Понятие и необходимость правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность и ее виды

Правоприменение – это что такое? Понятие, стадии и процесс правоприменения

Понятие и необходимость правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность и ее виды

В теории понятием правоприменения обозначают организационно-правовую форму деятельности государства, направленную на претворение в жизнь правовых предписаний. Эта формулировка считается общепризнанной. В статье рассмотрим подробно особенности правоприменения.

Общие сведения

Правоприменение – это реализация норм в рамках правоотношений и воздействие на обязанных субъектов. Последнее осуществляется посредством совершения гражданами и организациями действий, обладающих юридическим значением.

Без правоприменения зачастую невозможно возникновение многих отношений. Оно необходимо, если требуется:

  • Разрешить спорную ситуацию, когда стороны не могут прийти к согласию самостоятельно.
  • Обеспечить государственный контроль.
  • Официально установить отсутствие/наличие конкретных фактов, признать их юридически значимыми.
  • Пресечь ненадлежащее исполнение обязанностей и осуществления прав.
  • Определить меры ответственности при совершении правонарушений.

Властный характер

Существует ряд признаков, по которым определяется специфика правоприменения. Это, в первую очередь, государственно-властный характер. Правоприменение можно рассматривать как форму управленческой деятельности.

Посредством ее осуществления происходит индивидуальное и детализированное воздействие на определенные жизненные ситуации, которые требуют властного контроля или вмешательства.

Правом правоприменения наделяются органы, входящие в систему госвласти.

Необходимо понимать, что такая деятельность осуществляется исключительно в рамках полномочий, предоставленных конкретной структуре в конкретной области общественной жизни.

Интеллектуально-волевой аспект

Правоприменение – это своего рода форма перевода общих предписаний, принципов в поведение конкретных лиц, имеющее юридическое значение. Субъекты наделяются определенными обязанностями и правами в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

Правоприменение – это деятельность, обладающая интеллектуально-волевым, познавательным характером. Она требует не только знания и понимания действующего законодательства, но и некоторого жизненного опыта, нравственных установок. Соответственно, к правоприменителям предъявляются повышенные требования в отношении их профессиональных качеств.

Процессуальная форма

Она дисциплинирует участников процесса правоприменения, обеспечивает предсказуемость и согласованность их поступков. Процессуальный характер деятельности, таким образом, обуславливается необходимостью синхронизации действий субъектов, их многоэтапностью и повышенной социальной значимостью.

Процессуальная форма выступает как гарантия принятия справедливых и обоснованных решений.

Правоприменение законодательства завершается принятием юридически значимого, индивидуально-властного решения. В нем приводится не только правовая оценка конкретной ситуации, но также определяется последующее поведение ее участников.

Решения, принятые в результате правоприменения, обязательны не только для непосредственных адресатов, но и для неопределенного числа субъектов, косвенно или прямо причастных к их выполнению. К примеру, приказ ректора университета о зачислении выпускника школы на 1 курс является юридически значимым не только для него самого, но и для разных служб образовательного учреждения, военкомата.

Этапы

Практика правоприменения достаточно обширна и разнообразна. Этот процесс довольно сложный, продолжительный по времени. Реализуется правоприменительная деятельность в несколько этапов. На каждом из них выполняются конкретные задачи, которые последовательно приводят к единой цели – принятию обоснованного решения, регламентирующего определенную ситуацию.

Стадиями правоприменения называют сравнительно обособленные совокупности действий. Они связаны с обеспечением надлежащего исполнения нормы, регулирующей проблемную ситуацию.

Условно выделяют следующие этапы:

  1. Определение фактической основы.
  2. Выбор и исследование юридической нормы.
  3. Принятие и документальное оформление решения.

Определение основы

Каждую ситуацию можно охарактеризовать огромным числом разных фактических обстоятельств. Однако большая часть из них не влияет на юридическую оценку. В этой связи в конкретном деле для решения вопросов правоприменения устанавливают только 2 категории фактических обстоятельств:

  1. Основные. Они вытекают из диспозитивных частей материально-правовых норм. Эти обстоятельства оказывают непосредственное влияние на юридическую оценку конкретной ситуации. К примеру, это могут быть факты наличия субъективных прав, их нарушения и пр. неустановление либо неверное определение таких обстоятельств влечет отмену решения, вынесенного по делу.
  2. Вспомогательные. Их именуют также факультативными. Такие факты непосредственно на квалификацию ситуации не влияют, но способствуют установлению истинного положения дел. В их число входят разные доказательственные факты. После их установления в суде они могут стать подтверждением обстоятельств, включенных в предмет доказывания. В эту же группу входят процессуальные и проверочные факты. Первые используются для определения подведомственности спора, вторые – для опровержения или подтверждения доказательств.

Выбор и анализ нормы

На этом этапе правоприменения осуществляется квалификация ситуации. Она предполагает деятельность уполномоченных субъектов, направленную на сопоставление и юридическую констатацию фактических обстоятельств, реально происходивших в конкретный момент, типовой их модели, отраженной в норме.

Уполномоченный субъект сначала определяет область правоприменения – отрасль, нормы которой регламентируют конкретную ситуацию. Далее устанавливается институт права и конкретное нормативное положение. При этом проводится своего рода “критика” нормы.

В частности, устанавливается, имеет ли она силу в данный период времени, распространяет ли она свое действие на данную территорию и пр.

После этого уполномоченный субъект устраняет вероятные коллизии и определяет точный смысл нормативного предписания, толкует его содержание и сравнивает с другими нормами.

Необходимо учитывать, что юридическая квалификация зачастую предполагает не только правовую, но и общественно-политическую, а в ряде случаев и нравственно-психологическую оценку.

Принятие и оформление решения

Этот этап правоприменения считается основным. Предыдущие стадии рассматриваются как подготовительные. На этапе принятия и оформления решения объединяются:

  • Сведения о фактических обстоятельствах, которые подвергаются юридической квалификации.
  • Правовая информация, закрепленная в нормах (юридический состав) и отражающая отношения к данной и аналогичным ситуациям со стороны уполномоченных правотворческих структур и всего государства в целом.
  • Социальные сведения. Они выражаются в разных социальных нормах: политических, моральных, религиозных и пр. Эта информация содержит оценку ситуации со стороны общества.

На основе информации, полученной в достаточном объеме законными способами, правоприменителем дается итоговая юридическая оценка, которая и оформляется официальным правовым актом, реализация которого влечет правовые последствия.

На практике различаются:

  • Бесспорное, простое, упрощенное правоприменение. Оно не предполагает специальное изучение норм и привлечение к процессу других лиц. Примером можно назвать издание приказа директора предприятия о приеме гражданина на работу.
  • Правоприменение, осложненное спором или конфликтом. В этом случае для принятия решения необходимо провести полное исследование ситуации и собрать доказательства.

Юридически значимый спор

Такой конфликт можно рассматривать как своего рода противостояние субъектов права, имеющих разную юридическую позицию для защиты своих интересов. Между участниками правоотношений возникает спор, выраженный в совместном состязании. Оно может быть устным либо письменным. При этом каждая сторона отстаивает свою позицию и отвергает доводы противоположной стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=PRRsbFQVH24

Гарантией объективного и справедливого разрешения спорной ситуации является ее публичность, состязательность и равенство участников. Обоснование позиции осуществляется в форме доказывания. Оно предполагает подачу информации с подтверждением. В результате сведения становятся убедительными и достоверными.

Установление истины

Оно считается одной из ключевых проблем правоприменения. Истиной считается свойство знаний о действительности. Выражается оно в соответствии с событиями, имевшими место реально.

В рассуждениях человек отражает мир таким, каким видит, а не таким, каким он является на самом деле. В этой связи истина зависит от субъективных способностей и возможностей конкретного индивида, средств и условий познания.

Она может искажаться под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Существующие погрешности в рассуждениях устраняются путем доказывания.

В содержательном плане оно выступает не столько мысленным процессом, сколько коллегиальной процессуальной деятельностью.

Виды правоприменения

Классификацию можно проводить по разным признакам: в зависимости от проблем правоприменения, субъектов, объектов и пр.

Если говорить о субъектном составе, то можно выделить следующие виды:

Исполнительно-распорядительный. В эту категорию включают такие направления правоприменения, как контроль и конкретизация.

Соответствующую деятельность осуществляют уполномоченные служащие, замещающие разные должности в исполнительных структурах. Суть их работы заключается в гармонизации публичных и частных интересов.

В своей деятельности служащие должны следовать закону и отвечать ряду требований (обладать соответствующим уровнем профессионализма и компетентности).

Правоохранительный. В данном случае речь об установлении фактов, рассмотрении споров, применении санкций за нарушение закона. Эту деятельность осуществляют правоохранительные органы, которые не зависят ни от административных, ни от политических структур. Ключевое место среди них отведено судам.

Правоприменительные акты

Как выше говорилось, они выступают результатом реализации права. Правоприменительные акты представляют собой документы, закрепляющие государственно-властные, индивидуально-конкретные решения уполномоченных органов по определенному юридическому делу. Они рассматриваются как разновидность правовых актов. При этом правоприменительные документы имеют ряд особенностей:

  • Утверждаются уполномоченными госструктурами.
  • Обладают государственно-властным характером.
  • Имеют обязательную силу.
  • Закрепляют индивидуально-конкретные предписания.
  • Их реализация обеспечивается мерами государственного принуждения.

Виды актов

Классификация может осуществляться по:

  • Субъектам, которые принимают акты. В соответствии с этим признаком, выделяют решения исполнительных структур (к примеру, акт о начале призыва в ряды ВС, диплом о получении звания профессора и пр.) и правоохранительных институтов (например, постановления об открытии уголовного производства, об отказе в возбуждении дела и пр.).
  • Ключевым направлениям государственной деятельности в разных сферах. К примеру, акты могут издаваться в экономической области (постановление о выделении дотаций какому-то региону), военного дела (решение о предоставлении отсрочки от службы), культуры (решение о создании культурно-исторического центра народов России), охраны порядка (постановление о вменении денежного взыскания за нарушение ПДД).
  • Специфике предписания. По этому признаку различают регулятивные (они предназначены для фиксации, оформления, реализации правомерных действий) и охранительные акты (направленные на защиту интересов и прав субъектов).
  • Процедуре утверждения. Акты могут приниматься коллегиально (к примеру, решения Высшей комиссии Минобрнауки о присуждении научной степени) или единолично (указ о снятии с должности министра).
  • Времени действия. Существуют акты однократного (постановление о формировании комиссии по организации празднования юбилея города) и длящегося применения (решение о регистрации организации).
  • Значению. По этому признаку различают основные (к примеру, судебные приговоры), вспомогательные (определения о приобщении к делу материалов, предоставленных истцом), дополнительные акты (протокол заседания комиссии).

Правоприменительные документы также классифицируют в зависимости от территории. Акты могут приниматься на федеральном (к примеру, постановления правительства) и региональном уровне (решения областной администрации).

Источник: https://FB.ru/article/351067/pravoprimenenie---eto-chto-takoe-ponyatie-stadii-i-protsess-pravoprimeneniya

Правоприменительная деятельность: общие права и обязанности

Понятие и необходимость правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность и ее виды

Замечание 1

Правоприменительная деятельность – это властная и организующая деятельность компетентных органов государства по осуществлению индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Правоприменительная деятельность является разновидностью правовой специализированной деятельности, требует характеристики и структурного анализа правовых средств, которые ее обеспечивают.

Особенности правоприменительной деятельности:

  • носит в большей степени обеспечительный, «обслуживающий» характер в отношении субъектов, реализующих в процессе непосредственного осуществления права собственных прав и обязанностей;
  • по содержанию является разновидностью властной юридической деятельности; субъектами правоприменения являются физические и юридические лица (индивидуальные субъекты, организации), наделенные властными полномочиями и обладающие специальной правосубъектностью;
  • осуществляется в режиме разрешительного регулирования с применением императивных правовых средств охранительного и регулятивного значения в конкретных процессуально-процедурных формах;
  • является разновидностью юридической профессиональной деятельности (по уровню применения правовых средств);
  • связана с разрешением конкретного дела, вследствие чего устанавливается наличие (отсутствие) юридических обязанностей и субъективных прав участников правоотношений, при применении санкций в охранительных правоотношениях определяется мера и вид юридической ответственности.
  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Субъекты правоприменительной деятельности, имеющие властные полномочия, правовые средства применяют в отношении других лиц, для разрешения конкретного дела.

Применение права является способом реализации права, который необходим для применения при особых обстоятельствах, когда участники непосредственной реализации права и обязанности не могут осуществлять собственными действиями, необходимость принятия властного индивидуально-конкретного предписания.

Решения субъектов правоприменительной деятельности (правоприменительные акты) могут быть основными и вспомогательными, охранительными и регулятивными. Правоприменительные акты обладают конкретной юридической силой, они обеспечиваются разными правовыми средствами (включая меры государственного принуждения), обязательны к исполнению лицами, на которые распространяются их действия.

Правоприменительные ситуации

Существуют особые обстоятельства, которые вызывают необходимость правоприменительной деятельности с применением специальных правовых средств.

Правоприменительные ситуации применяются при следующих обстоятельствах:

  • права и обязанности субъектов не могут реализоваться без вынесения правоприменительного решения с применением регулятивных правовых средств (права и обязанности несения воинской службы, пенсионные правоотношения и т.д.);
  • отдельные правоотношения со стороны правоприменительных органов проходят контроль (регистрационная деятельность);
  • при специальной юридической процедуре установление наличия (отсутствия) определенных, конкретных фактов;
  • применение «поощрительных санкций», мер правового поощрения;
  • устранение препятствий в результате правоприменительной деятельности в реализации субъективных прав;
  • применение к обязанному лицу охранительно-обеспечительных правовых средств при неисполнении юридических обязанностей;
  • использование при правовых «аномалиях», при совершении объективно противоправного деяния или правонарушения, в охранительных правоотношениях к определенному лицу, когда установить конкретный вид и меру юридической ответственности, определять иные меры государственного принуждения.

Акт применения права, как результат юридической деятельности совместно с санкциями охранительной нормы, деликтоспособностью и фактом совершения правонарушения является обязательным основанием юридической ответственности в качестве охранительного правового средства. Правоприменительные ситуации подтверждают правообеспечительный, факультативный характер данного вида деятельности.

Правовое содержание правоприменительной деятельности

Правовое содержание и суть правоприменительной деятельности определяются процессуально-процедурных формах ее реализации, с использованием процессуальных специальных правовых средств, юридических процедур, носит конкретный формализованный характер.

Эта формализация направлена на: обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений согласно с нормами материального права; на реализацию правоприменительной деятельности определенных процессуальных правил, юридических процедур, осуществление которых помогает быстрому и правильному разрешению юридических дел.

Процессуальные правовые средства выступают специфическим юридическим инструментарием правоприменителей.

Овладение и использование данного инструментария обеспечивают предъявляемые к правоприменительной деятельности требования, к ее результату – правоприменительным актам.

Законодатель, закрепляя правомочия органов на осуществление данной деятельности, чаще всего предписывают активную деятельность субъектов, обеспечивает решение задач, стоящих перед правоприменителем.

Правоприменительная деятельность имеет много видов: прокурорская, судейская, управленческая, нотариальная и др.

) требует специфической профессиональной квалификации и подготовки, навыков, умений, готовности к использованию при разрешении юридических ситуаций специальных правовых средств.

В некоторых случаях субъекты данной деятельности могут не иметь юридической квалификации юриста-профессионала, но при этом они должны обладать специальными юридическими навыками, умениями, навыками для производства необходимых операций и действий по применению правовых норм.

Проявления гражданами при использовании субъективных прав, правовой активности, исполнение юридических обязанностей, является правовой по форме, так как конкретные жизненные ценности, отношения, в отношении которых наблюдается практическая деятельность субъектов, обладают правовой формой, находятся в сфере правового регулирования. Правовая активность граждан, непосредственная реализация права обеспечиваются повседневным уровнем самосознания с субъективной стороны.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravoprimenitelnaya_deyatelnost_obschie_prava_i_obyazannosti/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: