Ст 286 ук рф состав преступления. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Содержание
  1. Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий
  2. Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями
  3. Злоупотребление должностными полномочиями
  4. Превышение служебных полномочий
  5. Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями
  6. Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий
  7. Превышение должностных полномочий: статья 286 УК РФ и ответственность
  8. Понятие
  9. Виды и формы
  10. Состав преступления
  11. Криминалистическая характеристика
  12. Доказательства превышения должностных полномочий
  13. Особенности квалификации
  14. Отграничение от смежных составов преступления
  15. Когда ответственности не будет вообще?
  16. Что такое превышение должностных полномочий?
  17. Превышение власти
  18. Кто такие должностные лица
  19. Доказательства превышения полномочий
  20. Составление заявления
  21. Превышение должностных полномочий в статье 286 УК РФ с ми и служебных
  22. Понятие преступления
  23. Уголовно-правовая характеристика
  24. Превышение должностных полномочий: понятие, виды с примерами и ответственность по статьям 201 и 286 УК РФ
  25. Превышение должностных полномочий: понятие
  26. Правовое регулирование и ответственность за превышение должностных полномочий
  27. Виды превышения должностных полномочий
  28. Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы
  29. Властные полномочия и их границы
  30. Когда полномочия превышены
  31. Заявление в прокуратуру

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий

Ст 286 ук рф состав преступления. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия.

При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.

Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий.

Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.

Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Заключение

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/otlichie-zloupotrebleniya-ot-prevysheniya-dolzhnostnykh-polnomochiy/

Превышение должностных полномочий: статья 286 УК РФ и ответственность

Ст 286 ук рф состав преступления. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Каждая должность предполагает ряд прав и обязанностей. Нередко люди, получившие ряд полномочий, превышают их. За это законодательством РФ предусмотрено уголовное наказание в рамках 286 статьи.

Понятие

Под превышением должностных полномочий в рамках статьи 286 УК РФ понимаются любые действия должностного лица, которые повлекли нарушение прав и законных интересов других граждан, а также общественных институтов и организаций. Такие права и интересы охраняются государством.

Виды и формы

Среди основных видов превышения должностных полномочий стоит отметить:

  • Сотрудник какого-либо государственного органа берёт на себя полномочия другого лица или другого органа власти.
  • Использование полномочий, не соответствующих ситуации. Например, человека помещают под арест по статье, которая не имеет такой санкции.
  • Решение принято единолично, но согласно документам, регламентирующим деятельность данного органа власти, оно должно приниматься коллегиально.
  • Действия, которые вообще не могут быть совершены данным лицом в рамках его полномочий.

Нередко, правонарушитель совершает сразу несколько из перечисленных действий.

Состав преступления

В рамках состава преступления по статье о превышении должностных полномочий определяют объект, субъект, объективную и субъективную сторону содеянного.

Объектом преступления являются действия данного государственного служащего.

Для определения действий, как превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ нужно, чтобы они соответствовали нескольким критериям:

  • Подозреваемый является госслужащим.
  • Его действия не входят в полномочия.
  • Он нанёс ущерб, который можно оценить.
  • Определена и доказана связь между нарушением полномочий и нанесением ущерба.

Эти критерии составляют объективную сторону преступления. В иных случаях нарушение будут иметь другую квалификацию. В частности, они могут быть признаны преступной халатностью или невыполнением служебных обязанностей.

Субъектом преступления является должностное лицо. Субъективной стороной преступления – прямой или косвенный мотив.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Криминалистическая характеристика

Для квалификации содеянного и назначения конкретной меры ответственности будет оценён состав и вид превышения полномочий. В рамках 286 статьи УК РФ предусмотрены следующие санкции.

При совершении такого преступления впервые и при условии небольшого ущерба, виновный будет наказан:

  • Штрафом до 80 тысяч рублей.
  • Арестом до полугода.
  • Условным сроком до 4 лет.

Дополнительно ему могут запретить занимать определённые должности или конфисковать имущество.

Для главы местного самоуправления или государственного чиновника за то же преступление возможна иная ответственность:

  • Штраф до 300 тысяч.
  • Принудительные работы до 5 лет.
  • Лишение свободы до 7 лет.

Также дополнительно может быть конфисковано имущество или наложен запрет на занятие ряда должностей.

Отягчающими обстоятельствами будут:

  • Совершение преступления группой людей.
  • Применение угроз, насилия или оружия.

За это предусмотрено лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества, штрафом и запретом на работу в государственном секторе.

Доказательства превышения должностных полномочий

Поскольку деятельность государственных служащих регламентирована законодательно и дополнительными служебными инструкциями, то факт их нарушения, доказанный документально, и будет свидетельством при разбирательстве по делу о превышении должностных полномочий.

Особенности квалификации

При квалификации преступлений данного вида важно определить, что преступные действия были совершены именно во время выполнения служебных обязанностей и были с этими обязанностями связаны.

Например, если полицейский использовал оружие для убийства человека из мотивов личной неприязни, то он будет привлечён к уголовной ответственности как частное, а не должностное лицо.

Но если он превысил свои полномочия во время задержания преступника или участия в следственных действия, то это будет квалифицировано как превышение должностных полномочий.

Отграничение от смежных составов преступления

Важно понимать различия между злоупотреблением и превышением должностных полномочий.

Превышение – это частный случай злоупотребления. При злоупотреблении чиновник использует свои законные права и полномочия в личных интересах, а в случае превышения он не ограничивается своими законными правами.

Когда ответственности не будет вообще?

Даже при доказанности превышения полномочий, виновный может избежать наказания, если представит доказательства того, что он так действовал ради безопасности других людей или государства.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-statya-286-uk-rf-i-otvetstvennost/

Что такое превышение должностных полномочий?

Ст 286 ук рф состав преступления. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Деятельность представителей власти неотъемлемо связана с развитием государства. Нередко госслужащими допускается нарушение правового порядка.

Иногда недобросовестные чиновники преступают черту, хотя знают, что превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ карается уголовной ответственностью.

Полномочия каждого сотрудника госслужбы детально описаны в этом законе. Что означает злоупотребление должностными полномочиями, и какое наказание предусмотрено за эти действия?

Превышение власти

Что такое превышение должностных полномочий? Согласно ст. 286 УК РФ, под этим понятием признаются конкретные действия, которые выходят за рамки служебных обязанностей должностного лица.

Превышение полномочий устанавливается только в действиях лиц:

  • выполняющих распорядительные или организационные задачи в ведомствах и службах государственного подчинения;
  • наделенных полномочиями в муниципальных и государственных органах;
  • выполняющих хозяйственные и административные функции.

Особенно закон уделяет внимание злоупотреблению властью чиновниками, состоящими на должностях муниципального, регионального или федерального значения.

Были разработаны нормы профильных законодательных актов, такие например, как превышение должностных полномочий сотрудником полиции, которые рассматриваются в рамках ФЗ РФ от 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Недопустимость превышения полномочий в некоторых случаях зафиксирована законодательным актом. Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.

Также нельзя без оснований применять специальные средства, такие как наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, бронемашины, натравливание служебных собак.

Кто такие должностные лица

Согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ, к представителям власти относятся лица, осуществляющие функции представителя власти и выполняющие административные, организационные, хозяйственные и распорядительные функции в:

  • государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных компаниях и корпорациях;
  • муниципальных и государственных учреждениях и унитарных предприятиях;
  • субъектах РФ или муниципальных образованиях;
  • акционерных обществах, где основной пакет акций принадлежит РФ;
  • вооруженных силах России.

Должностные лица, наделенные властью, ведут свою деятельность в:

  • органах муниципалитета;
  • госаппарате;
  • аппарате Вооруженных сил РФ.

Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.

Превышение должностных полномочий всегда ведет к нарушению прав граждан и предприятий.

Зачастую к проявлениям превышения полномочий относится использование возможностей начальства в собственных интересах. Если вышестоящее руководство знало об использовании своих прав, но не предприняло никаких действий, то к нему могут применить дисциплинарное взыскание или инкриминировать ст. 285 УК РФ.

Доказательства превышения полномочий

Достаточно легко можно доказать превышение полномочий представителя по доверенности, которая может установить рамки компетенции госслужащего.

Также нарушением закона является любое неподтвержденное действие, например, начальник получил за вас деньги, но в доверенности этого пункта нет, что считается явным превышением рабочих полномочий.

Для привлечения к ответственности руководителя, перешагнувшего за пределы своей компетенции, следует подать заявление в Следственный комитет РФ, прокуратуру или полицию.

Рассмотрев ваш иск, они должны будут провести проверку и вынести решение либо отказать в возбуждении уголовного дела.

Правоохранительные органы обязаны доказывать превышение должностных полномочий.

Со своей стороны, в решении этого вопроса вы можете обратиться за помощью к адвокатам. Они оценят все обстоятельства событий при превышении полномочий, предложат тактику защиты и эффективную позицию доказывания в суде.

Составление заявления

Для начала следственного расследования понадобится установить факт поступления заявления в следственный орган. Его может отправить любое лицо, не принимается только анонимная жалоба.

Подать иск можно лично или отправить его заказным письмом, но написан он должен быть заявителем.

Направляется жалоба в следственный отдел прокуратуры по месту пребывания обвиняемого. Для заявления не существует единого образца, однако общие правила есть.

Документ должен быть составлен на русском языке и написан разборчивым почерком. Также можно применить компьютерную технику.

Жалоба обычно состоит из:

  • название документа;
  • шапки в верхней правой части бланка, где указываются данные получателя и отправителя;

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-st-286-uk-rf/

Превышение должностных полномочий в статье 286 УК РФ с ми и служебных

Ст 286 ук рф состав преступления. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Государство – это единая система, состоящая из множества механизмов. Если все механизмы работают слажено, система развивается. Но если один из механизмов пытается выполнять свою функцию не так, система рушится.

Под механизмами подразумевают должностных лиц, которые занимают определенное место в управленческом аппарате.

Превышение должностных полномочий – это преступление против государственной власти, ведь последствия этого несут ущерб не только отдельным лицам, но и подрывают авторитет страны.

Понятие преступления

Должностные лица – это люди, выполняющие определенные обязанности в государственных структурах. Они являются некими представителями власти и наделены конкретными полномочиями и пределами их использования. Превышение полномочий УК РФ определяет, как активные действия или бездействие, выходящие за рамки непосредственных обязанностей, и несущие в себе негативные последствия.

Основными мотивами, по которым высокопоставленные чиновники превышают свои полномочия, как правило, являются корысть, желание обогатиться или быстрей подняться по карьерной лестнице. Регулирует санкцию за превышение должностных полномочий 286 статья Уголовного кодекса. Согласно ее содержанию, наказание будет зависеть от размера ущерба государству и отдельным лицам от действий нарушителя.

В особом режиме рассматривают превышение полномочий, если они:

  • осуществлялись с применением насилия;
  • с незаконным удержанием имущества;
  • с использованием оружия;
  • в отношении несовершеннолетнего;
  • группой лиц.

Привлечь к ответственности преступника можно не только в случаях, когда его действия выходили за рамки полномочий, но и если он намеренно исказил ряд своих функций, выполнил обязанности произвольно, с нарушением компетенции и должностных инструкций. Нарушая устав организации, преступник должен был предусмотреть ряд последствий, которые повлекут за собой его действия. Преступление считается оконченным в момент наступления последствий неблагоприятных для общества.

Важно отметить, что преступление будет рассматриваться отдельно вне зависимости от последствий, если действия чиновника повлекли за собой ряд других нарушений, описанных в УК РФ.

Уголовно-правовая характеристика

Чтобы уголовная ответственность за превышение должностных полномочий была назначена, необходимо установить взаимосвязь между полученным ущербом и действиями чиновника. Без установления этой причинной связи невозможно определить состав преступления. С целью определения уголовно-правовой характеристики используются правоохранительными органами методы сравнительного анализа.

Констатируют следующие факты:

  1. Входили ли действия в компетенцию конкретного должностного лица?
  2. Имел ли виновный статус чиновника?
  3. Совершил ли именно он преступное действие?
  4. Стало ли противозаконное поведение причиной наступления последствий?

Статья 286 УК РФ вменяется преступнику исключительно за доведенное до конца преступление. Законодатель не предусматривает наказание за покушение на превышение должностных обязанностей или за незаконченное превышение.

Наказание за совершенное деяние будет отличаться в зависимости от ущерба и обстоятельств совершения преступления. Если, к примеру, должностное лицо нарушило свои обязанности, осуществив полномочия другого чиновника, но это не повлекло последствий, то уголовного наказания нарушитель не понесет, а будет привлечен к дисциплинарному взысканию.

Превышение должностных полномочий: понятие, виды с примерами и ответственность по статьям 201 и 286 УК РФ

Ст 286 ук рф состав преступления. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Под должностным лицом понимают лицо, выполняющее в государственных и муниципальных учреждениях функции представителя власти либо административные или организационные обязанности. Указанное лицо наделено конкретным спектром полномочий, утвержденных регламентом или уставом, за пределы которых оно выходить не вправе.

Превышение должностных полномочий: понятие

Под превышением должностных полномочий понимаются действия, совершенные должностным лицом, которые вышли за границы его полномочий, в результате которых был нанесен серьезный ущерб интересам общества, организации или государству. Под ущербом в данном случае обычно понимается нравственный или материальный урон, нарушение прав и свобод. Редко речь идет о другом уроне – имущественном или экологическом и пр.

Совершение данных действий должностным лицом имеет определенный мотив: это может быть желание продвинуться по служебной лестнице, зависть, корысть и пр. Умысел в данном преступлении может быть только прямой, а не косвенный.

Превышение должностных полномочий может иметь форму действия или бездействия. Например, лесничий, который должен пресекать правонарушения по вырубке леса, умолчал о преступлении.

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими состоит в том, что в данном случае совершаемые действия находятся за пределами компетенции обвиняемого. Т.е. это те действия, которые должностное лицо не вправе было совершать.

Ответственность за превышение должностных полномочий накладывается как на представителя государственной, так и частной компании.

Состав данного преступления материальный, поэтому оно должно быть окончено для привлечения лица к ответственности.

Правовое регулирование и ответственность за превышение должностных полномочий

Данный вид правонарушения квалифицируется в соответствии с Уголовным кодексом. Ответственность за превышение должностных полномочий наступает на основании:

Согласно УК различают пять видов возможных наказаний за данное преступление. Это:

  • лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • крупный штраф и арест на срок на 4-6 месяцев;
  • принудительные работы на период до 4 лет;
  • лишение свободы вплоть до 4 лет.

Если преступление было совершено Главой муниципального образования или лицом, занимающим государственную должность, то ответственность будет более суровая:

  • крупный штраф с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
  • обязательные работы на период до 5 лет;
  • лишение свободы вплоть до 7 лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В качестве отягчающих обстоятельств выступают (согласно ч. 3 ст. 286 УК РФ):

  • совершение должностным лицом преступления, которое повлекло тяжкие последствия: авария, остановка работы предприятия, дезорганизация работы транспорта, причинение смерти по неосторожности, материальный ущерб в особо крупном размере, осложнение ситуации в регионе и пр.
  • применение насилия или угроза насилия (побоев, истязаний, ограничения свободы и пр.);
  • использование оружия или спецсредств: слезоточивого газа, резиновых палок, наручников, водометов, бронемашин.

При наличии указанных обстоятельств лицу грозит лишение свободы на срок 3-10 лет и запрет на занятие определенной деятельностью или занятие определенной должности в течение 3 лет.

Если в ходе преступления лицом была получена определенная выгода в виде денежных средств и иных ценностей, то оно подлежит конфискации и возврату его законному владельцу.

Виды превышения должностных полномочий

В судебной практике различают три основные разновидности превышения должностных полномочий:

  1. Эти действия не могут быть совершены должностными лицами. Например, издание приказа о произнесении молитвы перед работой.
  2. Действия, которые не входят в компетенцию должностного лица, а являются компетенцией другого должностного лица. Например, когда пристав-исполнитель изменяет постановление суда по своему усмотрению.
  3. Действия, которые по уставу могли быть совершены сотрудником , но только при исключительных обстоятельствах, которых не было на момент совершения преступления. Например, сотрудник ГИБДД задержал автомобиль и поместил его на штрафстоянку из-за отсутствия аптечки (по формальному поводу) или провел обыск в обход Уголовно-процессуального кодекса.

Также различается еще одна форма превышения полномочий: когда должностное лицо выполняет действия, которые могут быть совершены только коллегиально. Например, когда старшина присяжных заполняет опросный лист самостоятельно, без вынесения вопросов на ание. От вида превышения полномочий ответственность не зависит.

Таким образом, о превышении должностных полномочий речь идет в случае, когда действия должностного лица прямо выходят за пределы его полномочий, при этом они взаимосвязаны с ними. Обязательными признаками преступления является ущерб и явный мотив у должностного лица.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/vidy-3.html

Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы

Ст 286 ук рф состав преступления. Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Последнее обновление: 31.01.2020

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна.

В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.

Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.

возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.

Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Властные полномочия и их границы

Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции».

Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях.

Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:

  • при задержании вооруженного преступника;
  • в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
  • в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.

Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием.

Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку – опасной и т.д.

Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.

Когда полномочия превышены

За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  1. виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  2. действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
  3. наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.

В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д.

, может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.

д.

Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

Пример №3. Группа чиновников была замешана в незаконном распределении земельных участков за вознаграждение, при этом этим сотрудникам было инкриминировано, среди прочих преступлений, и превышение должностных полномочий. Как выяснилось в ходе следствия, ежемесячный доход преступной группы составлял более двух миллионов рублей. При этом один из задержанных, Кузякин С.В.

, сознался полностью в совершенном и пояснил, что совершал преступления по необходимости: у него тяжело болеет ребенок, требуется дорогостоящая операция. Этот факт был впоследствии учтен при назначении наказания, Кузякину С.В.

назначили на 6 месяцев лишения свободы меньше по сравнению с другими фигурантами, но в целом от уголовной ответственности такое смягчающее обстоятельство осужденного не спасло.

В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:

  1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
    За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет.
  2. Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
    • штраф до 300000 рублей;
    • лишение свободы до 7 лет.

    Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.

  3. Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
    • избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью – ст. 112, 111 УК РФ;
    • применением специальных средств или оружия;
    • причинением тяжких последствий.

    За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.

Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах – обоснованное и довольно действенное наказание.

Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом).

Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.

Заявление в прокуратуру

Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым.

 По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными.

При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.

Пример №4. Оперуполномоченные полиции Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. длительное время наблюдали за подозреваемым Шахановым К.А., который был причастен к совершению сбыта наркотических средств несовершеннолетним. При задержании Шаханов К.А. стал требовать адвоката, реализации права на телефонный звонок и т.д.

При этом задержанный отрицал свою вину и не хотел сознаваться в тяжких преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е., зная наверняка о том, что задержанный реально сбывал наркотические средства, в том числе и около школы, где учился сын Орлова Г.Н., избили Шаханова К.А.

, оставив на ночь в камере задержанных. Пришедший наутро следователь обнаружил труп Шаханова К.А., со следами побоев. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. были приговорены к 12 годам лишения свободы по двум статьям Уголовного Кодекса РФ – за превышение должностных полномочий (ч. 3 ст.

286 УК РФ) и за причинение смерти в результате умышленных тяжких повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.

https://www.youtube.com/watch?v=F3CnVNqkQr8

Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ.

И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.

Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:

Прокурору Заводского района г. АрхангельскаИванову И.И.Рябова Р.О., проживающего вкв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,Тел. 8922000000

(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)

ЖАЛОБА

Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.

23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.

Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.

(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.

В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.

(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)

Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,

ПРОШУ:

Источник: http://juresovet.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-i-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: