Здание в оперативное управление нескольким организациям. Право оперативного управления

Содержание
  1. Право оперативного управления имуществом: определение, регистрация, необходимые документы
  2. Определение
  3. Субъекты
  4. Объекты
  5. Что содержится в праве оперативного управления
  6. Когда возникает право, касающиеся оперативного управления предприятием
  7. Момент окончания действия права оперативного управления
  8. Продукция и связанные с нею доходы
  9. Что необходимо для того, чтобы зарегистрировать оперативное управление
  10. Регистрационная процедура
  11. Сколько стоит процедура
  12. Кто может подать заявление в государственный реестр предприятия
  13. Заключение
  14. Право оперативного управления имуществом – что это и на каком основании его можно получить
  15. Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования
  16. Особенности оперативного управления
  17. Задачи и цели управления
  18. Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости
  19. Что такое регистрация оперативного управления
  20. Для чего и кому нужна регистрация?
  21. Порядок регистрации прав
  22. Документы требуемые для регистрации
  23. Процедура передачи имущества
  24. Договор оперативного управления имуществом: законодательное регулирование, судебная практика, в чем сущность данного права, особенности заключения
  25. Оперативное управление имуществом
  26. Законодательное регулирование
  27. Судебная практика
  28. Что включает договор оперативного управления имуществом?
  29. Договор оперативного управления недвижимым имуществом между физлицом и ИП
  30. Плоды, продукция и доходы
  31. Изъятие имущества
  32. Регистрация права оперативного управления
  33. Договор оперативного управления недвижимым имуществом
  34. Что такое право оперативного управления имуществом?
  35. Цели и задачи
  36. Структура соглашения
  37. Передача недвижимости в ОУ
  38. Регистрация
  39. Договор
  40. Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ
  41. Функции субъектов
  42. Объем прав
  43. Процесс закрепления имущества на праве ОУ
  44. Переход права управления
  45. Ограничение прав

Право оперативного управления имуществом: определение, регистрация, необходимые документы

Здание в оперативное управление нескольким организациям. Право оперативного управления

На что распространяется право оперативного управления имуществом? ГК РФ уточняет, что оно распространяться на те объекты, которые принадлежат государству. Вопросы, касающиеся оперативного управления для учреждений по государственной эгидой и прикрепленного за ними имущества, рассматриваются в статье 296 части 1 настоящего кодекса.

Там же упоминается, что подобное право реализуется согласно законодательству и документации предприятия, которая необходимо для учредительной процедуры на предприятии .

Определение

Суть оперативного управления следующая: имеющее пределы по возможностям и диапазону применения право вещного типа.

Статья 296. Право оперативного управления 1.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Субъекты

Кто становится субъектом оперативного управления? Законодательство отвечает на него следующим образом: субъектами права оперативного управления выступают учреждения, относящиеся к казенным и субсидируемым из средств собственника.

К финансируемым предприятиям из средств государства или региона относятся организации, чьей базой является собственность, относящаяся к государству или региону.

Сюда относятся предприятия, имеющее федеральное или региональное значение

Определение оперативного права управления. mypresentation.ru

Что касается учреждений, финансируемых частными лицами, то их можно создавать любым субъектам, в том числе государству и аффилированным с ним структурам.

Объекты

К таковым относят следующие элементы:

  • Предприятия, объединенные в комплекс. Также сюда относится имущество в качестве зданий, конструкций, оборудования для работы предприятия.
  • Любые денежные средств, включая рубли, валюту иностранных государств.

Что содержится в праве оперативного управления

  • Собственник составляет с помощью соответствующей документации цель деятельности организации и назначение закрепляемого имущества. Также он указывает, что будет сам распоряжаться доходами предприятия согласно плану управления имуществом.

На каких основаниях может возникнуть право собственности? Смотрите тут.

  • Собственник не обладает правами, предъявляемыми на взимание имущества, имеющегося у предприятия казенного вида. Одновременно собственник может отобрать имущество, которое либо не используется, либо применяется не в соответствии с заявленной деятельностью, для эксплуатации его по собственному усмотрению;
  • Разграничение, касающееся субъекта управления оперативного вида, на действия, производимые с принадлежащей ему собственностью:а)
  1. В сферу самостоятельных решений федеральных предприятий входят исключительно вопросы по реализуемой продукции при разных условиях. В общем случае операции с имуществом, включая взимание и распоряжение таковым, происходят только при согласовании их с владельцем
  2. У учреждения не имеется полномочий изымать или другим методом распоряжаться любым имуществом в его владении, будь оно закрепленным или приобретенным по смете.
  • Учреждение, взяв от собственника денежные средства согласно финансированию, может тратить их только при согласованной смете и исключительно в ее пределах;
  • Государственное предприятие или учреждение непосредственно отвечает за обязательства компании. Здесь нужно учесть следующее: предприятие несет ответственность в полном объеме и по всем долговым обязательствам. В ведении учреждения ответственность распространяется только в границах имеющихся у последнего денежных средств.
  • Владелец несет ответственность субсидиарного плана по обязательствам данного предприятия, если у последнего не имеется достаточного имущества и наступает она при недостаточном количестве у организации средств, которые понадобятся для оплаты задолженности.

Когда возникает право, касающиеся оперативного управления предприятием

Интересным представляется пункт 1 статьи 299 гражданского кодекса.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления 1.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Здесь говорится, что описанное выше управление собственностью начинает действовать с того момента, как собственник передал его предприятию, при условии отсутствия противоречий, претензий со стороны посторонних компаний.

Момент окончания действия права оперативного управления

Оперативное право управления аннулируется в строгом порядке, который установлен гражданским кодексом, законами и нормативно-правовыми, по которым аннулируется данное право.

Что такое консенсаульные соглашения? Читайте по ссылке.

Также это возможно , если произошел законный отъем имущества у предприятия согласно требованию владельца.

Владелец имеет право изъять любое простаивающее или лишнее имущество бюджетного предприятия, какое закреплено последним за счет выделенных владельцем финансовых ассигнований на покупку объектов недвижимости.

Право оперативного управления имуществом: схема.

Изъятым у конкретного учреждения имуществом владелец может действовать согласно своим планам.

Передача права собственности, распространяющееся на имущество или учреждение

Итак, право собственности, распространяемое на предприятие государственного или муниципального значения в качестве имущественного комплекса перешло к новому собственнику подобного имущества, Тогда предприятие имеет в сохранности право оперативного управления имуществом, которое находится в их ведении .

Продукция и связанные с нею доходы

Касательно деятельности, которая дает некоторые доходы. Если оно может вести таковую согласно учредительной документации, то абсолютно все доходы и приобретенные с них имущественные объекты считаются самостоятельными объектами. Для них выделяется отдельный счет.

Вся продукция, получаемая предприятием от имущества под оперативным управлением плюс собственность, которую забрало предприятие унитарного плана в соответствии с договором или другими обстоятельствами, будет под оперативным управлением предприятия в соответствии с ГК РФ, а также актами нормативного плана для получения права собственности.

На какое имущество распространяется право оперативного управления. images.myshared.ru

Что необходимо для того, чтобы зарегистрировать оперативное управление

Чтобы оформить оперативное право, необходимы следующие документы:

  1. Регистрационное заявление;
  2. Паспорт или иной подтверждающий личность документ.
  3. Оплаченная квитанция на госпошлину;
  4. Доверенность, оформленная на законного представителя, заверенная у нотариуса;
  5. Документ, в котором подтверждаются полномочия представителя;
  6. Документация учредительного плана, принадлежащая юрлицу;
  7. Свидетельство , подтверждающее регистрацию юрлица;
  8. Свидетельство, подтверждающее становление на учет в налоговых органах;
  9. Распоряжение властного органа касательно имущества о закреплении недвижимости по оперативному праву. В пункте 2 299 статьи настоящего кодекса есть указание, в котором таковым распоряжением является приобретение единым учреждением недвижимости.
  10. Акт, подтверждающий прием и передачу имущества;
  11. Документы, устанавливающие право собственности на недвижимость;
  12. Выписка, взятая из госреестра собственности, где будет указано обоснование включения недвижимости в реестр;
  13. Документы, устанавливающие право на участок;

Регистрационная процедура

Если оперативное право управления тем или иным объектом собственности возникло, то его надлежит зарегистрировать в государственном реестре предприятий.

Осуществить регистрацию оперативного права  недвижимыми объектами можно, соблюдая порядок действий:

  • Собираете нужные документы для Росреестра;
  • Законный представитель обращается с документацией в ЕГРП или МФЦ;
  • В результате будет выдано соответствующее свидетельство, где будет подтверждена регистрация права по государственному образцу на имущество. В другом случае будет сделана выписка из Росреестра.

Сколько стоит процедура

Процедура регистрации права оперативного управления стоит порядка 10 тысяч рублей

Регистрация хозяйственного управления включает следующие услуги:

  • Проведение анализа документов заказчика. Именно они понадобятся для регистрации оперативного права
  • Подготовительные процедуры для запросов в федеральные органы;
  • Сбор документации для органов, уполномоченных проводить инвентаризацию технического плана;
  • Составление пакета документации, необходимого для регистрации права в органах власти;
  • Направление документов в ФРС, контроль за регистрацией оперативного права с получением прошедших регистрацию и отдачей их владельцу.

Образец договора.

Кто может подать заявление в государственный реестр предприятия

Обратиться в орган государственной власти для подачи заявления о регистрации права могут лишь строго определенный круг лиц, среди них:

  • Обладатель прав на имеющуюся в распоряжении собственность;
  • Представляющий интересы владельца официальный представитель;
  • Ведающий нотариальным заверением сделки представитель, если на ее основании возникло оперативное управление;
  • Такое юридическое лицо, у которого имеется оперативное право.

Заключение

Право оперативного управления – сложный и интересный вид права в юридической практике.

https://www.youtube.com/watch?v=AdFHs6iRKW0

Процедура оформления требует внушительного пакета документов, при этом круг лиц, имеющих к этому доступ, строго ограничен.

В данной статье были рассмотрены все нюансы, связанные с оперативным управлением.

Надеемся, что после прочтения вам стало понятно и вы без проблем сможете при необходимости оформить право оперативного управления.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://NaRuki.ru/nedvizhimost-v-nasledstve/pravo-sobstvennosti/pravo-operativnogo-upravleniya-imushhestvom.html

Право оперативного управления имуществом – что это и на каком основании его можно получить

Здание в оперативное управление нескольким организациям. Право оперативного управления

Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

Особенности оперативного управления

Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

  • Непрерывность для достижения результатов;
  • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
  • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
  • Лежит в основе долгосрочных планов.

Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

Задачи и цели управления

Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:

  • Рост финансовых показателей;
  • Производительности труда;
  • Снижение риска и травматизма на предприятии;
  • Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.

Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости

Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

Что такое регистрация оперативного управления

На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.

Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

Для чего и кому нужна регистрация?

Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.

Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.

Согласно 218-му закону регистрация является единственным достоверным подтверждением такого права. После её прохождения оспорить права оперативного управления можно только в суде.

Порядок регистрации прав

Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает на основании передачи имущества собственником компании, которая будет им управлять. Для проведения регистрации нужно подать в Росреестр перечень документов.

Подаёт их и заявление о регистрации компания, которой такое право передаётся. Подать заявление можно лично, либо по почте. Кроме этого есть возможность подавать на регистрацию в МФЦ или через портал Госуслуги. Госпошлиной этот вид регистрации не облагается.

Сама процедура сводится к проверке поданных документов и внесению необходимой информации в реестр.

Документы требуемые для регистрации

Регистрация аренды имущества на праве оперативного управления требует подачи следующих документов:

  • Учредительных документов предприятия;
  • Личных документов заявителя, подтверждающих его полномочия;
  • Документа о закреплении объекта;
  • Документы о факте передачи собственности.

Дополнительную документацию, а именно выписку из ЕГРЮЛ, реестра госсобственности и кадастровый паспорт подавать не обязательно. Они считаются дополнительными документами, и подаются по желанию.

Если документы подаёт представитель организации, у него должна быть действующая доверенность с соответствующими правами.

Процедура передачи имущества

Оформление права оперативного управления недвижимым имуществом предполагает прохождение процедуры передачи самой собственности. Владельцы имущества закрепляют объекты за учреждениями, получившими его в управление.
Часто речь идёт именно о передаче государственного имущества. В таком случае, решение о его передаче должен принимать орган, обладающий такими полномочиями.

Кроме регистрации права управления, нужно оформлять акт приёма-передачи собственности. В некоторых муниципальных учреждениях принимают свои акты о порядке передачи имущества.

Источник: https://runasledstvo.ru/pravo-operativnogo-upravleniya-imushhestvom/

Договор оперативного управления имуществом: законодательное регулирование, судебная практика, в чем сущность данного права, особенности заключения

Здание в оперативное управление нескольким организациям. Право оперативного управления

Оперативное управление имуществом – это один из видов вещных прав, но с существенными ограничениями. Расскажем в статье, что оно собой представляет, и что нужно знать, составляя договор оперативного управления недвижимым имуществом.

Оперативное управление имуществом

По договору оперативного управления муниципальное или федеральное имущество передается в управление юридическим лицам. для ведения производственной деятельности .

Права по данному имуществу ограничены. Организация, получившая имущество, владеет им на праве оперативного управления, то есть использует в целях своей производственно-хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства, заданий собственника и назначения имущества.

Имущество полученное в оперативное управление не может быть продано. передано в дар или залог, вложено в уставный капитал другого юридического лица.

Кроме того, собственник имеет право изъять излишне переданное или используемое не по назначению имущество. Изъятое имущество используется собственником по своему усмотрению.

Сдаваться в аренду имущество. полученное в оперативное управление, может только с согласия собственника.

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

  • Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.
  • Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.
  • Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

Судебная практика

КС РФ и ВС РФ периодически принимаются акты, затрагивающие право оперативного управления, заключения соответствующих договоров. Они служат ориентиром при разрешении споров по договорам оперативного управления. Пленумом изданы общие разъяснения в 2010 году о защите права собственности и иных вещных прав.

Что включает договор оперативного управления имуществом?

Договор о закреплении имущества на праве оперативного управления может быть заключен только на основании постановления главы муниципалитета (администрации). Право управлять имуществом реализуется только юридическим лицом, которое способно эффективно использовать переданное в оперативное управление имущество, исходя из основного вида деятельности организации.

В договоре оперативного управления недвижимым имуществом прописывается следующая информация.

  1. Данные сторон договора.
  2. Данные предмета договора. Это может быть наименование имущества, его местоположение, технические характеристики, назначение.
  3. Стоимость передаваемого в управление имущества. Ее необходимо учесть на балансе юридического лица.
  4. Конкретные права, которые получает организация в результате передачи имущества в оперативное управление.
  5. Обязанности сторон договора.
  6. Срок действия договора.
  7. Указания по внесению корректировок в договор, если это будет необходимо.
  8. Условия, по которым договор оперативного управления может быть расторгнут досрочно и в одностороннем порядке.
  9. Подписи сторон и скрепление печатями.

К договору на оперативное управление имуществом обязательно прилагается акт приема-передачи. В акте следует указать полный перечень передаваемого в оперативное управление имущества, описать его технические характеристики, фактическое состояние и установленную стоимость.

При передаче в оперативное управление помещения необходимо приложить к документам заверенную копию поэтажного плана здания, в котором оно находится. В ситуации, когда по договору передается все здание, к документам прикладывается технический план здания и земельного участка, на котором оно располагается.

Договор оперативного управления недвижимым имуществом между физлицом и ИП

Цель данного договора — извлечение дохода от сдачи недвижимого имущества в аренду, выгодоприобретателем по которому является физическое лицо.

Возлагается ли обязанность по уплате налога на доходы физических лиц на учредителя доверительного управления по месту его жительства (регистрации) либо доверительный управляющий может уплатить налог на доходы физических лиц по месту жительства учредителя доверительного управления с прямым указанием в договоре доверительного управления или в соответствии с отдельным поручением?

Имущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по договору доверительного управления имуществом, регламентируются ст. 1012-1026 ГК РФ. Несмотря на то что согласно ст. 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в соответствии со ст.

Внимание

Условия договора доверительного управления имуществом Гражданский кодекс четко перечисляет те условия, которые обязательно следует отразить в тексте соглашения. Без согласования их сторонами договор доверительного управления имуществом считается попросту незаключенным.

Так, к существенным относятся условия:

  • об объектах, переходящих к управляющему (сложносоставное имущество передается по описи);
  • субъекте, в интересах которого будет осуществляться договор;
  • величине вознаграждения, которое собственник будет выплачивать управляющему (если вознаграждение не предполагается, то в тексте соглашения следует прямо указать на его безвозмездность);
  • сроке действия соглашения (максимально — 5 лет).

Остальные условия договора доверительного управления имуществом не носят обязательного характера.

Для защиты прав на имущество, находящееся в управлении, Доверительный управляющий вправе использовать любые не запрещенные законом средства защиты, включая иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения, защиту прав собственника от всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также защиту прав владельца, не являющегося собственником (ст.301, 302, 304, 305 ГК РФ). 15. Вариант 1.

В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество Управляющего, а при недостаточности и его имущества – на имущество Учредителя, не переданное в доверительное управление.

Учредитель управления обязан предупредить Доверительного управляющего о том, что объект, передаваемый в доверительное управление, обременен залогом. В противном случае Доверительный управляющий вправе потребовать расторжения настоящего договора по основаниям п.2 ст.1019 ГК РФ и выплаты ему при этом причитающегося вознаграждения по этому договору за год.

В случае если доверительное управление представляет собой безвозмездный договор, вопрос ставится только лишь о расторжении договора, требование вознаграждения исключается. В пределах, предусмотренных законом, Доверительный управляющий осуществляет в отношении переданного в его управление имущества правомочия собственника.

Распоряжение недвижимым имуществом осуществляется Доверительным управляющим в соответствии с настоящим договором.

По всем вопросам, не нашедшим решения в условиях настоящего договора, но вытекающим из отношений сторон по нему, затрагивающих их имущественные интересы, стороны будут руководствоваться положениями действующего законодательства Российской Федерации. 28.

Настоящий договор может быть изменен и/или дополнен сторонами в период его действия на основе их взаимного согласия и наличия объективных причин, вызвавших такие действия сторон. 29.

Если стороны не достигли согласия о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами, по требованию заинтересованной стороны договор может быть изменен и/или дополнен по решению суда только при наличии условий, предусмотренных действующим законодательством.

Последствия изменения и/или дополнения настоящего договора определяются взаимным соглашением сторон или судом по требованию любой из сторон договора.

При передаче в доверительное управление имущества, обремененного залогом, право залогодержателя обратить взыскание на это имущество сохраняется. Учредитель управления обязан предупредить Доверительного управляющего о том, что объект, передаваемый в доверительное управление, обременен залогом.

В противном случае Доверительный управляющий вправе потребовать расторжения настоящего договора по основаниям п.2 ст.1019 ГК РФ и выплаты ему при этом причитающегося вознаграждения по этому договору за год. 12.

В ситуации, когда в договоре он не указан, прибыль от использования объекта получает учредитель управления.По общему правилу доверительным управляющим может быть физлицо, имеющее статус ИП, либо коммерческая организация. Это правило вполне логично, так как деятельность управляющего является предпринимательской.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Изъятие имущества

Разрешено изымать имущество, если:

  • оно не используется;
  • используется не по назначению.

Закон распространяет это право на объекты, закрепленные собственником или приобретенные за счет средств, которые были им выделены.

Изъятыми ценностями собственник вправе распорядиться так, как считает нужным.

Регистрация права оперативного управления

Объем полномочий, коими наделяется компания, осуществляющая оперативное управление, определяется владельцем имущества путем составления договора.

После подписания этого документа обеими сторонами соглашения и изданием собственником постановления о переходе имущества в оперативное управление, право на пользование объектом переходит другому участнику сделки.

Правовой статус переданного имущества меняется только после прохождения обязательной государственной регистрации права, проводимой либо по адресу нахождения имущества, либо по юридическому адресу обладателя этого права.

Источник: https://giak.ru/prochee/dogovor-operativnogo-upravleniya-imushhestvom.html

Договор оперативного управления недвижимым имуществом

Здание в оперативное управление нескольким организациям. Право оперативного управления

Право оперативного управления недвижимым имуществом — ограниченное право для учреждений и казённых предприятий распоряжаться закреплённым за ними имуществом в соответствии с законом или с согласия собственника.

То есть, если за организацией закреплено здание, земельный участок, оборудование или автомобиль, она не имеет права распоряжаться ими по своему усмотрению.

Учреждение пользуется закреплённой недвижимостью безвозмездно. По этой схеме чаще всего работают:

  • школы;
  • детские сады;
  • дворцы культуры;
  • больницы;
  • предприятия ЖКХ и т.п.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

На основании 299 статьи ГК РФ, данное право возникает у того или иного предприятия, за которым было закреплено определённое имущество, с момента передачи недвижимости. Исключение может составлять решение владельца объекта или нормы законодательства, регулирующие данную сферу.

Полезный материал: Оценка рыночной стоимости квартиры.

Цели и задачи

Есть несколько причин, для чего недвижимость переводят в оперативное управление.

  • Самое важное — это поддержка объектов в состоянии работоспособности. Бывает, какое-то здание давно стоит без дела, при этом местный консервный завод ютится в одноэтажном небольшом доме. В этом случае выгодно передать здание заводу, чтобы он его обслуживал и содержал в технически исправном состоянии.
  • Если речь идёт о недвижимости от собственника-частного лица, то он передаёт свою недвижимость в оперативное управление с одной целью — чтобы она стала «работать» и приносить деньги. Вопрос о функциональной пригодности уходит на второй план. Объект через некоторое время может вернуться владельцу: продавать, дарить или сдавать в аренду недвижимость в ОУ нельзя.

Директор предприятия, после получение права оперативного управления недвижимостью, ставит перед собой несколько задач — от их выполнения будут, в том числе зависеть его доходы и доходы работников.

  • У объектов должна быть своя структура: у предприятия, помимо здания, должно быть оборудование и транспорт, у школы — футбольное поле и спортивные тренажеры на улице.
  • Объекты должны быть рентабельными: если это производство — приносить доход и не покупать каждый год дорогостоящее оборудование, если школа — не делать каждый год ремонт в кабинете директора, без необходимости.
  • Вообще, затраты на содержание и эксплуатацию объектов при таком управлении необходимо снижать. Регулярно ухаживать и следить за оборудованием.

У каждого предприятия или казённого учреждения свои приоритеты по выполнению этих задач.

Структура соглашения

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Передача недвижимости влечет изменение статуса земельного участка, на котором располагается объект. Здесь включается единство судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.

Передача прав на участок оформляется в том же договоре или отдельным соглашением. Оформление сделок проводится одновременно.

Передача недвижимости в ОУ

Недвижимое имущество закреплено за учреждениями или предприятиями их собственником. Чаще всего это госимущество. Поэтому решение о передаче принимает уполномоченный на распоряжение муниципальными объектами орган.

Решение может быть в виде акта, приказа или другого нормативного документа:

  1. После решения о закреплении объекта, нужно оформить документ о его фактической передаче — акт приёма-передачи.
  2. После этого имущество снимают с баланса муниципалитета и проходят процедуру его госрегистрации для оперативного управления.
  3. Учреждение или предприятие получает свидетельство установленного образца об успешно пройденной регистрации.

Регистрация

Юридическая возможность пользования недвижимостью у предприятия или учреждения возникает только после соответствующей государственной регистрации.

Чтобы пройти эту процедуру нужно составить соответствующий договор и собрать пакет документов.

Договор

Чтобы передать государственную или муниципальную недвижимость в оперативное управление соответствующему органу, нужно получить соответствующее разрешение и приказ от главы муниципалитета или госоргана. После чего можно заключать договор.

Письменное соглашение, на основании которого одна сторона передаёт имущество в управление другой стороне заключают казённые учреждения (или предприятия) и собственник недвижимости( государство, муниципалитет или частное физическое лицо).

Договор имеют право заключать правообладатель, законный представитель владельца помещения, нотариус или юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

Недвижимость становится на баланс юридического лица, за него нужно платить налоги и другие сборы. В документе обязательно должны быть указаны:

  1. предмет договора;
  2. срок действия контракта;
  3. порядок передачи имущества;
  4. данные обеих сторон;
  5. сведения об имуществе;
  6. условия по внесению изменений и дополнений в договор;
  7. условия досрочного расторжения договора;
  8. реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

Если у имущества не определена кадастровая стоимость, нужно провести оценку недвижимости.

Образцы договоров можно найти в свободном доступе в Интернете и составить его самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

Источник: https://nedvizhimost23.ru/dokumentaciya/peredacha-nedvizhimosti-v-operativnoe-upravlenie.html

Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

Здание в оперативное управление нескольким организациям. Право оперативного управления

м права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением.

Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно.

Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Источник: https://jurist.lawyer/house/operativnoe-upravlenie.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: