Закон о госрегистрации прав на недвижимое. Новые правила регистрации недвижимости. Значение процедуры в гражданском обороте

Содержание
  1. Новые правила регистрации прав на недвижимость
  2. Новое основание регистрации прав на недвижимость
  3. Кто может подать заявление о регистрации прав на недвижимость
  4. Росреестр будет запрашивать учредительные документы в налоговой
  5. Требования к документам на регистрацию права
  6. Документы о регистрации права на недвижимость можно будет подать из любой точки мира
  7. Документы можно будет подать через выездное подразделение Росреестра
  8. Госорганы сами передадут документы в Росреестр
  9. Росреестр будет обязан уведомить о заявлении на регистрацию права
  10. Срок регистрации права на недвижимость сократится
  11. Что включает в себя закон о государственной регистрации недвижимости
  12. Основные понятия
  13. Кадастровый учет
  14. Причины отказа в приеме заявления
  15. Ответственность регистрационных органов
  16. Основные преимущества изменений и поправок
  17. Закон про государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
  18. Новый порядок
  19. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
  20. Законодательная база
  21. Несоответствие
  22. Значение процедуры в гражданском обороте
  23. Акт уполномоченного органа
  24. Нормы ГК
  25. Полномочия органов
  26. Характер деятельности
  27. Основные этапы
  28. Особенности
  29. Важный момент
  30. Государственная регистрация перехода права собственности при покупке недвижимости, в соответствии со статьей 551 ГК РФ
  31. Предмет государственной регистрации
  32. Сущность государственной регистрации и нормативные акты, связанные с ней
  33. Регистрация прав на недвижимое имущество: порядок, сроки
  34. Порядок регистрации
  35. Необходимые документы
  36. Куда обращаться?
  37. Оплата госпошлины
  38. Сроки
  39. Приостановка
  40. Отказ в регистрации

Новые правила регистрации прав на недвижимость

Закон о госрегистрации прав на недвижимое. Новые правила регистрации недвижимости. Значение процедуры в гражданском обороте

Они упрощают процесс регистрации
Как сообщает roscadastre.ru, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Он отменяет Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Рассмотрим 9 изменений, которые упростят регистрацию прав на недвижимость.

Новое основание регистрации прав на недвижимость

Все основания для регистрации прав, которые были указаны в статье 17 Закона № 122-ФЗ, содержатся и в статье 14 Закона № 218-ФЗ.

С 1 января 2017 года появилось новое основание – наступление обстоятельств, которые указаны в федеральном законе (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Речь идет о правах на недвижимость, которые возникают в силу закона:

• вследствие обстоятельств, которые указаны в законе,
• не со дня государственной регистрации прав.

Такие права юридически действительны даже без государственной регистрации в ЕГРН.
Росреестр проводит их регистрацию в ЕГРН:

• по заявлениям правообладателей;
• решению регистратора при поступлении от органов власти и нотариусов сведений, которые подтверждают факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).

Кто может подать заявление о регистрации прав на недвижимость

В Законе № 218-ФЗ нет принципиально новых правил и норм, которые бы меняли состав лиц с правом подавать заявление на регистрацию прав (кадастровый учет). Отличие состоит в следующем.

Все лица, по заявлению которых проводится регистрация, теперь перечислены в одной статье Закона № 218-ФЗ – статье 15 «Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав»:

• в части 1 – лица, по заявлению которых Росреестр одновременно проводит как государственный кадастровый учет, так и регистрацию прав;• в части 2 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит только государственный кадастровый учет без одновременной регистрации прав;

• в части 3 – лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета.

Раньше лица, по заявлению которых Росреестр проводил регистрацию, были перечислены в разных статьях Закона № 122-ФЗ.

Росреестр будет запрашивать учредительные документы в налоговой

Закон № 218-ФЗ упростит процедуру сбора дополнительных документов на регистрацию прав, которые заявитель обязан представить в Росреестр помимо основных документов в отношении объекта недвижимости и прав на него.

Раньше Росреестр сам запрашивал только выписку из ЕГРЮЛ в отношении заявителя (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона № 122-ФЗ). Кроме того, учредительные документы (или их нотариальные копии) можно было не предоставлять в Росреестр только в двух случаях:

• если ранее учредительные документы уже были представлены и была проведена регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости,• если с момента регистрации права юридического лица налоговая не зарегистрировала изменения в его учредительные документы.

Во всех остальных случаях заявитель должен был представлять эти документы в Росреестр самостоятельно.

Закон № 218-ФЗ обязал Росреестр самостоятельно запрашивать в налоговом органе учредительные документы заявителя (ч. 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ). При этом не имеет значения, представлял ли их ранее заявитель на регистрацию прав и вносил ли в них изменения.

Требования к документам на регистрацию права

Большинство требований к документам, которые представляются на регистрацию в Законе № 218-ФЗ, остались без изменения. Однако с 1 января 2017 года некоторые требования изменятся.
Передавать на регистрацию нужно только один подлинник (ч. 3 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Упрощение касается документов на бумажном носителе, которые:

• выражают содержание сделки и
• служат основанием для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимости.

https://www.youtube.com/watch?v=JJvZSQSLRk4

Заявитель представляет их на регистрацию:

• не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, – если сделка совершена в простой письменной форме;
• не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, – если сделка совершена в нотариальной форме или право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

Раньше на регистрацию необходимо было представить (ч. 5 ст. 18 Закона № 122-ФЗ):

• два экземпляра-подлинника, один из которых после регистрации прав возвращался правообладателю, второй – помещался в дело правоустанавливающих документов, – если сделка совершалась в простой письменной форме;
• два экземпляра, один из которых (подлинник) после регистрации прав возвращался правообладателю – если право на основании сделки возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

Нужно представлять копии (а не подлинники) актов госорганов и суда (ч. 5 ст. 21 Закона № 218-ФЗ). Заявитель представляет на регистрацию в одном экземпляре копии:

• актов органов государственной власти,• актов органов местного самоуправления,

• судебных актов, которые устанавливают права на недвижимое имущество.

Росреестр их сканирует и после регистрации возвращает заявителю.

Документы о регистрации права на недвижимость можно будет подать из любой точки мира

Можно независимо от места нахождения недвижимости:

• отправить документы по почте или
• обратиться в Росреестр или МФЦ.

В части 2 статьи 18 Закона № 218-ФЗ прямо указано: «…документы… на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости…».

Это правило распространяется на заявление (и документы, которые к нему прилагаются):

• о государственном кадастровом учете и (или)
• регистрации прав.

Заявитель может:• подать документы лично в подразделение Росреестра или в МФЦ согласно перечню, который опубликован на официальном сайте;

• отправить документы на бумажном носителе по почте.

Документы можно будет подать через выездное подразделение Росреестра

Важное нововведение – регистрация прав при выездном приеме документов сотрудниками Росреестра. В этом случае заявление и прилагаемые к нему документы заявитель представляет в форме документов на бумажном носителе, лично обратившись к уполномоченному лицу Росреестра (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Росреестр опубликовал на официальном сайте перечень подразделений, которые занимаются выездным приемом (абз. 3 подп. 1 п. 2 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 г. № 883).

Госорганы сами передадут документы в Росреестр

Упростится порядок регистрации, если право возникает на основании:

• акта государственного органа,• акта органа местного самоуправления,

• соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления.

По действующему ранее порядку, если право возникало на основании:

• акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, то заявление на регистрацию подавало лицо, в отношении которого приняты указанные акты;
• соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, то заявление подавали как эти органы, так и лицо, которое заключило договор или соглашение (ч. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ).

Закон № 218-ФЗ устанавливает принципиально новый порядок регистрации (ч. 2 ст. 19). Госорган (или орган местного самоуправления) обязан сам направить в Росреестр документы на регистрацию в срок не позднее пяти рабочих дней:

1. С даты, когда принят акт, по которому возникает:• право,• ограничение права,

• обременение объекта недвижимости.

2. С даты, когда совершена сделка в отношении недвижимости (в т. ч. сделка, которая совершена на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления).

Росреестр будет обязан уведомить о заявлении на регистрацию права

Росреестр обязан уведомить правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН.

Минэкономразвития России утвердило для этого Порядок уведомления органом регистрации прав правообладателя о поступлении заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (приказ от 15 марта 2016 г. № 127).

До 2017 года Росреестр обязан был уведомить в течение пяти рабочих дней правообладателя недвижимости только при государственной регистрации:

• ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления по инициативе указанных органов, либо
• ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 122-ФЗ).

Срок регистрации права на недвижимость сократится

Раньше по общему правилу регистрация прав проводилась в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов (ч. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ).

Исключение – государственная регистрация:

• ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений (проводится не позднее 15 рабочих дней);• ипотеки жилых помещений (проводится не позднее пяти рабочих дней);• на основании нотариально удостоверенных документов (проводится не позднее трех рабочих дней);

• на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав (проводится не позднее одного рабочего дня).

С 2017 года принципиально новый подход к срокам регистрационных действий (ст. 16 Закона № 218-ФЗ).

Срок регистрации теперь зависит от того, куда обращается заявитель:

• непосредственно в Росреестр или
• в МФЦ.

Источник: https://sevzapgeo.ru/pravila-registratsii-prav-na-nedvizhimost/

Что включает в себя закон о государственной регистрации недвижимости

Закон о госрегистрации прав на недвижимое. Новые правила регистрации недвижимости. Значение процедуры в гражданском обороте

Закон о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ был принят 13 июля 2015 года (Закон), последние внесённые изменения, дополняющие его статьи, вступили в силу и применяются на территории страны со 2 января 2017 года.

Коррекция статей Закона и его дополнения позволили упростить порядок обращения населения по вопросам, связанным с регистрацией собственных помещений и владений, а государству —  разграничить ответственность структур по проведению учета и связанных с ним мероприятий.

Еденный государственный реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой базу информации обо всех действиях лиц, имеющих отношение к использованию земель и строений, их принадлежности и истории, сократив время на проведение соответствующих проверок при определении прав граждан.

Основные понятия

Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости определяет порядок отношений при проведении регистрационных действий, связанных с учетом земель и строений, оформлении различного рода манипуляций с недвижимостью, проводимых физическими и юридическими (всех форм собственности) лицами.

Определяет порядок присвоения кадастровых номеров, уникальных на всей территории Российской Федерации, используя возможности единого государственного реестра недвижимости.  При этом определена необходимость внесения сведений не только о готовых сооружениях, но объектах, строительство которых не закончено.

Неосвоенных земельных участках, квартирах, помещениях нежилого фонда, а так же объектах, перемещение которых может привести к необратимым катастрофическим последствиям.

Закон возлагает проведение такой работы на федеральные регистрационные органы исполнительной власти, обязанностью которых является (ст.3):

  • координация деятельности на местах, контрольные функции;
  • соблюдение положений о ведении ЕГРН;
  • подготовка, распространение методических материалов, обучение по линии основной деятельности.

Представители регистрационных органов на местах выполняют следующие функции:

  • принимают заявления от населения и юридических лиц с прилагаемыми правоустанавливающими документами, проводят проверку их подлинности, правильности оформления;
  • проверяют наличие ранее заявленных или зарегистрированных правовых притязаний на недвижимость;
  • при установлении документальной возможности и отсутствии противоречий осуществляют непосредственную регистрацию с помещением сведений в ЕГРН;
  • выдача населению документа установленного образца о присвоении кадастрового номера заявленному предмету недвижимости;
  • при обращении предоставляют справочную информацию в отношении имущественных объектов или земель из ЕГРН.

На регистрирующий орган возложена обязанность по регистрации прав на бесхозяйные объекты.

Кадастровый учет

Основанием для проведения кадастрового учета уполномоченными регистрационными органами является заявление лиц, связанное со следующими обстоятельствами (ст.14):

  • со стороны местных, федеральных органов – принятие документов об изменении распорядительного отношения к объектам имущества и недвижимости;
  • согласительные решения, закрепленные подписанием договоров на момент проведения имущественной сделки;
  • документы, свидетельствующие о том, что лицо правомочно наследовать землю или имущество;
  • решение органов судебной власти, которые вступили в силу;
  • документы (акты), свидетельствующие о приобретении права на заявленную землю или имущество;
  • предоставление карты территории, составленной структурой кадастровой службы, которая соответствует требованиям действующих законов;
  • создание (уничтожение) объектов учёта.

Кадастровый учет должен быть осуществлен с соблюдением сроков, предусмотренных требованиями Закона (ст.16).

  1. Трех рабочих дней при поступлении документов судебных инстанций о временном запрете правомочному владельцу проводить какие-либо манипуляции с землей или имуществом в связи с наложением ареста после проведения залоговых сделок. Этот срок предусмотрен и при представлении заверенных нотариусом документов о вступлении в наследование, а также свидетельствующих о приобретении части общего имущества семьи.
  2. Пять рабочих дней при представлении документов регистрирующими права органами, в том числе, касающимися взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.
  3. Семь рабочих дней, если обращение и документы передаются в городские многофункциональные центры, том числе, касающиеся взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.

При возникновении различных обстоятельств и в зависимости от полноты предоставленных документов время рассмотрения может варьироваться, но не должно быть больше десятидневного срока. Дата начала регистрационных действий определяется днем принятия обращения, а регистрации – помещением в ЕГРН. К обязательным документам, подаваемым вместе с обращением о регистрации, относят следующие (ст.18):

  • в случае отстаивания интересов владельцев недвижимости третьими лицами прилагается соответствующим образом оформленная доверенность на действия в рамках представленных полномочий;
  • документальные материалы, служащие основанием для постановки на кадастровый учет;
  • другие документальные материалы, устанавливающие право на обладание землей или имуществом, которые подготовлены соответственно нормам правовых актов.

Причины отказа в приеме заявления

Отказ в приеме обращения о регистрации прав и внесения информации о госрегистрации в ЕГРН может обосновываться следующими причинами (ст.27):

  • не представлены документы, удостоверяющие личность заявителя, а равно предоставляющего интересы поручителя лица;
  • обращение с приложением копий документов, направленных в регистрационные органы с использованием интернет — ресурсов, не отражает необходимой для проведения регистрационных действий информации, материалы имеют неточности или оформлены ненадлежащим образом;
  • не представляется возможность получить из представленных документов объективную информацию по причине обнаружения несоответствий, небрежного заполнения, исправлений текста документов, различных приписок текстов, явных повреждений и подобного;
  • заявление не завизировано подписью собственника или уполномоченного им лица;
  • при отсутствии информации о проведении оплаты предусмотренной законом пошлины;
  • предварительная проверка по ЕГРН показала наличие обременения права на сделки с объектом, а также наличия заявления собственника о необходимости личного присутствия при каких – либо действиях в отношении его имущества.

Регистрирующий орган не вправе отказать в приеме заявления, если оно подано в соответствии с требованиями Закона о регистрации.

Ответственность регистрационных органов

Меры ответственности применяются в случае выявления фактов, связанных с некачественным выполнением обязанностей по регистрации прав, порядка ведения ЕГРН, в том числе (ст.65):

  • игнорирование требований или выполнения не в полном объеме возложенных на него обязанностей по соблюдению норм и правил осуществления государственного учета;
  • халатного отношения, повлекшего за собой уничтожение или некорректное содержание данных в ЕГРН;
  • за необоснованный отказ в проведении предусмотренных регистрационных действий, установленный и закрепленный решением судебных инстанций;
  • за необоснованный отказ в приеме заявления с приложением обязательных документов или возврат последних без должного рассмотрения;
  • за нарушение сроков проведения возложенной работы без предъявления заявителю исчерпывающей информации о причинах такой задержки;
  • за внесение в ЕГРН неправдивой информации или содержащей технические ошибки, в результате чего был нанесен ущерб имущественным интереса третьих лиц, которые руководствовались неверными сведениями при принятии коммерческих решений;
  • за неправомерный отказ в предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

Причиненные в результате некачественного выполнения обязанностей по регистрации убытки полностью возмещает Российская Федерация через уполномоченную на то структуру (казначейство).

Финансовая ответственность не наступает, если в ходе проверки установлены факты представления заявителями либо недействительных документов, либо таких документов, подлинность которых установить визуально или простыми способами не представлялось возможным.

Основные преимущества изменений и поправок

Существенно доработанный закон о регистрации недвижимости предоставил ряд дополнительных возможностей, упростивших процедуру реализации прав населения на регистрационные действии государства в отношении земли и имущества, в том числе:

  1. Организация ЕГРН позволила собрать в одну базу информацию о кадастровых действиях и документах, реестр прав, границ, учетных книг и другого, связанного с регистрационными действиями. Выписка из ЕГРН является основным свидетельством наличия прав на владение недвижимыми объектами.
  2. Для населения вопрос подачи документов в значительной степени упрощен. Возможно обращение в любой удобно расположенный территориальный центр, вне зависимости от положения недвижимости на карте страны. Причем документальные материалы могут быть представлены оригиналом и в копиях, на персональном приеме, адресоваться почтовой пересылкой, как в непосредственные органы, так и через многофункциональные городские центры. Допускается представление документальных материалов в цифровой форме, на интернет — ресурсы Росреестра или госуслуг.
  3. Учреждениям ограничено время для рассмотрения документальных материалов по существу и проведения регистрационных действий (ст.16).
  4. С учетом накопления информации в ЕГРН, населению и заинтересованным организациям предоставляется возможность по выписке отследить историю каждого земельного участка и имущественного объекта. Такая информация полезна для решения вопросов о ее коммерческом приобретении.
  5. Следует учитывать, что регистрация сведений о праве на землю и имущество в ЕГРН не исключает вероятности его оспаривания заинтересованными лицами. Таким образом, важно иметь фундаментальные основания для правовых действий и предполагать различные варианты течения событий.
  6. При возникновении обстоятельств невозможности рассмотрения вопроса по существу в результате отказа (задержки) в предоставлении необходимых документов из других ведомств, регистратор имеет право приостановить действия на трехмесячный срок. Если инициатива о приостановке исходит от заявителя, то срок может увеличиваться до полугода.
  7. Порядок получения компенсации лицом, которое в случае неправомерных действий или объективных причин утратило принадлежащие ему на праве собственности жилье, также описан законом и может составлять единовременную выплату в размере одного миллиона рублей.
  8. Важным представляется и тот факт, что закон рассматривает определение (ст.61) «реестровая ошибка», понимая под ней занесение неправдивых данных по вине лица, проводящего обследование местности (объектов) и составившего предусмотренные порядком оформления документы с некорректной информацией. При этом решение об устранении неточности принимается на уровне регистратора, ограничивая время на процедуру пятью днями.

Если внесение изменений в ЕГРН может затронуть права или финансово значимые интересы заинтересованных лиц, то соответствующее решение принимается судом. Инициатором может выступать регистрационный орган.

Таким образом, закон о государственной регистрации недвижимости после внесения изменений предоставляет возможность гражданам сократить время для узаконивания своих прав на землю и другое недвижимое имущество, а государственным структурам —  вести их строгий учет и контролировать законность проведенных сделок. База информации, формализация документов позволили координировать деятельность структур, причастных к действиям по регистрации земли и имущества, исключив ведомственные противоречия.

Источник: https://provolochek.ru/nedvizhimost/zakon-o-registratsii-nedvizhimosti.html

Закон про государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Закон о госрегистрации прав на недвижимое. Новые правила регистрации недвижимости. Значение процедуры в гражданском обороте

В 90-х годах отечественная законодательная база претерпела несколько значимых изменений. В частности, в нормативные акты было возвращено понятие недвижимости. В свое время оно было исключено из советского законодательства. Связано это было с отменой частной собственности на объекты недвижимости, в том числе и землю, объявлением их государственным достоянием и запрещением их оборота.

Новый порядок

Один из основных предрасполагающих факторов, способствовавших тому, что стала необходима государственная регистрация прав на недвижимое имущество, – это приватизация. В результате нее стало появляться множество форм собственности, организовался рынок объектов.

При этом в гражданском обороте участвовали не только жилые дома и квартиры, но и комплексы зданий, предприятия, прочие крупные сооружения. Сделки с недвижимостью стали достаточно распространенным и необходимым явлением.

Сегодня без этого оборота сложно представить нормальное развитие экономики страны.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Это относительно новый институт для отечественной нормативной сферы. Его появление было обусловлено возникшей необходимостью обеспечить участвующих в обороте гарантиями незыблемости их интересов и их охраны.

Для реализации этой задачи нужно было не только четкое правовое регулирование осуществления сделок, но и закрепление прав на имеющиеся объекты недвижимости. Таким образом, должно было обеспечиваться оптимальное сочетание интересов собственников, государства и общества.

В качестве одной из важнейших мер сохранения незыблемости интересов собственников стала выступать государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с объектами.

Законодательная база

В соответствии с новыми правилами, обязательной процедурой в рамках гражданского оборота объектов выступает государственная регистрация прав на недвижимое имущество. Что это такое? Здесь следует обратиться к Закону.

В нем сказано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это, в первую очередь, юридический акт, признающий и подтверждающий прекращение, переход, обременение (ограничение) или возникновение возможности распоряжаться и владеть объектом. Данное определение зафиксировано в ст. 2 соответствующего Закона.

Однако это понятие нельзя применить к госрегистрации сделок. Это связано с тем, что в этом случае нет ни признания, ни подтверждения юридических возможностей. Госрегистрация сделок устанавливает факт их заключения.

Несоответствие

Противоречие, которое просматривается в сути госрегистрации прав и сделок, связано с кардинальным отличием непосредственно самого объекта. Многие эксперты считают это несоответствие неслучайным.

Дело в том, что сделка выступает лишь в качестве одного из оснований для изменения прав на объект недвижимости. Однако при этом следует отметить непоследовательность законодательства.

Она проявляется и в том, что учет требуется только для определенных видов сделок, и в том, что ряд правоустанавливающих документов не признаются как объект регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в любом случае выполняют проверку действительности всех бумаг, поданных заявителем. Процедура также включает в себя внесение в ЕГРП их реквизитов и наименования.

Правоустанавливающие бумаги при этом выступают в качестве неотъемлемого элемента реестра. Прохождение обязательной регистрации права на имущество, по сути, исключает необходимость фиксировать сделку отдельно.

Целесообразность последнего сегодня вообще подвергается сомнению, что признается рядом экспертов вполне обоснованным.

Значение процедуры в гражданском обороте

Пройдя государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, лицо получает единственное доказательство наличия у него законной возможности на распоряжение и владение объектом. Этот факт может быть оспорен исключительно в судебном порядке. Это значит, что законодательно закреплен принцип достоверности процедуры.

При этом оспорить можно само зарегистрированное право, но не запись об этом. Основной проблемой при определении роли процедуры учета в сфере регулирования соответствующих гражданских отношений выступает ее юридическая природа. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним выполняет уполномоченный орган (федеральный либо территориальный).

Данная деятельность обладает административным характером и выступает как элемент механизма реализации исполнительной власти. Исполняя свои функции, органы, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, выражают публично-юридический интерес. Для этого они наделяются особыми полномочиями.

Вместе с этим, они выступают как официальная инстанция, от действий которой будет зависеть реализация законных притязаний и интересов других субъектов, которые не обладают властью в рамках этих отношений. Например, споры, которые связаны с госрегистрацией прав на недвижимость и сделок с ней, рассматриваются как вытекающие из административных правоотношений.

Законодательством предусматривается соответствующая ответственность за нарушения порядка проведения и прохождения процедуры.

Акт уполномоченного органа

Согласно ст. 8, п. 1 ГК он может выступать в качестве основания, в соответствии с которым возникают гражданские обязанности и права. В этом случае возникают логичные вопросы.

Можно ли считать государственную регистрацию прав на недвижимое имущество таким актом? Выступает ли эта процедура как основание прекращения, ограничения или возникновения юридических возможностей относительно объектов? В этом случае целесообразно обратиться к Гражданскому кодексу.

Нормы ГК

В Гражданском кодексе нет упоминаний о том, что госрегистрация выступает как общее основание возникновения гражданских обязанностей и юридических возможностей, права собственности, обязательств. В Законе также не говорится о том, что данная процедура имеет такое “устанавливающее” значение.

Из этого следует, что законодатель не наделяет акт уполномоченного органа правообразующей силой. Тем не менее в ГК предусмотрены случаи, когда с процедурой связано возникновение юридической возможности распоряжаться и владеть объектом. Но и в этих, и в других нормах говорится о регистрации возникших прав.

Это значит, что они выступают в качестве объекта. Но для этого они должны появиться до регистрации. На данное противоречие обращают внимание цивилисты, которые занимаются изучением этой проблемы.

Так, ряд авторов указывает на то, что при буквальном толковании некоторых норм можно заключить, что права существовали и ранее, до того, как заявитель обратился в орган по регистрации.

Полномочия органов

Государственная регистрация сделок и прав выполняется Федеральной службой. Она подведомственна Министерству юстиции. Также проводится государственная регистрация прав на недвижимое имущество в МФЦ (Многофункциональных центрах). Эти органы наделены различными полномочиями. В их числе:

  1. Проведение государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней в порядке и случаях, которые определены в законодательстве РФ.
  2. Координирование работы по формированию органов учета, контроль над их деятельностью.
  3. Обеспечение соблюдения порядка ведения ЕГРП, организации и функционирования системы данного реестра в электронной форме.

Характер деятельности

Функционирование уполномоченных инстанций осуществляется посредством издания правовых актов, которые обуславливают прекращение, изменение либо возникновение правоотношений, касающихся недвижимости. В данную деятельность включается комплекс действий. Они направлены на проверку законности и действительности регистрируемого права, а также его признания.

Основные этапы

Порядок проведения госрегистрации установлен Законом. Согласно п. 13, процедура включает 5 стадий:

  1. Прием документов, которые предоставляются для регистрации сделок и прав.
  2. Юридическая экспертиза бумаг.
  3. Установление отсутствия несоответствий между зарегистрированными и заявляемыми правами на объект недвижимости и прочих оснований, в соответствии с которыми может быть отказано в регистрации или приостановлена процедура.
  4. Внесение сведений в ЕГРП.
  5. Внесение записей в правоустанавливающие документы и выдача свидетельств.

Особенности

Государственная регистрация реализуется посредством внесения соответствующих сведений в Единый реестр, учитывающий сделки и права на недвижимость.

Удостоверение выполненной процедуры осуществляется путем выдачи гражданину свидетельства.

При регистрации сделок и договоров, касающихся недвижимого имущества удостоверение выполняется посредством внесения специальной записи в бумагу, которая выражает содержание правоотношения. Это может быть, например, договор.

Для начала процедуры необходимо подать заявление в уполномоченный орган. В соответствии со ст. 16 и 17 указанного выше Закона, к нему необходимо приложить и иные бумаги. К ним, в частности, относят:

  • Акты, которые изданы органами госвласти или территориального самоуправления в пределах их компетенции.
  • Договоры и прочие бумаги, указывающие на заключение в соответствии с законодательством сделок, касающихся недвижимости.
  • Судебные решения, которые вступили в силу.
  • Свидетельство о праве на наследство.
  • Прочие акты, указывающие на передачу прав на недвижимость заявителю от предыдущего собственника. Они должны быть составлены в порядке, предусмотренном законодательством.
  • Свидетельства о проведении приватизации жилого помещения согласно действующим нормам.

Важный момент

В качестве одного из условий осуществления государственной регистрации права на недвижимость выступает уплата госпошлины заявителем. Данный платеж должен быть выполнен до начала процедуры.

При этом документ, который подтверждает факт уплаты (квитанция), прилагается к заявлению и прочим бумагам, предоставляемым заинтересованным лицом. Сумма госпошлины за выполнение госрегистрации устанавливается Налоговым кодексом.

Порядок взимания и последующего перечисления в бюджет определяется Постановлением Правительства. Подать пакет документов в уполномоченный орган можно лично. Также законодательством допускается предоставление необходимых бумаг представителем заинтересованного лица.

В этом случае необходима доверенность, в которой будет указано наличие соответствующих полномочий. Данный документ должен быть нотариально заверен.

Источник: https://FB.ru/article/186070/zakon-pro-gosudarstvennuyu-registratsiyu-prav-na-nedvijimoe-imuschestvo-i-sdelok-s-nim

Государственная регистрация перехода права собственности при покупке недвижимости, в соответствии со статьей 551 ГК РФ

Закон о госрегистрации прав на недвижимое. Новые правила регистрации недвижимости. Значение процедуры в гражданском обороте

Сделка купли-продажи недвижимости связана с совершением трёх основных действий. Это подписание договора, регистрация перехода права в госреестре и подписание акта приёма-передачи недвижимой вещи.

По времени они могут не совпадать друг с другом, а подписания акта может и не быть вовсе.

Такое вполне допустимо в силу ряда причин, к примеру, если покупатель и так уже пользуется недвижимостью, собственником которой является другое лицо, а затем принимается решение о том, что он выкупит недвижимость.

Договор купли-продажи и государственная регистрация являются обязательными и существенными факторами совершения сделки данного вида. Последнее устанавливает ст. 551 ГК РФ. Она задаёт правила, согласно которым регистрация должна произойти в любом случае, включая и те ситуации, когда исполнение договора происходит до проведения процедуры государственной регистрации.

Предмет государственной регистрации

Государственной регистрации подлежат любые события, имеющие юридические последствия и связанные с правом на недвижимое имущество. К ним относятся те, что порождают возникновение, переход, ограничение и прекращение права, которые влекут за собой регистрацию в ЕГРП. Законодательство выделяет различные виды прав:

  • собственности;
  • хозяйственного ведения;
  • оперативного управления;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • бессрочного пользования.

Выделяются ещё и особые виды прав, связанные с заключением договора аренды, получением ипотечного кредита, сервитутом, а также иные права, возникающие в случаях, предусмотренных законом. Регистрируются все, включая вытекающие из договора жилищного найма, если срок превышает один год.

Сущность государственной регистрации и нормативные акты, связанные с ней

Государственная регистрация подтверждает правильность перехода или возникновения права и является единственной формой доказательства правообладателей того, что они владеют недвижимой вещью на легитимных основаниях. Отсутствие записи в реестре фактически означает, что у лица нет права на недвижимость.

До появления соответствующей записи лицо может использовать имущество, если это соответствует обстоятельствам и не является нарушением прав собственника, но не может совершить никаких юридически значимых действий — не только продать, обменять, выставить в залог, но и провести какое-то изменение самих недвижимых объектов.

Если же такое произойдёт, то будет находиться вне правового поля.

Законодатель справедливо считает этот вопрос довольно важным, поэтому государственная регистрация нормируется не одним, а многими актами. В ГК РФ основополагающей является ст. 131. Она устанавливает основные правила. Другие статьи, включая рассматриваемую нами, относятся к более узким сферам.

Так, ст. 164 ГК РФ задаёт определения государственной регистрации сделок, ст. 223 ГК РФ момент возникновения права, ст. 433 ГК РФ момент заключения договора. Сам же порядок регистрации устанавливает ФЗ от 21.07.1997 г.

№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В общем случае государственная регистрация самих договоров купли-продажи не проводится. Регистрируется только переход права.

Однако ст. 551 ГК РФ имеет отношение ко всем сделкам с недвижимостью.

Если отчуждение в силу купли-продажи затрагивает жилую недвижимость, то актуальной становится ст. 558 ГК РФ, а именно её п. 2.

Он устанавливает правило, согласно которому регистрации подлежит и сам договор и переход права по нему.

На практике это выражается в том, что договор нужно составлять не менее чем в трёх экземплярах. Один остаётся у регистратора, а два выдаются на руки продавцу и покупателю. На обоих, после завершения процедуры регистрации, должна быть поставлена соответствующая отметка. Она выражается в виде гербовой печати и прямоугольного штампа с датой и подписью регистратора.

Нотариальное удостоверение договора купли-продажи недвижимости не обязательно, хотя не существует никакого нормативного акта, в котором это было бы указано прямо.

Такие сделки не попадают в число тех, что указаны в различных статьях ГК в качестве обязательных для нотариального удостоверения.

Если стороны сами принимают решение о том, что сделка должна получить нотариальное удостоверение, то все заботы нотариус на себя и возьмёт, поэтому идти за копией договора и выпиской из реестра, подтверждающий переход права, будет нужно уже к нему.

Законодательство предусматривает, что в номинальном случае вслед за подписанием договора купли-продажи должна произойти государственная регистрация перехода прав, поэтому уклонение одной из сторон вызывает правовые последствия. Другая сторона получает возможность обратиться с исковым заявлением о защите своих прав. Все отказы от участия в регистрации в таком контексте получают деление на мотивированные и немотивированные.

Так, если продавец не получил денег в установленный договором срок, то это является мотивацией для того, чтобы его отказ от участия в регистрации был обоснованным. В противном случае, если никаких легитимных причин нет, уклонение влечёт за собой судебное разбирательство, поскольку другая сторона в таком случае сможет действовать на основании п. 3 ст. 165 ГК РФ.

Однако решения судов могут быть разными. Наиболее эффективными следует считать лишь те, которые становятся основанием для возникновения у регистрирующего органа обязанности провести государственную регистрацию сделки. Другими словами, вместо уклоняющейся стороны это на практике осуществит служба судебных приставов.

Судебные споры по теме регистрации и решения высших судов РФ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/gosudarstvennaia-registraciia-perehoda-prava-sobstvennosti-pri-pokupke-nedvijimosti-v-sootvetstvii-so-statei-551-gk-rf-5dc42a2f35c8d800ad4417ae

Регистрация прав на недвижимое имущество: порядок, сроки

Закон о госрегистрации прав на недвижимое. Новые правила регистрации недвижимости. Значение процедуры в гражданском обороте

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество – обязательная процедура, после совершения которой можно считаться полноправным владельцем. Она предусмотрена при покупке дома, квартиры, земельного участка, гаража и другого недвижимого имущества.

Порядок регистрации

​В первую очередь необходимо удостовериться в юридической безопасности процедуры. Для этого важно убедиться в следующем:

  • недвижимость не находится под арестом или в залоге;
  • если собственность совместная, есть разрешение от других сособственников;
  • объект в Едином реестре недвижимости;
  • наличие всех необходимых документов;
  • если имущество является совместно нажитым, наличие согласия от супруга.  

Порядок регистрации прав на недвижимость в РФ регламентируется ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации». В соответствии с нормами закона, регистрации подвергается приобретение земельного участка, здания целиком или только его части, а также вновь созданной недвижимости.   

В первую очередь оформляется документ, на основе которого осуществляется переход прав на имущество. Это может быть один из следующих документов:

  • Договор купли-продажи;
  • Свидетельство о вступлении в наследство;
  • Договор дарения;
  • Договор обмена.

Когда договор будет подписан обеими сторонами, необходимо подать документы на регистрацию. Для этого нужно обратиться в Росреестр или МФЦ. Бланк заявления специалист выдаст на месте. Здесь же оплачивается госпошлина. Ее необходимо оплатить до подачи документов. В противном случае их просто не примут к рассмотрению.

Специалист проверит предоставленные документы и заявление, после чего выдаст расписку в получении. В назначенный день необходимо явиться за своими документами и выпиской из ЕГРН. В ней будет указан новый собственник. После этого можно совершать любые действия с недвижимостью, включая продажу или дарение.

Необходимые документы

Чтобы оформить право на недвижимость, необходимо подготовить полный пакет документов. В противном случае в рассмотрении могут отказать или приостановить сделку в процессе самой регистрации. Конкретный список зависит от ситуации и основания, по которому приобретается собственность. В большинстве случаев требуются следующие документы:

  • Документ, на основе которого возникает право собственности;
  • Заявление установленного образца;
  • Паспорта сторон сделки;
  • Кадастровый план и технический паспорт, если регистрируется земельный участок;
  • Выписка из ЕГРН или свидетельство о собственности на землю, если регистрируется дом (Выписка из ЕГРН больше не нужна для регистрации прав на недвижимость);
  • Доверенность с паспортом доверенного лица, если одна из сторон не может принимать непосредственное участие в сделке;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Нотариально заверенное согласие супруга, если речь не идет о продаже добрачной собственности;
  • Разрешение органов опеки, если одним из сособственников является несовершеннолетнее или недееспособное лицо.

Куда обращаться?

Регистрация прав собственности на недвижимое имущество осуществляется только специалистами Росреестра. Но документы можно подать одним из следующих способов:

  • В отделении Росреестра;
  • В многофункциональном центре;
  • Почтой с описью вложений, уведомлением и нотариальным подтверждением подписи нотариусом;
  • В электронном виде через сайт Госуслуг или Росреестра.  

Если у вас нет возможности подать документы лично, и вы не хотите оформлять доверенность, можно заказать выезд специалиста. Но это требует дополнительных финансовых затрат.

Оплата госпошлины

За оформление перехода права устанавливается госпошлина в размере 2000 рублей. Если оформляется доля в собственности, оплачивается такая же сумма.

Сроки

Срок регистрации существенно уменьшен и строго регламентируется действующим законодательством. На сегодняшний день не допускается задержек со стороны регистратора, но некоторые факторы все же могут повлиять на длительность рассмотрения заявления.

Устанавливаются такие сроки:

  • 7 дней с момента подачи документов в Росреестре;
  • 9 дней в случае подачи документов через МФЦ;
  • 3 дня, если пакет документов передается в порядке нотариально удостоверенной сделки, получения свидетельства о наследовании или получения доли в общем имуществе супругов;
  • 5 дней, если сделка оформлена через нотариуса, а документы подаются в МФЦ;
  • 1 день при подаче документов в электронном формате.  

Важно! Если документы были поданы в субботу, срок начинает исчислять со следующего рабочего дня.

Приостановка

Регистратор может приостановить сделку только при наступлении определенных обстоятельств. Это касается не только приобретения недвижимости у собственника, но и регистрации договора при покупке у застройщика. Приостановка может произойти в следующих случаях:

  • Представлен не полный перечень документов;
  • Документы не являются подлинными, а сведения в них недостоверны;
  • Наблюдаются противоречия между зарегистрированными правами и заявлением;
  • Форма документов противоречит требованиям законодательства (отсутствует пункт «условия договора» или раздел о стоимости сделки);
  • На объект наложено обременение;
  • Судебный спор в отношении объекта недвижимости;
  • Отсутствует согласие супруга на отчуждение совместно нажитой недвижимости;
  • Нет письменных отказов остальных сособственников, если продается доля в праве.

Помимо вышеперечисленных причин, регистрация может быть приостановлена судебным решением. Если регистрация приостанавливается, регистратор направляет участникам сделки уведомление об этом.  

Срок приостановки регистрации может составлять 1-3 месяца в зависимости от конкретной ситуации. Если нарушения не устранены, в регистрации сделки будет отказано, а документы возвращаются. Если имеет место судебный спор, приостановка осуществляется на неопределенный срок вплоть до получения судебного решения. 

Регистрацию могут приостановить по заявлению сторон. Но это возможно, если процедура еще не завершена.

При этом необходимо указать вескую причину и желаемый срок приостановки, который не может составлять более 6 месяцев. Этой возможностью можно воспользоваться только один раз.

Если в течение установленного времени заявитель не подал повторное заявление, регистратор завершит регистрационные действия или откажет в них.

По совместному заявлению сторон, сделку купли-продажи можно прекратить. Для этого необходимо подать заявление о возврате документов. Такая практика обычно используется вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Отказ в регистрации

В государственной регистрации могут отказать только после приостановки, если ее причины не были устранены. При этом необходимо учесть, что госпошлину никто не вернет. Под устранением причин обычно понимается предоставление дополнительных документов или сведений. Если сделать это оперативно, регистрация пройдет быстро и успешно.

Таким образом, регистрация собственности не представляет сложностей для обычных граждан. При наличии свободного времени стороны соглашения могут подать документы самостоятельно, выбрав наиболее приемлемый способ.

Источник: https://law03.ru/finance/article/registraciya-prav-na-nedvizhimoe-imushhestvo

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: