Судебная реформа от верховного суда прошла первое чтение

Содержание
  1. Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека
  2. Новые суды: кто, где, когда?
  3. Завершение реформы
  4. Июньские постановления Верховного суда РФ о рассмотрении дел в апелляционной и кассационной инстанциях
  5. «Начатки прецедентного права»
  6. Несвоевременная публикация судебного акта в Картотеке арбитражных дел не продлевает срок, но считается основанием для его восстановления
  7. Попытка пресечь злоупотребление правом, направленное на затягивание срока апелляционного обжалования
  8. Неоправданное принятие новых доказательств в апелляции приведет к отмене судебного решения
  9. Подача заявления о приостановлении исполнения до получения кассационным судом жалобы
  10. Разрешение ссылаться на судебные решения, вынесенные по похожим делам
  11. Дополнения, содержащие сугубо правовое обоснование доводов
  12. Нарушение подведомственности не всегда является основанием для отмены судебного решения
  13. Выводы
  14. Реформа от Верховного суда
  15. 1. Отказ от составления мотивировочной части судебного решения по большинству дел
  16. 2. Обязательность высшего образования представителей и введение института поверенных при рассмотрении гражданских дел
  17. 3. Ужесточение порядка заседания и ослабление правил извещения
  18. 4. Привилегии представителям буржуазного класса
  19. 5. Санкции суда на заключение под стражей и уголовно-репрессивная система в целом
  20. В россии готовится судебная реформа. как она скажется на юристах, судьях и простых людях
  21. Проект реформы
  22. Для юристов
  23. Для судов
  24. Для граждан
  25. Для бюджета

Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека

Судебная реформа от верховного суда прошла первое чтение

10 Января 2019

2018 год запомнится двумя важнейшими для всей судебной системы законами. Первый – о создании новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Второй – «процессуальная революция», которая внесла множество изменений во все основные кодексы. Их принятие подвело черту под масштабной судебной реформой в России.

В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил так называемую процессуальную революцию – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Спустя несколько месяцев законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму, где пробыл почти девять месяцев. За это время инициатива претерпела значительные изменения.

  • Октябрь 2017 года. Пленум ВС представляет проект процессуальной реформы. Среди новелл – отказ от мотивировочных частей решений по целому ряду дел, профессиональное представительство в судах и увеличение числа дел, рассматриваемых в упрощенном порядке.
  • Февраль 2018 года. Законопроект поступает на рассмотрение в Госдуму. Федеральная палата адвокатов и Совет по правам человека выступают с критикой: им не нравится норма об отказе от «мотивировок».
  • Апрель 2018 года. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству дает законопроекту «зеленый свет». Председатель комитета Павел Крашенинников обращает внимание, что норма о «мотивировках» требует серьезного обсуждения. Критике подвергаются и другие положения реформы.
  • Май 2018 года. Верховный суд вносит в Госдуму поправки в «процессуальную революцию». Они расширили список решений, мотивы которых придется разъяснить. При этом председатель ВС Вячеслав Лебедев тогда заявил: этот перечень может быть пересмотрен в будущем.
  • Июнь 2018 года. Законопроект проходит первое чтение, но еще без поправок. Спустя неделю рабочая группа предлагает сразу несколько серьезных поправок в реформу. Эксперты сходятся во мнении, что норма об отказе от мотивировок для реформы не нужна. От новеллы о профпредставительстве в судах решено не отказываться, но и ее смягчают.
  • 20 сентября 2018 года. Рабочая группа предлагает новый пакет поправок: с новыми требованиями к правилам идентификации должников и старыми суммами для упрощенного производства.
  • Ноябрь 2018 года. Законопроект выходит на финишную прямую – 6 ноября его принимают во втором чтении, 20 ноября – в третьем. 23 ноября он получает одобрение Совета Федерации.
  • 28 ноября 2018 года. Путин подписывает «процессуальную революцию».

Подписанный президентом Путиным в конце ноября 219-страничный закон вобрал в себя изменения во все основные процессуальные кодексы. Но к тому моменту реформа претерпела значительные изменения.

Так, в итоговую версию документа не вошли положения об отказе от мотивировочных частей решения: от них избавились в процессе рассмотрения документа в Госдуме.

Кроме того, граждан решили не обязывать самостоятельно отслеживать движение дел в интернете.

Карточки Путин подписал «процессуальную революцию»

При том что из итоговой версии документа убрали основные спорые положения, в нем все равно содержится множество значимых изменений. Так, в российских судах впервые появилась «сплошная кассация».

Сейчас вопрос о передаче дела на рассмотрение ставится на усмотрение судьи кассационного суда.

Председатель ВС Вячеслав Лебедев, комментируя ход судебной реформы, отмечал: «Обеспечить качественную проверку кассационных жалоб можно только при сплошном кассационном производстве, а не выборочной кассации».

Изменились и правила судебного представительства. После вступления норм закона в силу представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, но за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды.

Подробно о значимых изменениях, принесенных «процессуальной революцией», мы писали в день публикации закона, в материале «Путин подписал «процессуальную революцию».

Новые суды: кто, где, когда?

«Процессуальная революция» принималась во многом в увязке с другой инициативой Верховного суда, который еще летом 2017 года предложил создать в России новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.

Законопроект принимали в течение года, и он тоже претерпел ряд изменений.

В итоговой редакции депутаты утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду.

Законодательство В России появились новые суды

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды).

В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Кассационные суды общей юрисдикции по аналогии рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Апелляционные суды создали в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

Кассационные суды решили разместить в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.

СудПредседательАдрес судаСайт
Первый кассационный суд общей юрисдикцииНиколай Подкопаев410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74https://1kas.sudrf.ru/
Второй кассационный суд общей юрисдикцииАнатолий Бондар129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1https://2kas.sudrf.ru/
Третий кассационный суд общей юрисдикцииВасилий Волошин129090, г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, литера Аhttps://3kas.sudrf.ru/
Четвертый кассационный суд общей юрисдикцииАлексей Шишкин350020, г. Краснодар, ул. Морская,  д. 3https://4kas.sudrf.ru/
Пятый кассационный суд общей юрисдикцииМихаил Тарасенко357502, г. Пятигорск, ул. Лермонтова, д. 9https://5kas.sudrf.ru/
Шестой кассационный суд общей юрисдикцииАлександр Ефанов443030, г. Самара, ул. Урицкого, д. 19https://6kas.sudrf.ru/
Седьмой кассационный суд общей юрисдикцииСергей Минин454140, г. Челябинск, ул. Труда, д. 34https://7kas.sudrf.ru/
Восьмой кассационный суд общей юрисдикцииАлексей Кирюшин650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д. 12https://8kas.sudrf.ru/
Девятый кассационный суд общей юрисдикцииАлександр Хижинский690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54https://9kas.sudrf.ru/
Первый апелляционный суд общей юрисдикцииЮрий Рябцов129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1https://1ap.sudrf.ru/
Второй апелляционный суд общей юрисдикцииИрина Подносова191028, Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, литера Аhttps://2ap.sudrf.ru/
Третий апелляционный суд общей юрисдикцииЕвгений Кузин354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26аhttps://3ap.sudrf.ru/
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикцииМагомед Магомедов603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 17, литера А, пом. П1https://4ap.sudrf.ru/
Пятый апелляционный суд общей юрисдикцииМарина Алексина630120, г. Новосибирск, ул. Титова, д. 184https://5ap.sudrf.ru/

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города. Так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару. Калугу лишили апелляции и отдали ее Москве, потому что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база и транспортная доступность.

Судьи Как в России решили кадровый вопрос новых судов

После того, как в конце июля закон был принят, начался процесс их кадрового наполнения. Начался он с поиска руководителей – к 15 октября, в установленный законом срок, все председатели были назначены. В основном ими стали председатели судов областного уровня, а подробнее обо всех руководителях можно прочитать в нашем материале «Путин назначил председателей новых судов».

После этого процесс формирования кадрового состава судов продолжился. В конце ноября ВККС одобрила кандидатуры 14 зампредов в новые суды, а в декабре – еще 16. Получили рекомендации судьи как в апелляции, так и в кассации.

Суд считается образованным, если в него набрано не менее половины судей от установленного числа. Подробнее о том, как комплектуются новые СОЮ, мы писали в материале «Как в России решили кадровый вопрос новых судов».

Завершение реформы

В конце февраля 2018 года председатель Совета судей Виктор Момотов принял участие в заседании СПЧ, посвященного совершенствованию процессуального законодательства. Тогда он рассказал о трёх основных стадиях судебной реформы.

  • Объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда (2014 год).
  • Создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
  • Реформа процессуального законодательства.

Конечной целью реформы глава Совета судей назвал создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности».

Таким образом, все три «больших» стадии судебной реформы уже приняты на законодательном уровне, но пока не вступили в силу. Это произойдет не позднее 1 октября 2019 года. Изменения в процессуальное законодательство вступят в силу в тот же день, в который начнут работать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Решение о конкретной дате примет Пленум Верховного суда.

Источник: Право.Ру

Источник: http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/5979/

Июньские постановления Верховного суда РФ о рассмотрении дел в апелляционной и кассационной инстанциях

Судебная реформа от верховного суда прошла первое чтение

В последний день июня 2020 года ВС РФ принял сразу два Постановления (№ 12 и № 13), посвященных рассмотрению дел в апелляционной и кассационной инстанциях. Расскажу о наиболее интересном.

«Начатки прецедентного права»

Юристы и комментаторы отмечают, что Постановления ВС РФ содержат признаки прецедентного права.

Такой вывод следует из абзацев, где говорится о том, что апелляционная (и кассационная) инстанция, проверяя решения арбитражей, выясняют соответствуют ли они точке зрения ВС (и ВАС) РФ, высказанной в Постановлениях Пленумов и Президиумов ВС и ВАС РФ и в обзорах судебной практики. На самом деле здесь нет ничего нового.

Судьи и раньше сверяли вердикты с Постановлениями ВС РФ и обзорами практики. Вот, если бы ВС РФ указал ещё и на обязательность своих Определений, тогда можно было бы говорить о возникновении прецедентного права в России.

Однако ВС РФ категорически не хочет, чтобы его Определения использовались, как основания для вынесения решений нижестоящими судами. Ведь, зачастую, Определения ВС РФ по аналогичным делам противоречат друг другу.

Так, в 2016 году ВС РФ несколько раз отказывался принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся начисления страховых взносов на выплаты работникам, увольняющимся по соглашению сторон. А в ноябре 2016 г., вдруг, взял и принял подобное дело к рассмотрению, а в декабре вынес Постановление о том, что компенсационные выплаты людям, покидающим компанию по соглашению сторон, не облагаются страховыми взносами (Постановление ВС РФ № 304-КГ16-12189 от 20.12.2016 г). И такая ситуация встречается часто.

Несвоевременная публикация судебного акта в Картотеке арбитражных дел не продлевает срок, но считается основанием для его восстановления

ВС РФ давно пришел к мысли, что позднее размещение судебного решения в Картотеке арбитражных дел считается основанием для продления периода обжалования. Теперь Верховный Суд закрепил этот постулат и в Постановлениях. Вместе с тем ВС РФ указал, что этот срок восстанавливается не автоматически, а по ходатайству заявителя.

Попытка пресечь злоупотребление правом, направленное на затягивание срока апелляционного обжалования

Иногда для того, чтобы затянуть обжалование и замедлить вступление в силу решения арбитража проигравшая сторона умышленно подает апелляционную жалобу без квитанций об оплате госпошлины и доказательств отправки копии второй стороне. При таком раскладе апелляция приостанавливает движение дела и дает заявителю месяц на устранение недостатков.

Как правило, за несколько дней до окончания срока (а то и в последний день) заявитель досылает бумаги, и судья принимает жалобу к рассмотрению. Это на 35 — 40 дней затягивает процесс. Каюсь. И я пользуюсь этим приемом. Однако ВС РФ решил пресечь подобную практику.

Так, ВС РФ пояснил, что, если заявитель отправит бумаги по почте незадолго до завершения срока, определенного арбитражем (при соблюдении почтой нормативов доставки и контрольных сроков пересылки писем) и корреспонденция поступит по истечении данного срока, то такая отправка не должна считаться своевременным исполнением требований суда об устранении соответствующих обстоятельств. Эта новелла ускорит разбирательство дела в апелляционной инстанции.

Неоправданное принятие новых доказательств в апелляции приведет к отмене судебного решения

Пленум ВАС РФ в Постановлении № 63 от 28.05.2009 года подчеркивал, что признание новых доказательств при рассмотрении апелляции не является основанием для отмены решения апелляционного суда. Однако с июля 2020 года ВС РФ изменил мнение по этому вопросу.

Теперь, если апелляция необоснованно примет (или откажется принять) новые доказательства, и это приведет к вынесению неверного Постановления, то такое Постановление подлежит отмене. Однако не стоит утверждать, что в данном случае практика развернулась на 180 градусов, как это полагают некоторые эксперты.

Ведь незаконное (или в трактовке ВС РФ – «неправильное» Постановление) подлежит отмене независимо от принятия или непринятия судом новых доказательств. Поэтому здесь усматривается не изменение практики ВС РФ, а её уточнение.

Подача заявления о приостановлении исполнения до получения кассационным судом жалобы

До июля 2020 года ходатайство о приостановлении исполнения решения, зачастую, находилось вместе с делом и жалобой в суде первой инстанции до тех пор, пока судья не отправит материалы в кассацию. А это затрудняло приостановление исполнения. Точнее сводило его на «нет».

Теперь же ВС РФ решил, что заявитель вправе подать ходатайство о приостановлении исполнения еще до того, как кассационная инстанция получит дело. Однако для этого надо, чтобы заявитель подал кассационную жалобу в электронной форме через сайт арбитражного суда, либо приложил к ходатайству копию жалобы с отметкой суда о ее принятии.

Это делается для того, чтобы судья кассационной инстанции удостоверился, что заявитель действительно подал жалобу, а не ставит целью затянуть исполнение решения.

Разрешение ссылаться на судебные решения, вынесенные по похожим делам

Иногда в отзыве (иске или жалобе) стороны ссылаются на судебные решения по похожим делам. Подобным образом участники процесса подтверждают свою точку зрения. Это обычная практика, которая, впрочем, никак не влияет на позицию арбитража.

Однако в Постановлении, посвященном кассационному обжалованию, ВС РФ особо отметил, что в кассационной инстанции участники процесса вправе в качестве документов, подтверждающих доводы или возражения по жалобе, представлять решения иных судов с похожими обстоятельствами. То есть ВС РФ фактически узаконил подобную практику и обязал суды принимать во внимание такие доказательства.

При этом, почему-то Верховный Суд не распространил эту новеллу и на стадию апелляционного обжалования. Вероятно, ВС РФ сделает это в будущем.

Дополнения, содержащие сугубо правовое обоснование доводов

В Постановлении № 13 ВС РФ подчеркнул, что участники процесса вправе предоставлять дополнения и письменные пояснения к жалобе и к отзыву, когда эти дополнения несут «сугубо правовую» аргументацию доводов и возражений и основываются на доказательствах, уже находящихся в деле. Причем, указанное правило распространяется на все стадии процесса. Другими словами, и на апелляцию. Это дельное замечание, потому как кассационные инстанции до июля 2020 года предпочитали просто «отфутболивать» подобные дополнения.

Нарушение подведомственности не всегда является основанием для отмены судебного решения

После вступления в силу положений о подведомственности встал вопрос: что делать, если арбитраж рассмотрит и вынесет верное решение по спору, который подлежал рассмотрению в суде общей юрисдикции.

По нормам АПК и ГПК РФ выходило, что апелляция в любом случае обязана отменить это решение и отправить материалы в суд общей юрисдикции для нового рассмотрения.

Однако Верховный Суд пояснил, что если тяжба должна была рассматриваться в суде общей юрисдикции и субъект, подавший жалобу, заявлял об этом в первой инстанции (или не мог заявить в связи с не извещением о времени и месте заседания), то решение арбитража подлежит безусловной отмене, а материалы направляются в федеральный суд.

Из этого вытекает, что правило подведомственности не действует, если арбитраж вынес верное решение, а податель жалобы мог, но так и не заявил о нарушении подведомственности в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде. Это разъяснение опять же ставит заслон умышленному затягиванию процесса.

Выводы

Июньские Постановления ВС РФ не просто разъясняют и уточняют порядок рассмотрения в кассационной и апелляционной инстанциях, но и пытаются пресечь необоснованное затягивание дел.

Не секрет, что зачастую при обжаловании целью адвокатов (юристов) является не отмена решения, а банальная судебная волокита с тем, чтобы доверитель успел вывести активы, переписать или продать имущество.

Именно поэтому ВС РФ предоставил возможность возражать против принятия жалобы при пропуске заявителем срока, направлять в апелляцию не всё дело, а только бумаги, касающиеся обжалования, ужесточил сроки для устранения обстоятельств в ходе приостановления движения жалобы и даже указал на законность решения арбитража при нарушении подведомственности, если сторона могла, но не заявила о нарушении подведомственности в суде первой инстанции.

Кроме того, ВС РФ попытался усилить состязательность на апелляционной и кассационной стадиях, разрешив приводить правовые аргументы и ссылки на решения судов по схожим делам.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsuhovoleg/iiunskie-postanovleniia-verhovnogo-suda-rf-o-rassmotrenii-del-v-apelliacionnoi-i-kassacionnoi-instanciiah-5f07fe5100bdd11432fc2a86

Реформа от Верховного суда

Судебная реформа от верховного суда прошла первое чтение

«Верховный суд России предложил провести глобальную процессуальную реформу, которая должна существенно снизить нагрузку на суды.

Обсуждение этого вопроса проходило 3 октября на пленуме ВС РФ. Согласно предложению суда в Госдуму будут внесены законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Гражданский процессуальный (ГПК), Арбитражный процессуальный (АПК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК), а также Кодекс административного судопроизводства (КАС).

Как пишет „КоммерсантЪ“, наиболее важным изменением является отказ от составления мотивировочной части судебного решения по большинству дел. Таким образом суду необходимо будет только вынести решение по делу, не объясняя его причин.

Исключение планируется сделать только для нескольких категорий дел. Для арбитражных судов это будут дела о взыскании средств с бюджетов, о банкротствах, споры по интеллектуальным правам и корпоративные споры, коллективные иски и дела с участием иностранных лиц и государств.

Для судов общей юрисдикции — споры о детях, о возмещении вреда жизни или здоровью, о восстановлении на работе, о правах на жилье и др. Полные судебные акты с мотивировочной частью будут составляться по просьбе сторон или по инициативе суда.

Описывать все решения в подавляющем большинстве случаев бессмысленно, заявили на пленуме ВС.

Еще одна инициатива, предложенная Верховным судом — представителями в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут выступать только „лица, имеющие высшее юридическое образование“.

В то же время по просьбе представителя в суде может участвовать поверенный, который вправе лишь давать устные и письменные объяснения или получать документы по делу.

Других полномочий у него быть не может.

Другое нововведение, предложенное Верховным судом, предусматривает исключение такого понятия, как подведомственность — его заменят на „подсудность“ или „компетенцию“ для того, чтобы исключить любые неясности и „подведомственные споры“.

Предполагается изменить и правила извещения граждан судами общей юрисдикции. Теперь, помимо личного вручения повестки, ее также можно передать любому совершеннолетнему лицу, проживающему вместе с участником процесса.

Кроме того, теперь не будет играть роли, если гражданин не явился за повесткой или его не застали дома.

Более того, за судьбой своего спора и обжалования решений в вышестоящих инстанциях физлица должны будут следить самостоятельно.

Еще одно нововведение ВС связано с тем, что арбитражные судьи смогут сами рассматривать заявления об их отводе — такое правило действует в судах общей юрисдикции. В арбитражах подобные заявления относятся к компетенции председателей судебных составов или самих судов.

Коснулись перемены в работе судов и практики применения судами уголовного законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

В частности, теперь судьям предложено проверять законность и обоснованность процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий при рассмотрении жалоб на постановления о возбуждении уголовных дел.

Также предложена инициатива, в соответствии с которой арест не может быть применен в отношении подозреваемого или обвиняемого, если преступления „совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности“.

Помимо всего прочего, пленум ВС предложил увеличить нагрузку на следователей, а именно обязать их обосновывать свои требования при продлении арестов и указывать, какие конкретные следственные действия были ими проведены, а какие лишь намечены. Если следователь будет указывать „старые“ основания, суд будет вправе не только заменить заключение под стражу на домашний арест или залог, но и вообще освободить подследственного.

Предложения Верховного суда оценивает юрист Ян Чеботарев (Киров): „Я считаю, что те предложения, которые высказываются сейчас, в большей части носят все-таки косметический характер.

Уже сейчас по некоторым категориям дел, рассматриваемых, например, мировыми судами, судьи могут не выносить мотивированного решения, если в установленный законом срок — 5 дней — сторона не обратится с соответствующим запросом. Я не думаю, что распространение этой практики на другие категории дел, на арбитражный процесс, облегчит положение судов.

Может быть, снижение нагрузки здесь и произойдет, но только в отношении тех случаев, когда в споре принимают участие люди, абсолютно далекие от юриспруденции. Если мне не изменяет память, то поправки, которые предлагаются сейчас Верховным судом, среди прочего предусматривают и обязательное наличие высшего юридического образования у представителя.

Соответственно если здесь и произойдет какое-то снижение нагрузки на судей, то только в тех случаях, когда дипломированный юрист в процессе не участвует (когда гражданин Иванов судится с гражданином Петровым самостоятельно, без привлечения специалиста).

Что же касается всего остального, то, на мой взгляд, это чистой воды декорация.

Процессуальная реформа назрела достаточно давно. Однако, я не уверен в том, что она будет радикальная. Система будет пытаться эволюционировать, но приведет ли это к изменению судебной системы России либо все это будет абсолютной декорацией — покажет время“.

Блогер и правозащитник Денис Коркодинов (Ульяновск) опасается негативных последствий реформы: „Практически каждый человек в России связывается с теми или иными проблемами, приводящими его в суд. В этой связи даже если изменится процессуальная система, то нагрузка на суды никаким образом не уменьшится.

Наоборот, реформа может привести к тому, что коррупции в судах станет больше, что не будет отвечать интересам ни истцов, ни ответчиков, ни судей.

Уверен, что поправки, призванные снизить нагрузку на судей и упростить для них вынесение решений по спорам, касающиеся гражданского, арбитражного и административного судопроизводства носят популистский характер, поскольку в настоящих условиях, когда деятельность судов и так упрощена, вносить какие-то изменения не просто излишне, но и невозможно.
Если суды не будут выносить мотивированные решения, это явится основанием для злоупотребления правом. То, что отводы по экономическим спорам будут рассматривать сами отводимые судьи, то, что апелляция станет единоличной и граждане самостоятельно будут узнавать о заседаниях со своим участием, также не будет способствовать снижению нагрузки на суды. Это только явится основанием для негативного восприятия деятельности судей и судопроизводства, потому что поле злоупотребления правом будет увеличено и суды станут фактически бесконтрольны“.

Адвокат, член Свердловской областной коллегии адвокатов Иван Кадочников рассуждает о том, насколько нужна эта реформа в принципе: „Относительно процессуальной реформы важно понимать ряд основных вещей. Во-первых, за судопроизводство отвечают судьи — государственные служащие.

Так вот, государственные служащие для себя устанавливают правила, по которым им удобно работать. Замечу, правила устанавливают не адвокаты для имитации кипучей деятельности, а именно судьи. Если судьи хотят упростить себе работу по ряду объективных причин, то это правильно и ругать их за это нельзя.

Они по большей части правок действительно упрощают себе работу (в части мотивированных судебных актов, в части квалификационных требований). Эти изменения нужны судебной системе, и она это сделает. Еще раз подчеркну: на процесс судопроизводства влияют судьи, следователи, дознаватели, то есть государственные служащие.

Если им выгодна эта реформа, они ее сделают. И это вполне нормально“.

Следует отметить, что реформа, предложенная Пленумом Верховного суда, всего лишь закрепляет те изменения в системе судопроизводства, которые уже фактически произошли. Наши краткие комментарии.

1. Отказ от составления мотивировочной части судебного решения по большинству дел

Логика Верховного суда понятна: судебная система является поточной по своей классовой сути, публичность и влияние на общество проявляется скорее через громкие дела и путём складывания массовой уголовно-репрессивной практики. Собственно, мотивировка большинства судебных решений как суда общей юрисдикции, так и арбитражного, состоит из шаблонных фраз и дословного копирования статей кодексов. Так зачем, мол, тратить бумагу?

Сущность судебной системы РФ такова, что мотивировочная часть судебных актов необходима только в микроскопическом количестве дел. Когда огромная экономическая власть сосредоточена в руках очень узкой группы лиц, то судебная ветвь власти государства практически перестает играть третейскую функцию внутри все уменьшающегося класса буржуазии.

С точки зрения коммунистической пропаганды — это даже выгодное изменение, которое показывает господство формализма и поточности, массированное проявление классовой воли буржуазии с закономерным игнорированием содержательной части собственно разрешения дел. Достаточно сложно доказать обывателю, что каждое разрешение судом дела по существу — это акт классовой борьбы. Попрание мотивировки делает классовую сущность судопроизводства более очевидной.

2. Обязательность высшего образования представителей и введение института поверенных при рассмотрении гражданских дел

Система судопроизводства закономерно движется в сторону максимальной формализации, оторванности от масс и профессиональной закастованности.

Это, конечно, ещё не идиотские английские мантии и парики, но своими шагами система идёт к тому, чтобы пролетарию судебная защита была недоступна, даже если у него есть компетентный защитник, например, товарищ, друг или родственник.

Это самая антинародная часть реформы, которая направлена против пролетариата, делая невозможной непрофессиональную защиту в суде. Теперь — только за деньги. А когда деньги решают всё или почти всё, то известно, кто всегда побеждает в суде.

3. Ужесточение порядка заседания и ослабление правил извещения

Правила извещения в гражданских делах становятся как в арбитраже: по сути суду достаточно отправить письмо, а получили его или нет — почти не важно.

Кроме описанного выше, в обоих кодексах появятся нормы на случай, если участник дела нарушает правила выступления в заседании. Если он говорит не по делу, ему могут ограничить время выступления.

Если участник самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не подчиняется требованиям судьи, выражается грубо или оскорбительно — суд вправе лишить его слова. Такие меры, равно как и возражения наказанного, заносятся в протокол судебного заседания.

Повторное нарушение порядка грозит выдворением из зала заседаний — на время или до конца разбирательства. А за неуважение к суду предусмотрены штрафы.

Свобода действий по защите непосредственно в судебном заседании значительно ограничивается раздутыми до абсолюта правами судьи по соблюдению порядка.

На самом деле и сегодня судья может чисто процессуальными мерами практически под корень ограничить возможность человека защищаться в суде, но теперь у него будет более «плотная» нормативная база для произвола.

Следовательно, крайне пассивные и запуганные профессиональные юристы и адвокаты будет ещё более пассивными и ещё более запуганными, послушными для судьи винтиками судопроизводства.

Это меньший, чем требование высшего юридического образования, но также значительный шаг судопроизводства против пролетариата и народных масс.

4. Привилегии представителям буржуазного класса

Что тут скажешь? И в Уголовном кодексе и в Уголовно-процессуальном кодексе предприниматели имеют особые права. Эта политика продолжается дальше. Ясно, кому служит и кого защищает государство.

5. Санкции суда на заключение под стражей и уголовно-репрессивная система в целом

Общее направление отправления государственной репрессии следующее. Дело в том, что современное империалистическое государство осуществляет уголовные репрессии в отношении самых незащищённых слоёв населения, практически люмпенов. «Бьёт» по «наркотикам» и воровству.

Смысл этой уголовной мясорубки совершенно изуверский — воспитать в массах страх перед уголовно-репрессивным аппаратом государства. Целью этого страха является, главным образом, защита частной собственности и защита господствующего буржуазного порядка в целом.

Государство бьёт слабых и убогих наотмашь, чтобы остальное общество его боялось. Это количественная сторона репрессий.

Качественная сторона состоит, во-первых, в том, что репрессивный аппарат используется в качестве инструмента конкуренции между олигархами и в основном для подавления средней и мелкой немонополистической буржуазии, которая зачастую почкуется на региональном уровне. Это и есть пресловутая путинская борьба с коррупцией — разгром «местных элит».

Кризис и передел собственности родил такое явление, как аресты губернаторов, вокруг которых были кооперированный местные капиталисты, для освобождения рынка федеральным корпорациям и монополистам. Во-вторых, это политическая репрессия, которая в редких случаях отправляется адресно, но в основном бездумно, за всякие репосты, лайки и митинги.

От характера применения закономерно следует профессиональное разложение уголовно-репрессивной системы государства. Органы следствия, прокуратуры и суда представляют собой жалкое зрелище некомпетентных чинуш.

Реальными разлагающими факторами являются: 1) фактическое отсутствие персональной ответственности судей, следователей, прокуроров, в том числе размазывание ответственности между ними, 2) непонимание задач государственной политики в области уголовной репрессии, 3) идейно-политическая пустота в области идеологии, 4) захламлённость законодательства и господство административщины.

На основе вышесказанного в интересах пролетариата примерный перечень требований в рамках капитализма следующий:

— Отмена судебной санкции на избрание меры пресечения в виде содержания под стражей. Санкция априори некомпетентного в этих вопросах судьи снимает ответственность с органа следствия и прокурора за превращение данной меры в метод расследования.

— Отмена уголовной ответственности за мелкое воровство. Отмена статей, на которых легко набивают статистику.

— Возврат института отправления судом уголовного дела на доследование.

— Введение уголовной ответственности за некоторые процессуальные нарушения.

— Отмена несменяемости судей. В идеале — выборность судей.

— Внесение в Уголовно-процессуальный кодекс нормы о необходимости установления объективной истины по уголовному делу.

Данные изменения будут иметь как оздоравливающий эффект на полицейско-прокурорские кадры, который несколько отвратит их профессионально от классовых задач олигархии, так и улучшит правовые условия для революционной борьбы.

Источник: https://prorivists.org/inf_judicial_reform/

В россии готовится судебная реформа. как она скажется на юристах, судьях и простых людях

Судебная реформа от верховного суда прошла первое чтение
https://www.znak.com/2017-09-06/v_rossii_gotovitsya_sudebnaya_reforma_kak_ona_skazhetsya_na_yuristah_sudyah_i_prostyh_lyudyah

2017.09.06

В России готовится масштабная судебная реформа. В частности, полностью изменится система кассации: в регионах появятся пять отдельных апелляционных и девять кассационных судов.

Новая система будет выстроена так, что свердловским юристам придется обжаловать решения не в Екатеринбурге, а в Перми и в Санкт-Петербурге. Znak.

com постарался разобраться в подробностях реформы и выяснил, как она скажется на юристах, судьях и простых жителях области. 

Проект реформы

План реформ кассационных и апелляционных судов назревал давно — как рассказали Znak.com в пресс-службе Свердловского областного суда, еще в 2000 году Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект, но в дальнейшем концепция не нашла поддержки.

Вопрос снова стал активно обсуждаться весной этого года, после того как президент Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме заговорил о судебной реформе.

Вскоре председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев предложил проект реформы, который предполагает создание системы судов общей юрисдикции по аналогии с системой арбитражных судов. 

Согласно проекту реформы, в России будет создано пять апелляционных судов и девять кассационных. Такое количество было определено «на основе анализа данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке по соответствующим категориям дел за несколько предыдущих лет». 

Сейчас апелляции районных судов рассматривают областные суды, а кассации — президиум областных судов. Решения областных судов проверяются Верховным судом, а полноценной кассации для них нет. Новая система, по замыслу ее авторов, должна исправить этот недочет, а также разгрузить Верховный суд. 

Кассационные суды полностью заменят президиумы судов всех уровней и будут рассматривать жалобы на вступившие в силу акты районных судов, областных судов, принятые в первой инстанции, и на решения апелляционных судов.

Апелляционные суды будут рассматривать частные жалобы на вступившие в силу постановления областных судов и на определения Верховного суда. Верховный суд перестанет рассматривать не вступившие в силу решения нижестоящих судов.

Как пояснили в пресс-службе Свердловского областного суда, в их компетенции останутся полномочия по рассмотрению жалоб на не вступившие в силу судебные акты, принятые судами первой инстанции. 

Новая структура судовZnak.com

13 июля Верховный Суд одобрил предложенный законопроект. Предполагается, что он будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию. 

Для юристов

Ни один из вновь создаваемых судов, согласно проекту, не будет расположен в Екатеринбурге.

Предполагается, что апелляционный суд для Свердловской области будет находиться в Санкт-Петербурге, а кассационный — в Перми.

В законопроекте говорится, что так «будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции». 

По мнению юристов, такое разнесение судов по разным регионам положительно скажется на судебном процессе, потому что во многих случаях поможет бороться с коррупцией. 

«С коррупцией адвокаты сталкиваются часто. [Юрист] ведет дело, вдруг ему говорят: „Спасибо за все, [у нас] появился человек, который решит все вопросы. Вы морочите нам голову, куда-то ездите, он все быстро решит“.

Сами понимаете цену этих обещаний. Части мошенников в [новой] системе будет работать все труднее и труднее», — рассказал Znak.

com председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий. 

По мнению адвоката Алексея Бушмакова, создание отдельных кассационных и апелляционных судов «должно будет гарантировать некую объективность рассмотрения дел».

«Если сейчас апелляция и кассация [находятся] под началом председателя облсуда, то потом она будет выведена за рамки. Дела будут рассматривать судьи, которые никого [из участников дела и предыдущих судий] не знают.

Сейчас все всё знают, друг у друга консультируются. У районных судов есть кураторы», — рассказал юрист. 

Для судов

Реформа предполагает определенное сокращение полномочий областных судов и, как следствие, сотрудников.

Проект создания апелляционных судов предусматривает увольнение 362 гражданских служащих областных судов во всех регионах и выведение из штата судов 100 судей.

При этом в новых апелляционных инстанциях будет создано 5 рабочих мест для председателей судов, 15 — для их заместителей, 161 — для судей. 

Аналогичная ситуация и с кассационными судами. Ради их создания будет сокращено 1362 государственных гражданских служащих судов областного звена и выведено из штата 723 судьи.

В 9 кассационных судах появятся 9 председателей, 36 их заместителей и 678 судей. Таким образом, большая часть уволенных сотрудников региональных судов будет трудоустроена в новые апелляционные и кассационные суды.

Следовательно, судей и их семьи ждет переезд, на что уже заложены деньги в законопроекте. 

«Конечно, [реформа] попортит нервы многим судьям, поскольку многие должны будут решить, останутся они здесь или будут менять место работы. Возможно, для многих будет [организован] переезд. Процедура будет небыстрой. Переезд учреждений — это хлопотно и затратно. Конечно, потребует достаточно много времени», — считает Владимир Винницкий. 

В Свердловском областном суде пока не знают, сколько сотрудников будет сокращено именно у них — это станет известно после принятия закона. 

Для граждан

Для простых жителей судебная реформа грозит, в первую очередь, увеличением расходов на услуги адвокатов.

Как поясняют юристы, их услуги естественно увеличатся на стоимость проезда до суда, где происходит рассмотрение апелляции или кассации.

При этом, по мнению юристов, реформа может повлиять на распространение электронного правосудия, когда адвокаты, свидетели и остальные участники процесса могут присутствовать на заседании по видеосвязи.

«Сейчас многие процессы не проходят из-за неявки [участников], но для видеоконференции участники должны быть зарегистрированы, проходить верификацию, чтобы не случилось видеоподмены. Если ситуация [с видеосвязью] будет обкатана, то это во многом изменит подход к правосудию, ускорит и удешевит процесс.

Не надо будет строить дворцов правосудия, не нужна будет система приставов, которые караулят у дверей и сверяют документы. Все это можно будет упростить.

Чем дальше от людей, тем больше сократится и коррупционная составляющая, потому что не будет контакта», — рассуждает Винницкий и добавляет, что это пока мечты. 

По словам юриста Алексея Бушмакова, сейчас система видеоконференцсвязи в судах действует не очень хорошо. «Я сколько ни просил обеспечить видеосвязь, мне все время отказывали», — отметил он. 

Владимир Винницкий считает, что судебная реформа исключит из правосудия непрофессиональных юристов. «Обычные люди и раньше без особого энтузиазма и пользы могли посещать суды, если не были вооружены хорошо обученными адвокатами. Поэтому после реформы, если людям потребуется обратиться в суд, это будут хорошие адвокаты», — говорит эксперт. 

Сроки рассмотрения дел, по мнению юристов, увеличиться не должны, так как в судах действует электронный оборот документов. По крайней мере, в планах увеличения сроков нет, добавляет Бушмаков. 

Для бюджета

Согласно проекту реформы, создание новых судов обойдется судебному департаменту в дополнительные 4,3 млрд рублей: 3,5 млрд на кассационные и 828,9 млн рублей на апелляционные. Большая часть этих средств — единовременные затраты, на выплаты уволенным, создание судов, закупку мебели и техники. 

Из федерального бюджета на апелляционные суды потребуется 555 млн рублей, на кассационные суды — 2,4 млрд рублей. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2017-09-06/v_rossii_gotovitsya_sudebnaya_reforma_kak_ona_skazhetsya_na_yuristah_sudyah_i_prostyh_lyudyah

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: