Природные ресурсы находящиеся в федеральной собственности. Право собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности на природные ресурсы. Разграничение государственной собственности

Природные ресурсы находящиеся в федеральной собственности. Право собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты.

Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному.

Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8).

Согласно Федеральному закону “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах” недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы:

  • территориальных вод;
  • континентального шельфа;
  • экономической зоны Российской Федерации.

Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту н) ст. 71 Конституции РФ.

Разграничение государственной собственности

В соответствии со ст. 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектовотнесено:

  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (то есть основные правомочия собственника).

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Право государственной собственности на землю

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18).

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю”.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

  • занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
  • предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

https://www.youtube.com/watch?v=cZxCgc8XAw4

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-gosudarstvennoy-sobstvennosti-na-prirodnie-resursi-razgranichenie-gosudarstvennoy-sobstvennosti

Право собственности на природные ресурсы

Природные ресурсы находящиеся в федеральной собственности. Право собственности на природные ресурсы

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Право собственности на природные ресурсы позволяет их владельцам распоряжаться этими ресурсами по своему усмотрению. Но существует ряд ограничений, которые собственники природных ресурсов обязаны соблюдать. Данные ограничения закреплены в действующем законодательстве.

Понятие собственности на природные ресурсы

По закону, право собственности на природные ресурсы — это возможность владения, пользования и распоряжения данным видом имущества. Причем следует учитывать, что эти права имеют определенные различия, связанные с конкретным типом ресурса. Например, несколько разновидностей редкоземельных металлов не могут находиться в собственности физических лиц.

Понятие права собственности на природные ресурсы — это совокупность законов, регулирующих принципы владения, пользования и распоряжения данными ресурсами. При этом, по закону, владение должно осуществляться с пользой не только для собственника, но и для общества в целом.

Основное отличие этого вида права: оно связано с множеством ограничений, накладываемых на владельцев подобной собственности. Например, одной из основных обязанностей владельцев становится соблюдение экологических норм. Требуется не только сохранение и грамотное использование ресурса — собственник обязан предотвращать любой ущерб, наносимый окружающей среде.

Субъекты и объекты

Субъектами этого типа права называют тех лиц, которые могут пользоваться природными ресурсами на установленных законом условиях. К субъектам относят:

  • Государство. Является основным собственником на все виды природных ресурсов. Его представителями являются муниципалитеты и органы местного самоуправления. Обладает исключительным правом на владение всеми ресурсами, находящимися на его территории.
  • Юридические лица. Стоит отметить, что в список входят как коммерческие, так и некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относят различные частные сообщества, занимающиеся охраной природы. В ряде случаев действуют от имени государства, и находятся на государственном финансировании.
  • Физические лица. К ним относятся российские и иностранные граждане.

В список объектов права на природные ресурсы входят все виды этого типа собственности. Список велик, поэтому предусмотрено несколько вариантов его деления.

https://www.youtube.com/watch?v=H7hXCK-3Se8

Основным способом деления объектов данной категории права можно считать деление на неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

К неисчерпаемым относятся: солнечная энергия, ветер, сила приливов и отливов, и т. п. Государство не накладывает серьезных ограничений на их использование. Противоположность этого типа ресурсов — невозобновляемые. К ним относятся, преимущественно, различные полезные ископаемые. За их добычей государство строго следит, не допуская бесполезных трат.

Наиболее разнообразны возобновляемые природные ресурсы. В них входят:

  • Вода и воздух. В ряде случаев их относят к неисчерпаемым ресурсам. Но было доказано, что на текущий момент эти ресурсы нуждаются в охране и восполнении.
  • Почвы. В ряде случаев наиболее редкие виды почв, необходимые для редких видов растений, находятся под охраной государства.
  • Животные. В список обычно включают только диких животных. Выделяют типы, имеющие промысловое значение, и нуждающиеся в охране как находящиеся на грани вымирания.
  • Растения. Принцип разделения аналогичен применяемому к животным.
  • Отдельные типы быстровосполняемых минеральных ресурсов.

Все перечисленное является объектами права собственности на природные ресурсы. Принципы обращения с ними регулируются водным, лесным и земельным законодательством.

права собственности на природные ресурсы

Согласно законодательству, собственник обладает несколькими основными правами, связанными с имеющимся у него имуществом:

  • Владение. Возможность обладать определенным объектом на правах его законного хозяина.
  • Пользование. Возможность эксплуатации конкретного имущества, с получением конкретных преимуществ или прибыли. Следует учитывать: в ряде случаев имеется ввиду не материальная прибыль.
  • Распоряжение. Возможность менять юридический статус определенного имущества. Сюда же входит отчуждение собственности, приобретение и прекращение права на нее.

В отношении большей части видов имущества эти права работают безоговорочно. Но при владении природными ресурсами на собственника накладывается ряд ограничений. Они связаны с основными особенностями, имеющимися у данного типа объектов права.

Главные особенности природных ресурсов как объекта имущественного права:

  • Влияние на экологию. Как уже упоминалось, все объекты права собственности на природные ресурсы связаны с экологией.
  • Этот ресурс не обладает базовой стоимостью, так как не был создан человеком. Стоимость определяется в процессе эксплуатации, и зависит от ряда факторов. Пример: исчезающие виды флоры и фауны. Их относительная цена высока из-за необходимости сохранения их, а вместе с ними — и определенных типов экосистем.
  • Все природные ресурсы являются основой благосостояния человека. Согласно статье 9 Конституции РФ, они охраняются, так как являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.
  • Использования описываемого типа имущества — это сфера, касающаяся не столько отдельных лиц, сколько общества в целом. Это связано с тем, что владение природными ресурсами связано с охраной природы, а это попадает в сферу интересов государства.

Отдельно стоит упомянуть тот факт, что ряд природных ресурсов в принципе не может считаться объектом собственности. Пример: воздух или ветер. Это же касается и воды.

В частности, статья 31 Водного кодекса РФ утверждает: право собственности не может в полной мере распространяться на водоемы.

Это связано с тем, что вода в природе циркулирует постоянно, и не способна принадлежать отдельному субъекту.

Формы собственности

Согласно действующему законодательству, выделяется три основных типа форм собственности на описываемые объекты. Владеть природными ресурсами могут:

  • Частные лица;
  • Государство;
  • Муниципальные организации.

Нужно обратить внимание: государство и муниципалитеты разделены на отдельные группы. Хотя, по сути, любой муниципалитет является органом самоуправления, представляющим интересы страны. Но определенные различия между этими видами собственности имеются.

https://www.youtube.com/watch?v=TNT7kwBkJ-Q

В отношении собственности граждан не имеется различий, являются ли они юридическими или физическими лицами. Их права и обязанности, связанные с владением данным типом имущества, ничем не отличаются.

Природные ресурсы, принадлежащие государству

Среди всех форм собственности, перечисленных в действующем законодательстве, приоритетным считается государственное владение природными ресурсами. Именно государство вправе передавать своим субъектам или гражданам возможность владения определенными типами имущества.

В список природных ресурсов, принадлежащих государству, входит:

  • Земля и земельные участки;
  • Недра и все, что в них содержится. Поэтому права на добычу полезных ископаемых передаются лишь на время, и являются частной разновидностью аренды;
  • Объекты животного мира;
  • Водные объекты;
  • Лесные объекты.

Вся энергетика, связанная с земными недрами, находится в ведении государства и его субъектов. Это же справедливо для использования рек и приливов для получения электроэнергии. С солнечной и ветряной энергией данные ограничения никак не связаны.

Имеется ряд территорий, относящихся к природным ресурсам, но находящихся в федеральной собственности. Их запрещено передавать даже муниципальным властям, так как они имеют стратегическое значение. Подобная защита права собственности распространяется на следующие объекты:

  • Территориальные воды;
  • Континентальный шельф;
  • Исключительная экономическая зона РФ.

Воздух и вода не принадлежат ни одному собственнику, в том числе и государству. Эти ресурсы являются достоянием всего человечества. Государство РФ обеспечивает их охрану и сохранение, но они не находятся в его исключительном пользовании или владении.

Ресурсы, принадлежащие гражданам

Граждане РФ и иностранцы имеют право владеть определенными природными ресурсами на постоянной основе. К объектам владения относят:

  • Земельные участки. При этом определенные типы земель не подходят для владения частными лицами, физическими или юридическими. А иностранцы не могут обладать участками, расположенными в пограничной зоне России. Основные права граждан на землю перечислены в статье 36 Конституции РФ.
  • Водные объекты. Допускается владение небольшими, обособленными водоемами, не связанными с другими объектами, находящимися на поверхности. Проточные водоемы не могут находиться во владении у частных лиц. Права собственников подобных объектов регулируются статьей 36 и статьей 40 Водного Кодекса РФ.
  • Лесные объекты. Граждане обладают ограниченным правом владения лесными ресурсами. Эти права описаны в статье 20 Лесного Кодекса РФ. В частности, это касается лесной растительности, расположенной на земельном участке в частной собственности. Гражданин имеет право распоряжаться и реализовать ее по своему усмотрению, в соответствии с законами РФ.

Закон требует, чтобы граждане всегда соблюдали основные требования, предъявляемые к собственникам природных ресурсов.

И здесь нужно разобраться с основаниями для возникновения и прекращения права собственности на этот тип имущества.

Сначала надо понять, что является основанием для возникновения прав на природные ресурсы:

  • Покупка, дарение, мена на основе соответствующего договора.
  • Наследование имущества.
  • Решение суда.
  • Приватизация.
  • Передача собственности муниципалитетом в пользу гражданина (граждан).

В описанных случаях работают общие принципы обращения с частной собственностью, перечисленные в статье 209 ГК РФ. А вот в случае прекращения имущественных прав работают принципы, характерные именно для владения природными ресурсами. Вот они:

  • Во владении гражданина оказалось имущество, владеть которым он не имел права. Например: земля, изначально принадлежащая заповеднику. Это же правило касается проточных водоемов, владения редкими видами животных и растений, недрами и т. п.
  • Гражданин не соблюдает экологические нормы, установленные действующим законодательством. Сюда входят любые нарушения, влияющие на экологическую обстановку. В случае малозначительных нарушений гражданин получает предупреждение. А серьезные преступления в сфере экологии часто приводят к конфискации имущества, относящегося к природным ресурсам.

Все прочие ситуации прекращения имущественных прав ничем не отличаются от стандартных ситуаций. Пример: заклад и невыплата залога, самовольный захват и т. п.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://ahrfn.com/zemelnye-nalogi/pravo-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: