Видимая демократия. Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

Содержание
  1. Формы демократии
  2. Главные признаки и принципы демократии
  3. Основные формы демократии
  4. Минусы демократии
  5. Что такое осознанная демократия и понятие управляемой демократии
  6. Что такое управляемая и осознанная демократия
  7. Что нужно для реализации осознанной демократии?
  8. Современные социал-демократы и их программа
  9. Обобществление машины пропаганды
  10. Итог
  11. Демократия — характеристика политического режима, плюсы и минусы
  12. Демократия – что это такое и каковы ее признаки
  13. Кто такие демократы
  14. Понятие демократизации и демократического государства
  15. Демократический политический режим
  16. История демократии
  17. Базовые принципы демократии
  18. Прямая демократия
  19. Представительная демократия
  20. Чем отличается республика от демократии
  21. Источник власти в демократической стране
  22. Примеры стран с демократическим режимом
  23. Плюсы и минусы демократии
  24. Заключение
  25. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.5. Демократия
  26. Демократия.
  27. Предпосылки демократии:
  28. Признаки демократии:
  29. Формы демократии. 
  30. Гарантии существования демократии:
  31. Ценности демократии:
  32. Демократия характеристика политического режима, плюсы и минусы

Формы демократии

Видимая демократия. Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

Демократия является специфической формой государственного управления, заключающейся во всестороннем участии в нем граждан данного государства. Она предусматривает для них не только существование необходимых свобод и прав, но и общее равенство перед законами.

В демократичном обществе максимально должно быть развито народовластие. То есть весь круг полномочий не должен сосредотачиваться в руках единого человека или группы людей.

Правительство, выбираемое народом, должно быть максимально открытым людям, отчитываться перед ними о результатах своей деятельности, стремиться к развитию и благоденствию страны.

Главные признаки и принципы демократии

Без них эта форма управления просто не может существовать. Итак, ее характерными чертами являются: государственный и политический характер.

Данная форма правления предусматривает фактическое и гарантированное обеспечение всех гражданских прав, соблюдение учрежденных законов, ответственность государства за посягательства на свободы и права людей. Как видно, эти признаки не являются присущими некоторым иным формам реализации власти, к примеру, диктатуре.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

К числу основополагающих, базовых принципов демократии относятся::

  1. Признание верховной народной власти, юридическое закрепление суверенитета. То есть конкретно общество обязуется обладать возможностью создания законов, создавать конституцию, избирать представителей.
  2. Выборность властных органов. Она представляется периодической. Кроме этого, на практике все разновидности демократии подразумевают возможность народа на свободный выбор и переизбрание органов власти. Человек, являющийся народным представителем, не обладает правом узурпации власти или оставаться на должности свыше отведенного времени.
  3. Гражданин обладает правом участия в управлении государством, вне зависимости от его социального положения, вероисповедания или пола.
  4. Принятие и реализация решений, принятых большинством.
  5. Политическая свобода, позволяющая людям избирать подходящий государственный строй, который направлен на защиту их прав.
  6. Разделение властей. То есть любая из ветвей государственного управления обладает ограниченным кругом полномочий. На сегодняшний момент существует исполнительная, судебная и законодательная власть.
  7. Разнообразие общественных явлений, то есть плюрализм, предусматривающий большое количество и свободное избрание политических партий, организаций общественного типа, действующих в границах конституции.

Основные формы демократии

Замечание 1

Зависимо от форм народного участия в реализации власти могут быть выделены прямая и представительная демократия.

Прямая демократия.

В такой демократии меж народной волей и ее воплощением в решения не существует опосредующих звеньев – народ самостоятельно принимает участие в обсуждении и принятии решений.

В такой форме демократия реализовывалась в Афинском полисе. Известным является, что Народное собрание собиралось обычно раз в девять дней для того, чтобы принимать особо важные решения.

Замечание 2

Такой вариант самоуправления применяется и в настоящий момент в небольших территориальных сообществах (общинах, городах) и организациях в форме собраний, в процессе которых граждане занимаются обсуждением проблем финансирования, управлениями общественными проектами, программ социального типа. Распространенность такой практики ограничена территориальным фактором и находится в зависимости от того, сколь децентрализованным является процесс принятия решений.

Иной формой прямой демократии является сам выборный процесс, в ходе которого реализуется народное волеизъявление по отношению к своим представителям в государственные органы власти.

Законодательство множества государств предусматривает и непосредственные формы принятия участия граждан в законотворчестве:

  1. Инициативные движения;
  2. Референдумы.

Определение 1

Референдум, иногда именуемый плебисцитом, является прямым народным анием по важнейшим вопросам государственного характера.

Инициатива представлена процедурой, путем которой граждане предлагают обсуждение какого-либо вопроса непосредственно на референдуме или законодательными органами. Инициатива осуществляется посредством сбора определенного количества подписей граждан в поддержание проведения референдума.

К иным формам демократического участия, которые позволяют гражданам повлиять на власть, относят:

  • митинги,
  • демонстрации,
  • обращения в СМИ и властные структуры всех уровней,
  • различные шествия.

Представительная или же репрезентативная демократия. В представительной демократии народная воля отражается не прямым образом, а путем института посредников, в связи с этим ее еще именуют делегируемой демократией.

Политические лидеры, депутаты, обретя “мандат доверия” от народных масс посредством процедуры ания, обязаны воплощать данную волю в принимаемых решениях и законах.

Меж народными представителями и теми, представительством которых они занимаются, учреждаются отношения, которые основаны на ответственности власти перед народом и полномочиях.

Минусы демократии

Ученые ведут споры о минусах и плюсах каждой демократической формы. Противники прямой демократии отмечают аргумент ее неэффективности, обращая внимание:

  • сложности принятия согласованных решений;
  • недостаточность компетентности и эмоциональной неуравновешенности народа;
  • высокая степень манипулируемости мнением общества со стороны профессиональных политиков, что помогает побеждать на выборах демагогам;
  • великий разброс мнений, что устанавливает помехи для выработки решений.

Замечание 3

Кроме этого, проведение референдумов дорого стоит и само по себе является сложным. Наиболее важной проблемой представляется низкий уровень активности граждан, который выражается в их уклонении от ания.

Последователи прямой демократии, обратно, отмечают ее истинность, на то, что она содействуют увеличению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможности появления множества негативных моментов.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/demokratiya/formy_demokratii/

Что такое осознанная демократия и понятие управляемой демократии

Видимая демократия. Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

Одной из своих задач социал-демократы считают установление настоящей демократии. Но что такое демократия? Способствуют ли современные демократические системы реализации общечеловеческих и социал-демократических ценностей? Давайте сначала сформулируем определение демократии.

Словарь Ожегова говорит, что демократия – это либо «политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан», либо «принцип организации коллективной деятельности, при к-ром обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива».

По словарю Ефремовой, это «политический строй, при котором власть принадлежит народу, а организация жизни общества основана на принципах политического и гражданского равноправия; народовластие» либо «принцип организации коллективной деятельности, при которой обеспечивается равноправное и активное участие в ней всех членов коллектива; механизм реализации соборности». Dictionary.com дает несколько определений, основное из них — «форма правления, при которой верховная власть принадлежит народу и осуществляется непосредственно им или его избранными представителями в рамках свободной избирательной системы». В целом словари сходятся в том, что демократия – это политический строй, при котором власть осуществляется народом.

Что такое управляемая и осознанная демократия

Эффективность демократии зависит от того, насколько народные массы (которые осуществляют власть) образованы, насколько свободно и научно они мыслят, осознают свои интересы и свободны от пропаганды узких групп и элит общества.

Если граждане в основном осознают эти интересы плохо, либо вообще не осознают, если их мнение формируется машиной пропаганды, штампующей манипуляционные краткие тезисы, и продвигающей ценности, противоречащие интересам большинства (почему мы считаем таковыми консервативные ценности – описано в этой статье), то такая демократия является управляемой. Так, политолог Глеб Павловский, который лично (по его же словам) участвовал в создании управляемой демократии в России, считает, что эта система была создана в стране после расстрела парламента в октябре 1993 года, а ее формирование закончилось осенью 2011 года после так называемой рокировки Медведев-Путин, и основную роль в ее создании играло телевидение, став ветвью власти.

Когда человек голосует за ту или иную политическую силу, например, за коммунистов или националистов, в его сознании всплывает ряд ассоциирующихся с этой политической силой кратких тезисов, и на основе этого ряда он делает вывод, «хорошая» ли это политическая сила или «плохая», соответственно голос он отдает за ту, которая больше всего подходит под определение «хорошая». Путем внедрения в общественное сознание манипуляционных кратких тезисов и привязки их к политической силе через машину пропаганды можно управлять выбором этого человека.

Общепризнанного определения термина управляемой демократии нет, поэтому давайте сформулируем его сами.

Управляемая демократия (также называется имитационной или тоталитарной демократией) – это тот тип демократии, где мнение большинства формируется меньшинством посредством принадлежащей ему машины пропаганды.

Зачастую при таком типе демократии государство осуществляет вмешательство в политические процессы и контролирует деятельность оппозиции.

По определению автора термина, политолога Виталия Третьякова, это демократия (выборы, альтернативность, свобода слова и печати, сменяемость лидеров режима), но корректируемая правящим классом (из-за недостаточной конкретизации и отсутствия научного обоснования определения у Третьякова мы вводим в оборот другое). Вот как политолог Борис Кагарлицкий описывает реализацию управляемой демократии в России:

Управляемая демократия была компромиссом, который на первых порах устраивал если не всех, то многих. Правила игры были просты и понятны.

Государство уважает свободу печати, но у оппозиционной прессы возникают проблемы то с налоговой инспекцией, то с санитарным контролем.

Правительство не мешает деятельности политических партий, но регистрация новых организаций затруднена чрезвычайно. Выборы вполне свободны, только результаты их подправляются. Парламент есть, но власти у него нет.

То есть по сути такая демократия реализуется меньшинством, формирующим общественное мнение, и управляемым большинством. Управляемая демократия не является демократией вовсе, это диктатура того класса (группы людей/организации/партии), который управляет машиной пропаганды. Большинство исследователей признает авторитарный характер режима управляемой демократии в России.

Вспомним, что управляемое большинство в свое время привело к власти Адольфа Гитлера, требовало безжалостно расстреливать «врагов народа» и так далее. Может ли власть такого большинства быть действительно демократичной?

Например, если условный рабочий, студент, программист или таксист сегодня голосует за партию, призывающую к войне, а завтра отправляется на эту войну и ему там перерезают горло — то это, должно быть, очень паршивая демократия.

Это и не демократия вовсе, это прямое мошенничество, где мошенником выступают элиты общества, которые как раз не будут воевать, а будут разворовывать новоприсоединенные в ходе войны территории и хвастаться своими победами для сохранения власти.

Американский мультсериал «Южный парк» высмеял управляемую демократию — в одной из серий избирателям предлагали выбирать между гигантской клизмой и сэндвичем с д*рьмом

И, напротив, осознанная демократия — это тот тип демократии, при котором доминирующая часть общества (возможно, с небольшим процентом исключений) осознает свои личные и классовые интересы, и разделяет ценности, которые им отвечают. При таком типе демократии в обществе доминируют социал-демократические ценности. Осознанная демократия — это единственный тип демократии, который реально выражает интересы большинства. Разница между двумя этими системами, на наш взгляд, заключается в формах собственности на инструменты машины пропаганды и степени их контроля со стороны государства и крупного бизнеса.

Что нужно для реализации осознанной демократии?

Многие подозревают, что реализация осознанной демократии лежит через образование масс. Но далеко не многие представляют, что это за образование должно быть.

А ведь гражданам можно дать такое «образование», что они будут требовать убивать всех несогласных с правительством, а на следующий же день после принятия отвечающего этому требованию закона попадут в список таковых несогласных.

Образование, которое должно быть в полной мере дано для реализации осознанной демократии — это осознание своих собственных потребностей и интересов. Сюда входят, прежде всего:

  • Знание основных систем ценностей и того, интересы каких классов общества они отражают;
  • Знание принципов действия машины пропаганды;
  • Знание методов пропаганды и демагогических приемов, распознавание подмены своих потребностей и интересов на завуалированные чужие;
  • Умение отличать авторитетные научные источники от пропагандистских и опираться в формировании своего мнения на авторитетные источники;
  • Знание принципов реализации народовластия через демократические институты (как устроена государственная власть, как проводятся выборы, как реализовать отзыв депутата снизу и так далее);
  • Знание своих гражданских прав и механизмов, через которые эти права можно защищать;
  • Владение культурой дискуссии, а не полемики;
  • Достойный уровень общей эрудиции, научных познаний и независимости мышления.

Этот комплекс умений и требуется воспитать в гражданах.

Современные социал-демократы и их программа

Чтобы добиться перехода к осознанной демократии в максимально возможной мере, современным социал-демократам необходимо, в первую очередь, провести кампанию по ликвидации правовой и ценностной безграмотности, «ликбез 2.0» (выше мы уже обозначили комплекс знаний, которым граждане должны обучаться в ходе этой кампании). Проводиться «ликбез 2.0» должен посредством экспроприированной у номенклатуры государственной машины пропаганды.

В результате этой кампании каждый гражданин должен будет знать, как инициировать отзыв депутата, где узнавать о выходе новых законов, должен будет понимать их сущность и понимать, как предотвратить их введение, как сообщать в СМИ о злоупотреблениях властью и так далее.

Однако даже более важен следующий, второй шаг – это проведение комплекса реформ, без которых осуществление демократии невозможно (большая часть этих реформ должна проводиться одновременно с «ликбезом 2.0»). Это, помимо прочего:

  • Децентрализация системы власти, обеспечение ее сменяемости и создание политического строя, максимально вовлекающего массы в управление государством;
  • Создание правового государства и такой судебной системы, при которой граждане имеют равные права;
  • Отделение церкви от государства;
  • Переход большей части машины пропаганды под контроль общества.

Поскольку последний пункт наиболее сложный и непросто даже привести пример, где он реализован в значительной мере, нам нужно подробнее на нем остановиться. Он будет осуществлен не сразу и должен стать заключительным этапом перехода к осознанной демократии.

Обобществление машины пропаганды

Современным социал-демократам следует сломать модель, при которой средство массовой информации спонсирует крупный бизнесмен или номенклатурщик, который говорит редактору, что нужно публиковать, а что нельзя публиковать – именно такая модель и является основой управляемой демократии. Пока окончательная программа действий по ликвидации такой системы находится в разработке, но, скорее всего, в нее будут включены следующие меры:

  1. Организовать переход значительной части средств массовой информации в коллективную или акционерную собственность, где доля акционера не может превышать 3%. По возможности обеспечить участие максимально широких масс во владении акциями СМИ (в первую очередь — их работников);
  2. Законодательно ввести порядок сменяемости главных редакторов и руководящего состава в средствах массовой информации;
  3. В государственной собственности должно оставаться только одно средство массовой информации со своим телеканалом, радио, газетой, сайтом и так далее (не более одного на каждый тип СМИ – для этого нужно провести официальную государственную классификацию типов СМИ);
  4. Запретить политические высказывания в средствах массовой информации, где доля одного лица в собственности превышает 3%;
  5. Запретить финансирование политических партий и негосударственных средств массовой информации государственными деятелями и гражданами, чьи доходы в несколько раз превышают средний заработок по стране;
  6. Обеспечить управление научными, образовательными и культурными учреждениями не государственными структурами, а профессиональными советами.

Итог

Современные социал-демократы выступают за осознанную демократию и четко различают ее от управляемой демократии.

Только осознанная демократия может способствовать победе прогрессивных, демократических ценностей и последующему их развитию.

В будущем нам потребуется также разработать систему власти, отвечающую концепции осознанной демократии, и написать статью со своими предложениями о способах создания правового государства.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://logikaperevorota.com/politika/osoznannaya-i-upravlyaemaya-demokratii.html

Демократия — характеристика политического режима, плюсы и минусы

Видимая демократия. Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

Демократия – это власть большинства, сосредоточенная в руках общества.

За этим, на первый взгляд, кратким и понятным определением, скрывается сложная политологическая концепция, уходящая корнями в глубокую древность.

  • Демократия – что это такое и каковы ее признаки
  • Кто такие демократы
  • Понятие демократизации и демократического государства
  • Демократический политический режим
  • История демократии
  • Базовые принципы демократии
  • Прямая демократия
  • Представительная демократия
  • Чем отличается республика от демократии
  • Источник власти в демократической стране
  • Примеры стран с демократическим режимом
  • Плюсы и минусы демократии
  • Заключение

Демократия – что это такое и каковы ее признаки

Дословное значение слова «демократия» — власть народа. Этот политический строй основан на коллективном принятии решений, где участвующие в процессе имеют равное воздействие на его исход.

От других политических режимов демократию отличают следующие признаки:

  • только народ может рассматриваться как источник власти;
  • граждане избирают представителей на свободных выборах;
  • средства массовой информации независимы;
  • наличие оппозиции, которая может свободно критиковать и указывать на недостатки действующей власти;
  • мораль – одно из главнейших средств социального регулирования;
  • гарантированные права и свободы для личности.

Современные политологи отошли от привычного понятия данного термина. По их мнению, власть действует лишь в интересах народа, который может участвовать только в выборе некоторых должностных лиц правительства.

Кто такие демократы

Если говорить кратко и понятно, то демократы — это люди, являющиеся сторонниками демократии, уверенные в том, что принципы, на которых она строится, приносят благо для большинства.

Оппозиционные силы, находящиеся в меньшинстве, не лишаются прав и свобод, присущим всем остальным. Их не угнетают и не преследуют за мнение, отличное от большинства.

Демократы стремятся построить общество, где закон будет равен для всех, независимо от статуса, личных убеждений и материального положения.

Понятие демократизации и демократического государства

С ростом обеспеченности граждан страны развивается и укрепляется средний класс, повышается уровень образованности в стране. Это ведет к тому, что люди начинают интересоваться политической жизнью, получают знания и средства для борьбы за свои права.

Так начинается процесс демократизации государства – принципы, присущие данному политическому режиму, постепенно внедряются в политику и сознание людей.

Демократическое государство в своей деятельности выполняет волю народа, а также защищает гражданские права и свободы. Определение «демократическое государство» нередко отождествляют с конституционным и правовым государством.

Эти понятия тесно связаны, поскольку без соблюдения законов конституции, защищающих права граждан, демократическое государство не существует.

Демократический политический режим

Политическим режимом определяются взаимоотношения власти и общества, политические свободы, методы управления и устройство государственного аппарата. Во многом установлению того или иного политического режима способствуют традиции, культура, исторические события страны.

Демократичность государства характеризует уровень личностной свободы и защиты прав, а также доступность участия в принятии государственных решений.

История демократии

Родиной данного политического строя является Древняя Греция, чьи мыслители сформулировали его определение и основные принципы.

С давних пор законотворческая деятельность велась людьми на общем собрании. Однако народовластие древних греков носило весьма условный характер — права и законы соблюдались лишь в отношении граждан, но не рабов.

Средневековье в Европе отличалось процветающим монархизмом и феодализмом. Тем не менее некоторые дальновидные политики старались заручиться поддержкой разных сословий населения при принятии политических решений. Законодательные собрания образовались как логическое продолжение съездов сословных представителей.

В наступившей позже Эпохе просвещения стал расти интеллектуальный уровень общества, позже произошли революции против старого монархического порядка. В этот период развивались важнейшие ценности народовластия, а также правительственные органы, чья задача – выражать мнение граждан.

Тем не менее даже в развитых странах демократия была не для всех, поскольку присутствовали ограничения прав, связанные с полом, материальным положением, расовыми признаками.

Сейчас ее принципы получили широкое распространение. С целью защиты прав человека и для борьбы с острыми социальными проблемами, созданы Международные организации. Несмотря на это, идеальное общество — все еще предмет оживленных дискуссий.

Базовые принципы демократии

Принципы тесно переплетены с идеями либерализма, где индивидуальные ценности каждой личности ставятся превыше всего. Государство, общественные учреждения, группы и партии – инструмент для защиты прав и интересов индивида.

Народовластие характеризуется следующими признаками:

  1. Народ обладает учредительной и конституционной властью. Он осуществляет выбор доверенного представителя, но в то же время имеет право отозвать его.
  2. Равные права и свободы гарантируются для граждан и защищаются государством.
  3. Управленческие решения принимаются на основе мнения большинства, но при этом меньшинство может создать оппозицию. Присутствуют независимые партии, объединения и группы – политический плюрализм.
  4. Имеются независимые ветви власти, призванные уравновешивать друг друга. Наличие развитых органов местного самоуправления, чья задача – решать проблемы локального характера.
  5. Основные органы власти избираются через всеобщие выборы.
  6. Государственные органы и должностные лица действуют открыто, основываясь на принципе гласности.

При развитом демократизме гражданин имеет право на свободное самоопределение и личную жизнь.

Прямая демократия

Наиболее древняя форма правления демократии предполагает, что граждане прямо участвуют в политической жизни.

Они самостоятельно инициируют, принимают и исполняют решения на благо общества.

С укрупнением государств прямая демократия стала составным элементом организации системы управления.

Референдум – наиболее распространенный способ проявления народной воли. Однако зачастую круг вопросов, решающихся анием, ограничен. Отдельная группа граждан может внести на рассмотрение проект нормативного акта путем общественной инициативы.

Существует также понятие императивного мандата, наделяющего народ правом на отзыв судей или депутатов, чья деятельность не идет на благо общества.

Представительная демократия

Метод прямой демократии трудно применить на большой территории или использовать при решении сложных вопросов, поскольку голосующие не всегда имеют необходимый опыт или квалификацию. Этим объясняется широкая распространенность представительной демократии.

Подобный тип политического режима признает народ источником власти, но курс развития страны определяется представительными органами. Политическая жизнь граждан ограничивается выбором избранных представителей.

Чем отличается республика от демократии

Демократия, где властью наделено большинство, нередко отождествляется с республикой, где правительство формируется представительными органами.

Существует четыре вида республик, и основное их различие – субъект, наделенный преобладающим числом полномочий:

  • парламентская – парламент является высшим представительным и законодательным органом;
  • президентская – президент осуществляет исполнительную власть;
  • смешанная – правительство контролируется одновременно парламентом и президентом;
  • теократическая – представители религии.

Основная разница между демократией и республикой кроется в вовлеченности народа в управление государством, а также в отличиях самих понятий. Народовластие по своей сущности — это метод, отвечающий за осуществление политических отношений в обществе.

Республика – система устройства и организации органов власти в государстве. Это означает, что признаки демократии могут прослеживаться вне зависимости от формы правления.

Источник власти в демократической стране

Власть — простыми словами — это способность заставлять, принуждать и воздействовать, независимо от желаний других. В теории демократии народное большинство обладает этими признаками, и именно оно – источник власти.

В зависимости от применяемой модели, участвовать в политике может любой отдельно взятый гражданин (прямая демократия), общественные группы (плюралистическая), избранные представители (представительная).

Примеры стран с демократическим режимом

Согласно исследованиям, в десятку самых демократичных стран входят европейские страны (Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Норвегия), а также Новая Зеландия, Канада и Австралия.

Вершину списка занимает Норвегия, где действует конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, контролирующему деятельность правительства.

Члены парламенты избираются народом. Политический плюрализм обеспечивают 9 партий, действующих в этом органе. Партия, которая победила на выборах, назначает своего лидера на должность главы правительства.

Для многих США – синоним демократии, однако Штаты в рейтинге ниже большинства развитых европейских стран. Конституция обеспечивает принцип разделения властей.

Интересы народа защищает Конгресс, состоящий из двух палат – сената и палаты представителей. Президент, являясь главой исполнительной власти, избирается коллегией выборщиков.

Каждый штат через ание выдвигает от своего имени определенное число выборщиков. Плюрализм выражен слабее – влияние поделено между двумя крупными партиями – республиканцами и демократами.

Плюсы и минусы демократии

Демократия основывается на идеях гуманизма, чем и обусловлены ее положительные качества для человека:

  • гарантированные права и свободы;
  • свобода на самоопределение;
  • стремление к политическому равенству.

Государство, построенное на этих принципах, стремится к мирному урегулированию конфликтов, защите собственных граждан. Решения, принятые коллективно с учетом замечаний сильной оппозиции, эффективнее, чем принятые единолично. В связи с этим, развитие демократии ведет к экономическому росту и благосостоянию общества.

Недостатки этого политического режима – продолжение его плюсов. Народным мнением можно манипулировать, вводя голосующее большинство в заблуждение. Под воздействием эмоций или обмана, общество может принять неверное решение – проать за кандидата, предоставившего ложную информацию о себе, принять под воздействием пропаганды антигуманные законы.

Помимо этого, сказывается недостаток квалификации в проведении социально-экономической политики, что затрудняет участие народа в обсуждении. Система представителей, решая эту проблему, порождает другую – разрыв между политической элитой и гражданами ведет к сложностям и ограничениям в возможности повлиять на волю государства.

Теория делиберативной демократии, основанная на публичном обсуждении и принятии решений на основе консенсуса, устраняет эту проблему, но не решает остальные.

Плюрализм в определенных ситуациях способен порождать излишние конфликты. Партии и объединения, в стремлении любой ценой отстоять свое мнение, могут дестабилизировать общество.

Заключение

Стремление построить идеальное общество на данный момент не увенчалось успехом – социальные или экономические проблемы присутствуют в любом государстве.

Бесспорным остается факт, что демократическое общество, провозглашающее права и свободы личности высшей ценностью, является важным его элементом. Доступность и открытость информации позволит обществу оценить действия своих представителей, которые обязаны защищать его интересы.

Именно в возможности воздействовать на проводимую государством политику, назначая и отзывая членов политической элиты, кроется сущность демократии. К сожалению, концепция не лишена серьезных минусов, не позволяющих использовать демократию в чистом виде.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/demokratiya.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.5. Демократия

Видимая демократия. Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

  • Демократия. Понятие.
  • Предпосылки демократии.
  • Признаки демократии.
  • Формы демократии.
  • Гарантии существования демократии.
  • Ценности демократии.

Демократия.

Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, реализуется правление народа, действенный контроль с его стороны за осуществление власти.

Предпосылки демократии:

  • рыночная экономика;
  • многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности;
  • значительное место среднего класса в социальной структуре общества;
  • высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам;
  • высокая степень развития общей и политической культуры, значительная социальная и политическая активность людей, добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;

Признаки демократии:

  • признание народа источником власти и носителем суверенитета;
  • юридическое равноправие граждан, их равные возможности участия в политической жизни страны;
  • наличие прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
  • принятие важнейших властных решений по принципу большинства;
  • право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
  • политический плюрализм, (от лат. множество), возможность наличия множества различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
  • гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
  • существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;
  • выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном ании;
  • развитая система органов местного самоуправления.

Формы демократии. 

Формы демократии отличаются способом осуществления народом своей власти:

  • прямая (непосредственная)
  • косвенная (представительная).

Прямая демократия – это непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни через выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Народ сам осуществляет свои права.

Представительная демократия – возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах (депутатов, делегатов, членов собраний и др.)

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Гарантии существования демократии:

  • наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц;
  • упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
  • ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;
  • существование своевременного полного политического информирования граждан.

Ценности демократии:

  • защита интересов людей,
  • возможность жить людям согласно их собственным законам,
  • гарантированность личной свободы и прав человека,
  • равенство всех перед законом,
  • моральная ответственность людей за их политические решения,
  • политическое равенство,
  • свободные и честные выборы,
  • справедливое судопроизводство,
  • толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью,
  • предотвращение деспотизма.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-47/

Демократия характеристика политического режима, плюсы и минусы

Видимая демократия. Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

Демократия – это власть большинства, сосредоточенная в руках общества.

За этим, на первый взгляд, кратким и понятным определением, скрывается сложная политологическая концепция, уходящая корнями в глубокую древность.

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: