право на оповещение

Не менее важные тезисы преподнесены во второй части статьи 24 закона. Согласно данным положениям, люди имеют право не только на благополучие окружающей среды, но и на получение достоверной информации по части ее состояния.

В случае отсутствия особого запрета на законодательном уровне каждый человек может изучить документы, в котором указаны показатели, определяющие экологическую обстановку. Это один из способов реализации личных свобод и прав человека.

Именно с гласности, с открытого доступа к информации о состоянии, перспективах использования, принадлежности лесных и земельных участков, а также участков недр, водных объектов, объектов животного мира и начинается обеспечение правильного природопользования и охраны экологии. Также в условиях развития рыночной экономики, для которой характерна конкуренция, необходима открытость общества. В правовом поле должно находиться строительство для ведения сельского, фермерского и лесного хозяйства.

Опиши задание

Законы регулирующие вопросы по защите окружающей среды

Федеральный закон от27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» считается главным правовым и комплексным актом информационного законодательства.

Однако, Конвенция о доступе к информации и доступе к правосудию по вопросам об охране окружающей среды (г. Орхус, 25 июня 1998 г.) на сегодняшний день пока не вступила в действие на территории России.

Этот факт объясняется неготовностью российской правоохранительной и информационной систем.

Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» создан и применяется для защиты информационных прав граждан и юридических лиц, а также для информационного обеспечения гласности.

За последние годы создана законодательная и нормативно-правовая база информационного обеспечения природоохранных отношений общественности, обеспечивающая их открытость и доступность.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/ekologicheskie-prava-i-objazannosti-grazhdan/

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Определенные права и обязанности после. Права и обязанности граждан. Конституционные обязанности граждан. Охрана природы и окружающей среды

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.

 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственностиПо какому законодательству наступает.

Характеристика.

Дисциплинарная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Материальная.Трудовой кодекс.

Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.

Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.

Гражданско-правовая.Гражданский, административный кодексы.

Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица

Административная.Административный кодекс.

Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,

Уголовная.Уголовный кодекс.

Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: