Предмет, метод и источники бюджетного права. бюджетные правоотношения. Бюджетное право

Бюджетное право как подотрасль финансового права: понятие, предмет, метод, система

Предмет, метод и источники бюджетного права. бюджетные правоотношения. Бюджетное право

Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  3. регулирования государственного и муниципального долга;
  4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
  5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Предмет бюджетного права

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

  1. формировании доходов бюджетов;
  2. расходах бюджетов;
  3. осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их   исполнении,   а   также   при   составлении   и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
  4. проведении бюджетного контроля;
  5. применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).
Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями

Ст. 1 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ к бюджетным правоотношениям относит:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Метод бюджетного права

Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Поскольку бюджетное право – это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем   же   методом,   что   и   регулирование   финансовых   отношений,   –   императивным методом.

Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.

Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:

  1. договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например, договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).
  2. договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой – частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).

Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права – императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.

Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:

  • общетеоретические методы (императивный, диспозитивный);
  • методы финансового права (централизованное и децентрализованное регулирование);
  • метод бюджетного контроля (осуществление контроля со стороны государства);
  • метод бюджетных трансфертов (специфический для бюджетного права).

Система бюджетного права

Система бюджетного права (по Д.Л. Комягину) включает:

  1. обu0019щую часть (изучает общие поu0019нятия, принципы, полномочия и т.д.);
  2. особенную часть, которая включает в себя:
    • основные институты бюджетного праu0019ва (бюджетные расходы и доходы; бюджетное устройство; бюджетный процесс ; государственный долг и государственный кредит);
    • институты вспомогательные, которые могут трансфорu0019мироваться с изменением законодательства или экономических условий (ответственность за нарушения бюджетного законоu0019дательства; бюджетный контроль).

Система бюджетного права по Т.В. Конюховой

См.: Конюхова Т.В. Институты бюджетного права Российской Феu0019дерации: научно-u0019практическое пособие. – М., 2009.

Т.В. Конюхова выделяла следующие инu0019ституты и субинституты бюджетного права:

  1. институт бюджетного устройства;
  2. институт доходов (триедин и состоит из субинститутов):
    • доходы федерального бюджета;
    • доходы бюджетов субъектов РФ;
    • местные доходы;
  3. институт расходов бюджета, в котором выделяются субu0019институты:
    • расходных обязательств РФ;
    • расходных обязательств субъектов РФ;
    • местных расходных обязательств;
    • бюджетных ассигu0019нований;
  4. институт сбалансированности бюджета, включающий субинституты:
    • дефицита бюджетов бюджетной системы РФ;
    • бюджетного кредита и использования нефтегазовых доходов бюджета;
  5. институт государственного и муниципального долга, включающий субинституты:
    • государственного долга субъu0019екта РФ;
    • муниципального долга;
    • внешних долговых требований РФ;
  6. институт межбюджетных трансфертов, в который вклюu0019чены субинституты:
    • дотаций;
    • субсидий;
    • субвенций;
  7. институт государственных внебюджетных фондов;
  8. институт бюджетного процесса, включающий субинстиu0019туты:
    • полномочия участников бюджетного процесса;
    • бюджетu0019ные полномочия при временном финансовом управлении;
    • основы составления проектов бюджетов;
    • основы рассмотреu0019ния и утверждения бюджетов;
    • исполнение бюджетов;
    • исполu0019нение судебных актов о взыскании из бюджетов бюджетной системы РФ;
    • внешняя проверка исполнеu0019ния бюджетов;
  9. институт бюджетного учета и отчетности;
  10. институт государственного и муниципального финансоu0019вого контроля;
  11. институт ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

 

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/biudzhetnoe-pravo-kak-podotrasl-finansovogo-prava-ponyatie-predmet-metod-sistema

Бюджетное право РФ и его место в системе права РФ

Предмет, метод и источники бюджетного права. бюджетные правоотношения. Бюджетное право

Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, которые связаны с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов.

Характеристика (признаки):

1. Ведущий раздел финансового права.

2. Предмет и методы.

Специфика:

1) Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, которые связаны с централизованными денежными фондами (бюджетами). При этом нормы бюджетного права, а также бюджетные правоотношения подчеркивают особенность бюджетного права. Кроме того, предмет можно определить на основании буквального толкования ст. 1 бюджетного кодекса.

2) Методы правового регулирования. Бюджетное право использует 2 метода: императивные и диспозитивный.

Понятие бюджета, его значение

Статья 6 бюджетного кодекса:

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет – центральная категория бюджетного права РФ, т.к. все общественные отношения в бюджетном праве складываются только вокруг бюджета.

В теории финансового права выделяются следующие значения данного термина:

В правовом значении: бюджет – соответствующий федеральный закон, закон субъекта РФ либо решение представительного органа МСУ (бюджет – это акт законодательного органа власти).

В экономическом значении: бюджет – совокупность экономических отношений, посредством которых происходит плановое распределение национального дохода, тем самым обеспечивается воспроизводственный процесс.

Бюджет – это всегда централизованный фонд денежный средств. В данном значении бюджет представляет собой совокупность денежных средств, которые используются для решения определенных задач. Собственник – всегда публично-правовое образование.

Бюджет – план доходов и расходов на соответствующий финансовый период. В данном значении бюджет употребляется как заранее определенный план деятельности, согласно которому определенные субъекты получают доходы и совершают расходы.

Виды бюджетов:

1. Федеральный. Основная цель – обеспечение финансирования деятельности РФ. Принимается в форме ФЗ на один финансовый год и плановый период (в совокупности – на три года). Сейчас принимается на 1 финансовый год и плановый период (2 года). Финансирование нижестоящих бюджетов.

2. Бюджет субъекта РФ. Обеспечивает финансовую самостоятельность субъекта РФ. Принимается в правовой форме закона субъекта РФ. Региональный бюджет может оказывать финансовую помощь муниципальным бюджетам. Бюджеты субъектов РФ, как правило, формируются при участии средств федерального бюджета.

3. Муниципальный бюджет. Обеспечивает финансовую самостоятельность МО. Является основой МСУ. Формируются при участии бюджетов вышестоящих уровней. Принимается в виде решения о бюджете.

4. Бюджеты государственных внебюджетных фондов. 83 бюджета. На уровне РФ принимаются в виде ФЗ, на уровне субъектов – только в отношении фондов ОМС. Эти бюджеты предназначены для социального обеспечения населения РФ (пенсионного, медицинского и социального).

5. Консолидированный бюджет. Используется для оценки показателей бюджетов на определенной территории.

6. Чрезвычайный (военный) бюджет. Принимается в условиях особого режима осуществления государственной власти. Предусматривает, как правило, существенное сокращение расходов.

7. Минимальный бюджет. Ранее использовался в законодательстве советского периода и означал минимальный объем финансовых ресурсов, которые необходимы для обеспечения деятельности публично-правового образования. Сейчас используется термин «минимальная бюджетная обеспеченность».

Место бюджетного права в системе российского права

Литература: Ю.А. Крохина, О.Гейхман, Н.Саттарова, О.Петрова, Э.Соколова.

Бюджетное право – подотрасль финансового права, поскольку специфика норм бюджетного права, а также их взаимосвязь с финансовыми нормами, позволяет утверждать то, что нормы финансового права являются основой для норм бюджетного права.

Однако, в связи с усложнением бюджетной деятельности.

Расширением участников бюджетных правоотношений, а также увеличения массива бюджетного законодательства, появилась концепция о необходимости выделения бюджетного права из состава финансового права.

Это обосновывается тем, что предмет бюджетного права все больше усложняется, поскольку появляются новые правовые институты, правовые нормы в его составе.

Нормы бюджетного права, их специфика

Норма бюджетного права – это правило поведения, которое связано с осуществлением финансовой деятельности по поводу формирования, распределения и перераспределения централизованных денежных фондов.

Специфика:

1. Связаны с централизованными денежными фондами.

2. Некоторые из норм носят временный характер (н-р, ФЗ о бюджете и т.д.).

3. Концентрируются в отношении бюджетного процесса постольку, поскольку в рамках данного процесса принимается, исполняется соответствующий бюджет, а также составляется отчет об исполнении бюджета.

4. Превалируют нормы процессуального характера.

Бюджетно-правовые отношения

Бюджетные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права ???

Бюджетные правоотношения разделяются на несколько групп:

1) Отношения, связанные с бюджетным устройством (организацией бюджетной системы.

2) Отношения, связанные с определением структуры доходов и расходов бюджетной системы, а также отношения, связанные с рапределением бюджетных средств между бюджетами разных уровней. Это так называемы, межбюджетные отношения.

3) Отношения, связанные с организацией и осуществлением бюджетного процесса.

4) Отношения, связанные с осуществлением бюджетного контроля.

5) Отношения, связанные с ответственностью за бюджетные правонарушения.

Система и источника бюджетного права

Система БП представляет собой внутреннюю структуру организации норм бюджетного права.

3 основные группы элементов:

1. Общая часть бюджетного права: принципы бюджетной деятельности, понятия в бюджетном праве (доходы, расходы, плановый период и т.д.), нормы о видах бюджетов (ст.10, 11, 12 и др.), бюджетное устройство государства (нормы, определяющие строение бюджетной системы государства), правовое положение субъектов, которые реализуют бюджетную деятельность, нормы о предмете бюджетного права.

2. Совокупность материально-правовых норм, которые определяют порядок осуществления бюджетной деятельности: нормы о видах, формах государственного долга и государственного кредита, нормы о видах доходов и расходов бюджетов разных уровней, нормы о порядке осуществления государственных и муниципальных заимствований.

3. Совокупность процессуальных норм бюджетного права: данные процессуальные нормы связаны с осуществлением бюджетного процесса.

Нормы по составлению проекта бюджета, нормы по рассмотрению и утверждению проекта бюджета (нормы, определяющие порядок рассмотрения проекта бюджета, нормы о внесении изменений в проект бюджета, ание по проекту бюджета).

Стадия исполнения бюджета (нормы о порядке использования средств соответствующего бюджета, нормы о порядке осуществление контроля за использованием бюджета, нормы о получении доходов и совершении расходов за счет соответствующего бюджета).

Стадия составления отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета (нормы определяют порядок составления отчетности органами исполнительной власти и предоставление данного отчета для его рассмотрения и утверждения соответствующим законодательным (представительным) органом власти). Данные нормы обеспечивают реализацию принципа разделения властей, а также принципа сдержек и противовесов. Процессуальные нормы, которые образуют эту группу, направлены на регулирование бюджетной деятельности, при этом бюджетный процесс воспринимается как правовой институт, образующий особенную часть бюджетного права.

Источники бюджетного права:

1. Конституция РФ. Она закрепляет предметы ведения по поводу осуществления бюджетной деятельности. Общие принципы осуществления бюджетной деятельности находится в ведении только РФ. Закрепляет, что федеральный бюджет, а также федеральные денежные фонды находятся в собственности государства.

Закрепляет гарантии бюджетной деятельности муниципальных образований. Ст.132: право и обязанность ОМСУ самостоятельно формировать и исполнять муниципальный бюджет. Каждое ППО имеет право на судебную защиту. Нормы, касающиеся бюджетного устройства (принцип бюджетного федерализма. Бюджетные полномочия разделяются между тремя уровнями власти.

Конституция распределяет полномочия между разными органами публичной власти.

2. Бюджетный кодекс – один из первых документов, который был направлен на создание ведущего элемента финансовой системы РФ – бюджетной системы. БК от 31 июля 1994 года №145-ФЗ. БК – ведущий ФЗ, закрепляющий общие принципы и порядок осуществления бюджетной деятельности.

Определяет полномочия участников бюджетного процесса, ответственность за нарушения. Создает правовые основы для осуществления бюджетного процесса.

Основы для принятия специальных законов субъектов РФ, а также муниципальных правовых актов, которые связаны с бюджетным процессов.

3. ФЗ «О федеральном бюджете». Определяет расходные обязательства РФ на финансовый год и плановый период.

4. Соответствующие акты президента РФ. Усовершенствование финансового контроля.

5. Акты правительства РФ. Постановления и распоряжения. Определяют и детализируют бюджетные полномочия федеральных органов исполнительной власти (минфина). Порядок взаимодействия, заимствований.????

6.

7. Закон субъекта РФ «О бюджете». Закрепляет порядок формирования и распределения бюджета, т.е. закрепляет финансовые показатели деятелньости.

8. Акты органов государственной власти субъектов РФ. Соответствующие акты органов исполнительной власти субъекта РФ.

9. Муниципальные правовые акты. Устав муниципального образования. Решения о бюджете принимается представительным органом МСУ. Расходные обязательства соответствующего муниципального образования. Акты главы муниципального образования, местной администрации и иные муниципальные акты.

3 уровня: федеральный, региональный, местный.

Дополнительно выделяют бюджетные сметы (своеобразные финансовые планы соответствующего получателя бюджетных средств). + локальные акты. Эту структуру можно расширять долго.

Источник: http://kursak.net/byudzhetnoe-pravo-rf-i-ego-mesto-v-sisteme-prava-rf/

Метод бюджетного права

Предмет, метод и источники бюджетного права. бюджетные правоотношения. Бюджетное право

Замечание 1

Методы правового регулирования отражают качественную сторону бюджетных отношений, так как позволяют оценивать характер внутригосударственных взаимоотношений.

Метод бюджетно-правового регулирования – определенный финансовой значимостью и публичностью комплекс специфических юридических признаков бюджетного права, в которых выражаются способы и средства регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права вызываются регулируемыми бюджетными отношениями, предопределенными необходимостью организации муниципальной (государственной) собственности в качестве бюджета, т.е. централизованного фонда денежных средств.

Право публичной собственности на бюджет в соответствии с территориальным уровнем принадлежит муниципальному образованию или государству, который вступает в бюджетные правоотношения благодаря своим компетентным органам. Метод бюджетного права – специфический способ, позволяющий государству обеспечить необходимое поведение субъектов бюджетного права, основанное на совокупности определенных юридических норм.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Замечание 2

Методы бюджетного права подразделяют на общие и специальные. Общие методы бюджетного права обусловлены публичным характером и юридической природой бюджетной деятельности государства, направленностью на обеспечение общего интереса.

Общие методы бюджетного права

К основным методам бюджетного права относятся:

  1. Императивный метод. Метод является «сквозным», он затрагивает все составные элементы бюджетного права и является специфическим способом властных предписаний, включающий обязывающие нормы и нормы-запреты.
  2. Диспозитивный метод. Бюджетное законодательство использует согласительные процедуры, договорные методы регулирования межбюджетных отношений, вопросы вступления на добровольных основаниях в бюджетные отношения и т.д.

Властный (императивный) характер бюджетной деятельности типичен для государства, так как оно может самостоятельно устанавливать порядок создания, распределения и использования бюджетных средств. В процессе бюджетной деятельности происходит регулирование и защита общественных отношений в сфере бюджета, реализуется правовой статус субъектов бюджетного права.

Императивный метод в бюджетном праве имеет особенность – расширение внешнего закрепления обязывающими нормами. Это отображает общие направления бюджетного регулирования, ориентированного на разграничение бюджетных компетенций субъектов Российской Федерации и выделение в бюджетно-правовом статусе прав и обязанностей.

Сферу самостоятельного разрешения публичных вопросов расширяют федеративные основы развития государства. Благодаря этому более конкретно определяются обязанности субъектов бюджетного права, повышается степень ответственности за надлежащие исполнение функций.

Метод императивного регулирования преобладает, что указывает на публичный характер бюджетных отношений, их значение для нормального функционирования всего государства. большей части норм бюджетного права выражают императивные отношения.

В общественных отношениях, регулируемых бюджетным правом, наблюдается определенное подчинение единой управляющей воле воли управляемых субъектов бюджетного права.

Выразителем единой управляющей воли является Российское государство, субъекты РФ, муниципальные образования, уполномоченные органы, которые представляют муниципальные образования или государство и наделены юридически властными полномочиями.

Императивные способы воздействия на участников бюджетных отношений предопределяет выражение финансовых интересов государства для реализации публичных интересов, определяет юридическое неравенство субъектов бюджетного права.

Императивный метод представляет специфический способ воздействия на отношения, возникающие вследствие реализации муниципального (государственного) права собственности на бюджетные средства, служит выразителем главных особенностей финансового права, отображенных в сфере бюджетно-правового регулирования.

Использование отдельных форм диспозитивного регулирования не указывает на наличие гражданско-правовых методов воздействия в бюджетном праве. Диспозитивность в качестве правового регулирования бюджетных отношений значительно ограничена преимущественным положением публичных имущественных отношений.

Координирование условий бюджетных отношений возможно в ситуациях, оговоренных бюджетным законодательством, последующее регулирование связанных форм бюджетной деятельности реализуется императивным методом.

Специальные методы бюджетного права

Специфические особенности методов бюджетного права отображают комплекс особенностей, проявляющихся в бюджетных отношениях, в наличии специальных способов воздействия на разные стороны бюджетной деятельности.

К специальным методам бюджетного права относятся:

  • Метод дотаций. Предполагает распределение бюджетных средств, которые предоставляются бюджету иного уровня системы РФ на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов (дотации перечисляются для сбалансирования бюджетов при их дефиците в фиксированной форме).
  • Метод субвенций. Распределение бюджетных средств, предоставляемых юридическому лицу или бюджету иного уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе на реализацию строго целевых определенных расходов (инвестиционные, текущие, связанные с расширением производства, направленные на финансирование и т.д.).
  • Метод трансферта. Характеризуется переводом средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки.
  • Метод секвестра. Предполагает особый механизм бюджетного регулирования, подразумевающий ежемесячное пропорциональное уменьшение государственных расходов по незащищенным статьям бюджета.
  • Метод бюджетного кредита. Характеризуется особенностями финансирования бюджетных расходов, предусматривающих предоставление средств юридическими лицами на возвратной, возмездной или безвозмездной основах.

К специальным методам бюджетного права также относятся: методы, регулирующие доходы, в том числе закрепленные; метод субсидий; метод бюджетной ссуды и др.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/metod_byudzhetnogo_prava/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: