Винительный падеж вопросы кого что. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

Содержание
  1. Винительный и родительный падежи – как отличить, вопросы и правило употребления
  2. Изучение в школе
  3. Отличие именительного и винительного падежей
  4. Винительный падеж существительных
  5. Что такое винительный падеж существительных?
  6. Значения винительного падежа
  7. Окончания винительного падежа существительных
  8. Предлоги винительного падежа
  9. Как определить винительный падеж существительного?
  10. урок
  11. Как отличить именительный падеж от винительного
  12. Падежи
  13. Характеристика именительного падежа
  14. Характеристика винительного падежа
  15. Проверка через вопрос
  16. Проверка через разбор предложения
  17. Проверка через предлоги
  18. Алгоритм проверок
  19. Как отличить винительный падеж от родительного: все о трудностях падежей в русском языке
  20. Значение падежей в русском языке
  21. Склонение
  22. Роль падежей
  23. Не подлежат изменению по падежам
  24. Изменение по падежам вне правил склонения
  25. Основная трудность
  26. Падеж имен существительных
  27. Предлоги падежей
  28. Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
  29. Советуем посмотреть:
  30. Правило встречается в следующих упражнениях:

Винительный и родительный падежи – как отличить, вопросы и правило употребления

Винительный падеж вопросы кого что. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

Родительный и винительный (от слова «вина», проверочное сущ. — «повинный») падежи используются для разных целей, причём первый применяют чаще. Это обусловлено тем, что он может выполнить больше функций. Конструкции с использованием р. п. составляют, когда нужно сделать следующее:

  1. Соотнести целое с частью: ветка сирени, литр молока, кусок торта, ложка дёгтя в бочке мёда, страница книги.
  2. Показать признак или характеристику предмета, подвести итог: результат исследования, итоги мероприятия, решение задачи.
  3. Сравнить объекты друг с другом: быстрее ветра, жарче солнца, слаще сахара, тверже камня, ярче звёзд.
  4. Показать, что объект принадлежит кому-либо или чему-либо: мех зайца, халат врача, колпак повара, диплом специалиста.
  5. Выразить влияние отрицающего глагола на существительное: не купили хлеба, не ест конфет, не пьёт чая. Примечание: иногда в подобных ситуациях может использоваться и винительный падеж (не получили зарплату).
  6. Передать намерение относительно объекта или удаление от него: выбросить из головы, убежать из дома, уйти от ссоры, отдалиться от родителей.

Распространённый случай, когда существительное ставят в р. п., — конструкция, где показано, что от исчисляемого или неисчисляемого объекта взяли часть. Примеры: 5 яблок, стакан воды, машина снега. Ситуаций, в которых применяют в. п., сравнительно меньше. Вот что можно сделать с его помощью:

  • Показать, что между объектами существует пространственная или временная связь: зайти в дом, уехать в город, прибыть на месяц, опоздать на неделю, зарядить на целый день.
  • Отобразить действия, совершаемые по отношению к объекту: листать книгу, рисовать дерево, считать доходы, смотреть телевизор, гладить кошку, хвалить сотрудника.
  • Выразить эмоцию, касающуюся человека, предмета или явления: страшно за урожай, обидно за брата, стыдно за поступок, больно за страну.

Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:

  1. Определяют, является ли объект одушевлённым или неодушевлённым.
  2. Подставляют вопрос, на который отвечает член предложения. Вопросительные конструкции лучше использовать парно, так как они разные по отношению к одушевлённым и неодушевлённым существительным.
  3. Подставляют вспомогательные слова «нет» и «вижу». Если подходит первое, значит, предложение составлено с применением родительного падежа, а когда второе, речь идёт о винительном.

Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу.

Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода.

Примеры:

  • вижу ученицу — сумка ученицы;
  • вижу дядю — сумка дяди;
  • вижу папу — сумка папы.

Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц».

В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы».

Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.

Изучение в школе

В рамках школьной программы дети получают представление о падежах в начальных классах. В русском языке их 6, причём каждый характеризуется парой вопросов. Первый подставляется к одушевлённым существительным, второй — к неодушевлённым. Вот на какие вопросы отвечают падежи, с которыми возникает путаница:

  • именительный — «кто?», «что?»;
  • родительный — «кого?», «чего?»;
  • винительный — «кого?», «что?».

Помимо этого, для каждого падежа характерны определённые предлоги и зависимые слова. Задача учителя — объяснить детям, как можно научиться определять разницу между падежами в тех случаях, когда их формы совпадают.

Урок, посвящённый этой теме, проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель определяет цели:

  • научиться распознавать падежи по предлогам, вопросам и окончаниям;
  • развить у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность и способность проводить сравнения;
  • помочь разобраться со сложными случаями.

Организационная часть включает разминку. Учитель просит написать в тетради несколько слов, отвечающих на вопрос. Пример: «Что можно увидеть в зимних узорах на стёклах?» Ученики перечисляют предметы, которые подскажет им фантазия. Важно проверить, чтобы они стояли в в. п. Затем преподаватель предлагает сравнить слова и подумать, что в них общего.

Следующая часть посвящена работе со словарным словом. Учитель пишет на доске буквы в любом порядке, а школьники составляют из них существительное, наречие или другую часть речи. Следующий этап — подбор однокоренных слов, изучение орфограммы. Затем урок переходит к основной части — изучению в. п. и р. п., сравнению их особенностей.

Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:

  • ученики пишут контрольную;
  • старику жаль прошедшие годы;
  • мальчику жаль собаку.

Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:

  • мальчика знобит;
  • награда воодушевила победителя;
  • человека осенило.

В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:

  • времени: «Встретиться в четверг».
  • стоимости: «Уплатить 100 рублей».
  • пространства: «Пробежать километр».
  • объекта: «Бросить сумку».
  • результата: «Построить дом».

Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробовать подставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.

Отличие именительного и винительного падежей

Существительные 2 и 3 склонения, поставленные в винительный и именительный падежи, в единственном числе имеют одинаковые формы. Аналогичная ситуация наблюдается и с некоторыми местоимениями. Из-за этого ученикам сложно различить падежи.

Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простое правило: если существительное в предложении играет роль подлежащего, значит, оно стоит в и. п. Но когда слово является зависимым от другого члена, это указывает на в. п. или р. п., которые являются косвенными.

Примеры, как отличить винительный и именительный падежи:

  1. «Лес рубят — щепки летят». И. п., сущ. «лес» выступает в роли подлежащего.
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери с собой еду, бери спички». В. п., сущ. «лес» выступает в роли дополнения.
  3. «Смотрю на лес и слышу трели соловья». в. п., сущ. является дополнением.

Ещё один способ распознавания — по наличию или отсутствию предлогов.

Если они есть, значит, речь идёт о винительном падеже, а когда их нет, нужно применять другие способы, например, подставить вопрос.

В словосочетании «пойти в лес» существительное стоит в винительном падеже. На первый взгляд, к нему подходит вопрос «куда?», но есть ещё один вариант — «во что?», который точно указывает на в. п.

Таким образом, поочерёдно применяя все предложенные способы, ученик сможет разобраться с любым сложным случаем. В школьной программе предусмотрены упражнения на различие винительного и родительного падежей. Таблица с отличиями, составленная учеником для себя, поможет на проверочной работе, поэтому её стоит сделать самостоятельно или скачать в готовом виде.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/kak-otlichit-roditelnyy-padezh-ot-vinitelnogo.html

Винительный падеж существительных

Винительный падеж вопросы кого что. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект или обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кого? или что?

Выясним, что такое вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа.

Что такое винительный падеж существительных?

Чтобы понять, что такое вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вспом­ним неко­то­рые важ­ные момен­ты об этой части речи.

Имя суще­стви­тель­ное — это изме­ня­е­мая само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет пред­мет. Её посто­ян­ным при­зна­ком явля­ет­ся кате­го­рия рода (муж­ско­го, жен­ско­го или сред­не­го), в соот­вет­ствии с кото­рой и харак­тер­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми боль­шин­ство имен суще­стви­тель­ных рас­пре­де­ля­ют по трём основ­ным типам скло­не­ния.

Склонение — это изме­не­ние суще­стви­тель­но­го по паде­жам в фор­ме един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

СклонениеРодОкончаниеПримеры
Первоемуж­ской-а, -яюноша дядя
жен­скийптица земля
Второемуж­скойнуле­воеотец день
сред­ний-о, -езерно счастье
Третьежен­скийнуле­воедочь рожь

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. В систе­ме скло­не­ния суще­стви­тель­ных выде­ля­ют один пря­мой падеж, кото­рый назы­ва­ет­ся име­ни­тель­ным, и пять кос­вен­ных паде­жей.

Рассмотрим один из кос­вен­ных паде­жей. Винительный падеж суще­стви­тель­но­го выра­жа­ет син­так­си­че­скую зави­си­мость сло­ва этой части от гла­го­ла или дру­го­го суще­стви­тель­но­го.

Чтобы обра­зо­вать вини­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.

К оду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му от гла­го­ла зада­дим вопрос кого? К неоду­шев­лён­но­му суще­стви­тель­но­му зада­дим вопрос что?

  • стре­ко­за — вижу (кого?) стре­ко­зу
  • хозя­ин — виню (кого?) хозя­и­на
  • соло­вей — слу­шаю (кого?) соло­вья
  • теп­ло — ощу­щаю (что?) теп­ло

Значения винительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных выра­жа­ет объ­ект­ные и обсто­я­тель­ствен­ные зна­че­ния:

1. обо­зна­ча­ет объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие

  • видим (кого?) зай­ца
  • возь­му с собой (кого?) дру­га
  • верим (во что?) в побе­ду люби­мой коман­ды
  • соби­раю (что?) зем­ля­ни­ку

2. обо­зна­ча­ет направ­ле­ние

  • пой­дем (во что? куда?) в поле
  • ныр­нешь (во что? куда?) в море
  • пере­сту­пить (через что? куда?) через порог

3. выра­жа­ет вре­мя дей­ствия

  • собе­рем­ся (во что? когда?) в среду
  • пере­пи­сы­вать­ся (что? сколь­ко?) неде­лю
  • зво­нить (что? когда?) каж­дое утро

4. образ дей­ствия

  • собрать (во что? как?) в круг
  • посе­ять (во что? как?) в ряд
  • сто­ять (во что? каким обра­зом?) в шерен­гу

и пр.

Окончания винительного падежа существительных

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти суще­стви­тель­но­го и его при­над­леж­но­сти к опре­де­лён­но­му скло­не­нию в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа сло­ва име­ют харак­тер­ные окон­ча­ния.

1 скло­не­ние

Существительные пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния -у/-ю в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла:

  • вижу (кого?) собаку, Митю
  • вижу (что?) сосну, башню

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ния вини­тель­но­го и роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ют у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных, у неоду­шев­лен­ных — вини­тель­но­го и име­ни­тель­но­го паде­жа:

  • в.п. корм­лю (кого?) собак   — р.п. лай (кого?) собак  
  • в.п. вижу (что?) сосны — и.п. сосны рас­тут

2 скло­не­ние

Для оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в един­ствен­ном чис­ле харак­тер­но окон­ча­ние -а/-я, во мно­же­ствен­ном -ей, -ов/-ев

  • узнаю (кого?) друга, друзей
  • позо­ву (кого?) мат­роса, мат­росов
  • знаю (кого?) гения, гениев
  • вижу (кого?) мед­ведя, мед­ведей

Неодушевленные суще­стви­тель­ные име­ют нуле­вое окон­ча­ние в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, а во мно­же­ствен­ном чис­ле — -а/-я, -ы/-и

  • видим (что?) лист  , листья
  • вижу (что?) про­вод  , про­вода
  • стро­им (что?) мост  , мосты
  • кру­чу (что?) обруч  , обручи

Существительные един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ют окон­ча­ние -о/-е, в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла — соот­вет­ствен­но -ых или -а/-я:

  • живот­ное — пасёт (кого?) живот­ное, животных
  • крыльцо — стро­им (что?) крыльцо, крыльца
  • дерево — поса­дим(что?) дерево, деревья

3 скло­не­ние

Существительные жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла тре­тье­го скло­не­ния отли­ча­ют­ся нуле­вым окон­ча­ни­ем, а в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют флек­сии -ей, -и:

  • дочь   — вижу (кого?) дочь   — дочерей
  • брешь   — закро­ем (что?) брешь   — бреши

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные име­ют сле­ду­ю­щие окон­ча­ния:

  • дитя — вижу (кого?) дитя, детей
  • стре­мя — вста­нет (на что?) на стремя, стре­мена

Предлоги винительного падежа

Винительный падеж суще­стви­тель­ных обра­зу­ет­ся как без пред­ло­гов, так и с пред­ло­га­ми. Для форм вини­тель­но­го паде­жа харак­тер­ны непро­из­вод­ные пред­ло­ги в (во), за, на, по, под, про, через.

  • зашёл в воду
  • лест­ни­ца на чер­дак
  • спря­тал­ся за дом
  • бурьян по пояс
  • задви­ну­ла под кро­вать
  • рас­сказ про героя
  • про­шел через испы­та­ние

Винительному паде­жу свой­ствен­ны про­из­вод­ные пред­ло­ги сквозь, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • све­тить сквозь стек­ло
  • прий­ти спу­стя час
  • про­честь вклю­чая эпи­лог
  • вый­ти в сад несмот­ря на дождь

Как определить винительный падеж существительного?

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го мож­но опре­де­лить по задан­но­му вопро­су и по харак­тер­но­му окон­ча­нию. К тому же при сов­па­де­нии фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа у неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных обра­ща­ем вни­ма­ние на нали­чие пред­ло­га. Прямой падеж не име­ет пред­ло­га.

Существительное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим, а фор­ма вини­тель­но­го паде­жа при­над­ле­жит вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния — допол­не­нию или обсто­я­тель­ству.

Сравним:

Из-за леса пока­за­лось солн­це (и.п.)

Невозможно смот­реть на солн­це широ­ко откры­ты­ми гла­за­ми (в.п.)

Чтобы не пере­пу­тать вини­тель­ный и роди­тель­ный падеж оду­шев­лён­ных суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода, вос­поль­зу­ем­ся мето­дом под­ста­нов­ки. Вместо суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода под­став­ля­ем оду­шев­лён­ное суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла, фор­мы кото­ро­го в вини­тель­ном и роди­тель­ном паде­же отли­ча­ют­ся окон­ча­ни­я­ми.

  • нет (кого?) брата — нет сестры
  • вижу (кого?) брата — вижу сестру.

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/vinitelnyy-padezh.html

Как отличить именительный падеж от винительного

Винительный падеж вопросы кого что. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

Слова в винительном падеже нередко совпадают с формой в именительном или родительном. Особенно это касается существительных, обозначающих неодушевленные предметы 2-го и 3-го склонения. Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Определиться можно, запомнив ряд простых правил.

Падежи

Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет: как живой, так и неодушевленный. Соответственно, будет отвечать на «кто?», «что?». Все существительные изменяются по падежам. Всего их шесть:

  1. Именительный. Кто, что делает?
  2. Родительный. Нет кого, чего?
  3. Дательный. Отдам кому или чему?
  4. Винительный. Вижу кого, что?
  5. Творительный. Восхищаюсь кем, чем?
  6. Предложный? Пишу о ком, о чем?

Сами падежи по порядку легко запомнить по присказке: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Каждое слово в ней начинается с первой буквы названия падежей. Но важнее запомнить падежные вопросы, так как именно с их помощью можно быстро и безошибочно определять, в том числе, именительный и винительный падеж.

Характеристика именительного падежа

Это начальная форма всех имен существительных. Он противопоставляется всем остальным пяти косвенным. Как различить именительный падеж от винительного? Главное здесь:

  1. Никогда не применяется вместе с предлогом.
  2. В предложении выступает или подлежащим, или именной частью сказуемого.

Чем отличается именительный от винительного падежа? Слова в именительном неизменно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Это субъектная форма существительного: какой-либо деятель («мальчик нес сумку») или объект, на который направлено действие («дерево наконец-то полили»). Слова в такой форме – подлежащие.

Также существительное в именительном падеже может быть в определительной форме. Тут оно выступает в предложении именной частью сказуемого. «Мой друг – студент» («он есть студент»), «новое здание – фабрика» («это здание – есть фабрика»).

Второе существительное в именительном падеже выступает определяющим – характеристика первому. Оно дает подлежащему описание по его свойствам, качествам, признакам.

Однако существительное в именительном падеже никогда не описывает обстоятельства.

Более редкие, но встречающиеся в русском языке значения:

  1. Оценка кого-либо, чего-либо (как именная часть сказуемого): «мой отец – добряк», «этот работник –растяпа».
  2. Выражение временного признака, актуального в прошлом: «ее муж, тогда еще ребенок…»
  3. Информационно-восполняющее значение: «его назвали Олег», «она записана как учительница» (и для собственных, и для нарицательных имен). Чаще всего актуально в отношении географических названий: «потом его назвали Ленинград».

В именительный и винительный падежи ставятся не только существительные, но и местоимения, числительные, причастия и прилагательные.

Характеристика винительного падежа

Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:

Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».

Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».

Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».

Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:

  1. (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
  2. (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.

Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):

  1. «в»;
  2. «про»;
  3. «за»;
  4. «на»;
  5. «через».

Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:

  1. Первое склонение: «-ю», «-у».
  2. Второе склонение: «-я», «-а».
  3. Третье склонение: нулевое окончание.

На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.

Проверка через вопрос

Как различить винительный и именительный падеж? Действенное школьное правило: постановка падежного вопроса:

  1. Именительный: кто, что? Примеры: (лежит что?) щепка, (играет кто?) пес, (разбилось что?) блюдо.
  2. Родительный: кого, чего? Примеры: (сегодня нет кого, чего?) щепки, пса, блюда.
  3. Винительный: кого, что? Примеры: (я не вижу кого, что?) щепку, пса, блюдо.

Небольшая путаница с самим винительным падежным вопросом: для одушевленных предметов он повторяет родительный, для неодушевленный – именительный.

Поэтому нужно запомнить проверяющий глагол, чтобы правильно его задать:

  1. Нет чего? Кого? Дерева, машины, леса, человека, предмета. Здесь слова стоят в родительном падеже.
  2. Виню что? Кого? Сына, обстоятельство, победу, сюжет. А здесь уже в винительном.

Запомнив проверку с одним из этих глаголов, можно легко отличить винительный от именительного.

Проверка через разбор предложения

Надо запомнить синтаксическое отличие винительного падежа от именительного. Подлежащим может выступать существительное только в именительном падеже. Оно чаще всего главный член в предложении. А вот слова в винительном – зависимые, второстепенные.

Как различать именительный и винительный падеж? Просто запомнить:

  • Подлежащее-существительное – только в именительном.
  • Словоформы в винительном не могут быть подлежащими.

Примеры применения правила:

«Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.

Не лес увидел мальчика, а мальчик увидел лес.

«Мальчик увидел, что лес изменился с прошлого года». Что сделал мальчик? Увидел. Что сделал лес? Изменился. Оба существительных – два члена предложения, подлежащие, стоят

в именительном падеже.

Нужно запомнить, что подлежащее никогда не будет в винительном падеже.

Проверка через предлоги

Разница между именительным и винительным падежом видна, если обратить внимание на наличие предлогов. С именительным они никогда не употребляются. Только с косвенными падежами:

  1. «Цех построен по последнему слову техники». «Цех» в именительном падеже.
  2. «Я снова прохожу через цех». «Цех» в винительном падеже (с существительным употребляется предлог «через»).
  3. «Откуда-то выкатился мяч». «Мяч» — в именительном.
  4. «Дети устроили настоящую битву за мяч». «Мяч» в винительном падеже (употребляется с предлогом «за»).

Но такое правило не будет определяющим. Ведь слова в винительном падеже употребляются и без предлога: «Я увидел цех», «Ребенок отдал мне мяч». В таком случае их можно проверить, разобрав состав предложения или задав падежный вопрос.

Алгоритм проверок

Простой алгоритм «Чем отличается винительный падеж от именительного»:

  1. Задайте вопрос. Слово в именительном отвечает на: «кто, что делает?». Слово в винительном: «вижу что, кого?»
  2. Если слово употреблено в контексте предложения, сделайте его разбор. Подлежащее, главный член будет в именительном падеже, а дополнение, второстепенный член – в косвенном, каким и выступает винительный.
  3. Наличие предлогов перед словом. С существительными в именительном их нет. А со словоформами в винительном падеже употребляются предлоги: «через», «на», «в», «за».
  4. Сравнение характерных для склонения окончаний. Так, существительные 1 склонения в именительном падеже имеют окончание «-а», «-я». В винительном они изменяются на «-у», «-ю».

Но есть и исключения, для которых применение алгоритма затруднительно. Это разряд несклоняемых существительных: . Во всех формах они имеют одинаковое окончание, но как понять: именительный или винительный падеж? Определить его можно, только задав вопрос.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/kak-otlichit-imenitelnyj-padezh-ot-vinitelnogo/

Как отличить винительный падеж от родительного: все о трудностях падежей в русском языке

Винительный падеж вопросы кого что. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.

В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.

Значение падежей в русском языке

Для связи слов в предложениях все самостоятельные части речи могут принимать необходимую форму: глаголы изменяются по временам, числам, лицам и залогам, а имена существительные, числительные, прилагательные, причастия и местоимения – по числам и падежам. Так они осуществляют свою синтаксическую роль в предложениях, однако для этого необходимо склонять их правильно.

В русском языке существует всего 6 падежей, каждый из них имеет вспомогательные вопросы и собственные окончания. Однако при выборе последних строго необходимо учитывать склонение имен существительных.

Плюс все связанные со словами этой части речи прилагательные, причастия и числительные также от него зависят.

Таким образом, чтобы научиться изменять по падежам все эти морфологические единицы, сначала нужно подробно изучить эту категорию.

Склонение

К постоянным признакам имен существительных как части речи относятся род (женский, мужской, средний), склонение (1-е, 2-е, 3-е, несклоняемые и разносклоняемые слова). Также следует различать существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. И именно от второй категории зависит изменение по падежам, а точнее добавление необходимого окончания.

Необходимо знать, что в первое склонение включены имена существительные как мужского, так и женского рода с окончаниями «–а» и «-я», к примеру, радуга, лисица, мужчина.

Во второе – мужского рода с нулевым окончанием (зять, гений, йогурт) и все слова среднего рода (окно, горе, ложе), а в третье – только те слова женского рода, которые оканчиваются на «ь» (мать, ночь, рысь).

Однако для изменения по падежам склонение существительных имеет значение только в единственном числе, поскольку во множественном все слова данной части речи имеют одинаковые окончания («-ы/-и,-а/-я»), к примеру, лисицы, йогурты, матери, берега, якоря.

Роль падежей

Каждый из шести падежей в русском языке имеет собственное значение и цель применения в тексте. Так, с их помощью слова выполняют свою синтаксическую роль, образуя связь с в словосочетаниях.

Также по падежу можно определить, к какому члену предложения относится данное имя существительное: если оно находится в именительном падеже – это подлежащее, если в предложном и отвечает на вопрос «Где?», в родительном («откуда?») или в винительном («куда?») – это обстоятельство, в остальных случаях – дополнение.

Что касается прилагательных и причастий, то они, вне зависимости от падежа, являются определениями, как и порядковые числительные. А вот количественные – всегда обстоятельства со значением меры и степени и отвечают на вопрос «сколько?».

Не подлежат изменению по падежам

Особенного внимания требуют несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. К первым из них относятся слова, главным образом позаимствованные из иностранных языков. К примеру, казино, эскимо, кашне, кашпо, кофе и др.

Их форма является неизменной, то есть их невозможно просклонять по падежам, поскольку их окончание останется прежним.

В связи с этим проблема, как отличить винительный падеж от родительного или какое окончание выбрать при написании, данной категории слов не касается, а потому их легко употреблять в тексте.

И. п.: в чашке что? – вкусный кофе

Р. п.: нет чего? – вкусного кофе

Д. п.: добавить к чему? – ко вкусному кофе

В. п.: хотеть что? – вкусный кофе

Т. п.: пахнет чем? – вкусным кофе

П. п.: думать о чем? – о вкусном кофе

Изменение по падежам вне правил склонения

Однако значительную трудность представляют разносклоняемые слова, их всего 11 (путь + 10 на «-мя»: семя, вымя, бремя, темя, стремя, племя, время, имя, пламя, знамя).

При их изменении по падежам они принимают окончания разных склонений.

Помимо этого, только существительное в винительном падеже или именительном из ряда слов на «-мя» не требует добавления суффикса «-ен» при склонении в единственном числе. В остальных же случаях он необходим.

Однако именно поэтому вопрос о том, как отличить винительный падеж от родительного, не касается разносклоняемых существительных, поскольку форма их в. п. идентична и. п.

Во множественном числе родительного падежа к ним добавляются суффиксы «-ён» («имён, племён») и «-ян» («стремян, семян»).

Проще это запомнить визуально: по прикрепленному фото «таблица падежей разносклоняемых существительных».

Основная трудность

Чтобы научиться справляться с задачей, как отличить винительный падеж от родительного, необходимо научиться правильно задавать вопросы к словам и определять морфологические признаки имен существительных. Это поможет воспользоваться небольшой хитростью путем замены трудных слов на те, которые ясно различаются в этих двух падежах, т. е. на любой пример 1-го склонения.

Так, если вы видите в тексте одушевленное имя существительное во множественном числе, то вместо него следует мысленно использовать неодушевленное в той же форме. К примеру, “вижу кого? – людей” (“вижу что? – книги” – так как не является подлежащим, то это не и. п., а значит выбираем в. п.), “нет кого? – людей” (“нет чего? – книг” – р. п.).

Если же проблему составляет одушевленное имя существительное мужского рода 2-го склонения, то подставьте вместо него «мама», а затем задайте к нему вопросы винительного падежа и родительного со вспомогательными словами.

К примеру, вижу кого? – ослА (вижу кого? – мамУ – в. п.), нет кого? – ослА (нет кого? – мамЫ – р. п.).

Аналогичную хитрость нужно использовать, чтобы различить винительный и родительный падеж местоимений (личных и возвратных), а склонять притяжательные следует ориентируясь на связанные с ними существительные.

Источник: https://FB.ru/article/149876/kak-otlichit-vinitelnyiy-padej-ot-roditelnogo-vse-o-trudnostyah-padejey-v-russkom-yazyike

Падеж имен существительных

Винительный падеж вопросы кого что. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Падеж

Вспомогательные слова

Падежные вопросыСмысловые вопросы
Именительныйесть

Кто? лиса    

Что? земля

Кто?

Что?

Родительныйнет

Кого? лисы

Чего? земли

Где? Откуда?

Чья? Чьи? Чье?

Дательныйдать

Кому?  лисе

Чему?  земле

Где? Как?
Винительныйвижу

Кого?   лису

Что?    землю

Где? Куда?
Творительныйдоволен

Кем?   лисой

Чем?   землей

Где? Как?
Предложныйдумаю

О ком? о лисе

О чем? о земле

Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 99, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 59, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 70, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 79, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 145, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 151, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 213, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 9, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 205, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 266, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 137, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 151, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 41, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 78, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 40, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 95, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 105, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 148, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 247, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 266, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 267, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 130, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/8

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: